Проблемы неоязычества обсудили на семинаре в московском Центре Карнеги

Общество 
0
64
Время на чтение 4 минуты
Тенденции развития современного язычества стали предметом обсуждения религиоведов, философов, социологов и журналистов на семинаре, который состоялся в Московском центре Карнеги 14 января. Мероприятие прошло в рамках проекта, посвященного состоянию современных религиозных верований в их отношении к процессам глобализации. Семинар возглавил член научного совета Центра Карнеги Алексей Малашенко. Основной доклад был сделан аспиранткой Института философии Российской академии наук, сотрудником проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" Анастасией Струковой.
Сохранение и развитие феномена язычества докладчица расценивает как один из парадоксов периода глобализации, которая, в частности, направлена на нивелирование таких краеугольных для язычества понятий, как род и национальный фактор. Отвечая на вызов глобализации, современное язычество выбирает крайне полярные пути: это или резкая антиглобалистская позиция, или так называемая "либерализация" язычества и попытка вписаться в контекст мировых экономических, технологических и культурных связей. Первая тенденция восходит к началу XX века, вторая же возникла в 60-е годы того же столетия и сейчас, по мнению Анастасии Струковой, набирает силу. Этому направлению в язычестве и был посвящен доклад. К "либеральной" тенденции автор относит такие характеристики язычества, как пантеизм, "непротивление естественному ходу вещей", а также гибкое понимание традиций, которые в различных языческих общинах имеют свои особенности. В современном мире константы язычества претерпевают существенные изменения: так, понятие "рода" теперь означает не сообщество родственников, а общину единомышленников, объединенных духовными поисками и моральными нормами. Более того, отмечается тенденция роста числа язычников-одиночек. Доступ в современные языческие общины становится все более открытым; язычники разных стран и традиций активно общаются друг с другом, используя при этом интернет. Серьезной трансформации подвергаются в "либеральном" язычестве и семейные отношения. Из "агрессивной мужской религии начала ХХ в." язычество превратилось в систему представлений, где женщина не только допускается в общины, но и нередко играет в них ведущую роль.
Анастасия Струкова считает некорректной какую бы то ни было классификацию современных язычников, но ей все же приходилось пользоваться такими характеристиками, как традиционное и неофитское (оно же - городское) направление в язычестве. Конфликт между представителями этих ветвей отмечен на Алтае, в Поволжье, Удмуртии, Марий-Эл, о чем свидетельствуют частые разоблачения шаманов-самозванцев. В языческой среде возник термин "ряженые": так называют тех, кто буквально пытается воспроизвести житейский уклад предков. Подобное течение в язычестве исследовательница считает маргинальным и бесперспективным.
Говоря о путях развития язычества, докладчица отметила, что у этой религии есть все возможности для роста числа последователей. Многих располагает к язычеству отсутствие четкой иерархической структуры, автономность по отношению к государству, а также "избирательное принятие ценностей мировых религий, которые сейчас находятся в сложном положении". Этот синкретизм, по мнению автора доклада, и помогает язычеству вписаться в современный мультикультурный контекст и увеличивает число его адептов, особенно из среды молодых образованных людей.
Доклад вызвал заинтересованную дискуссию. Профессор Московского государственного университета им. Ломоносова, религиовед Игорь Кантеров поставил вопрос о причинах востребованности язычества "в современном сознании". В числе главных причин он назвал "неоплаченные счета православной Церкви и ислама, которые не смогли глубоко проникнуть в этнос", а также способность язычества с особым вниманием отнестись к тем проблемам, которые так волнуют наших современников: это здоровье, экология, этническая идентификация. Примером "встречи" язычества и глобализации ученый считает разного рода объединения New Age, учение которых включает близкие язычеству элементы.
Исламовед Александр Игнатенко обратил внимание на то, что в исламской среде в разных регионах мира "набухают процессы" возвращения к историческим корням, истокам, которые по существу являются языческими. В этом ключе он расценил усилия главы Центрального духовного управления мусульман России муфтия Талгата Таджутдина по организации паломничества к святыням древней Булгарии, которые связаны с языческой религией тюркских народов - тенгрианством.
На семинаре присутствовали также и сами язычники. С интересом было встречено выступление члена языческой общины (Этическое движение "Родная Земля") Светланы Зобниной, представившейся также как "специалист по компьютерам". Будучи представителем "либерального" язычества", С.Зобнина подчеркнула, что "глобализация - не совсем либеральная вещь", и отметила много отрицательных ее сторон. Она выразила удивление тому, что в докладе и в процессе обсуждения не была затронута тема экологии. Выступавшая уверена, что "либеральная" тенденция в нашей стране пока представлена меньшинством язычников, большинство же из них будут "устойчиво против" глобализации. С апологией современного язычества выступил также писатель Александр Асов, издающий "Велесову книгу" и другие подобные тексты. Он предлагает более точное, на его взгляд, название для мировоззрения своих единомышленников - "родноверие".
Издатель старообрядческого журнала "Церковь" Александр Антонов обратился к присутствующим с призывом включить в число объектов изучения такой многовековой и развитый языческий русский культ, как "культ Бахуса". По его мнению, это устойчивая религия со своими заповедями, мучениками и даже "своим Юстинианом". На семинаре выступили также религиовед Павел Пучков, историк Сергей Рябов, социолог Энвер Кисриев, философ Борис Кнорре и другие.
Подводя итоги заседания, руководитель исследовательской группы "Энциклопедия современной религиозной жизни России" Сергей Филатов коснулся вопроса о перспективах язычества и пообещал, что "рост его везде будет весьма значительным". Алексей Малашенко отметил, что в недалеком будущем, когда "борьба между глобализацией, православием и исламом придет к окончательному разносу", язычество "с его мягкой перспективой станет для многих привлекательным".
Благовест-инфо
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Не наступить бы на ватиканские грабли
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.06.2024 20:47
Александр Дворкин против о.Андрея Ткачева
Новый комментарий от Русский Иван
23.06.2024 20:26
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Roman from Sinigorye
23.06.2024 19:46
Иного варианта у нас нет
Новый комментарий от Валерий Медведь
23.06.2024 18:39
Штурм прошёл успешно – проблемы остались?
Новый комментарий от Валерий Медведь
23.06.2024 18:31
О «патриотическом социализме»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.06.2024 15:24
22 июня
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.06.2024 15:13