На пресс-конференции 8 декабря в Хараре журналист попросил д-ра Райзера, германского протестантского теолога и ведущего экумениста, прокомментировать высказывание о. В. Чаплина. Райзер указал на последнее исследование вопроса о рукоположении женщин двух уважаемых православных богословов, епископа Каллистоса Уара и Элизабет Бер-Шигель, которые по его словам, сделали заключение, что "нет существенных экклезиологических причин запрещать рукоположение женщин в православной традиции". Д-р Райзер сказал, что исследования епископа Каллистоса и Бер-Шигель развили "новые и независимые (?) перспективы для православных". Эти работы показали, что "если рассматривать серьезно христианское утверждение, что мужчина и женщина были созданы равно имеющими образ Божий,... принцип систематического исключения женщин из священнослужения не может быть защищен на чисто богословской основе". Хотя лишение женщин возможности священнослужения все еще утверждается в Православных Церквях на основе "исторических, традиционных и канонических причин", все это не имеет богословского стержня, как считает Райзер. Он заявил корреспонденту ENI, что в настоящее время вопрос рукоположения женщин в священнический сан в Православных Церквях "обсуждается чисто богословски", но тот факт, что данная проблема поднимается все чаще, "дает нам надежду, что дискуссия еще может сдвинуться с мертвой точки".
Во время пресс-конференции Райзер сказал, что он "полностью согласен" с замечаниями д-ра Дженис Лов из объединенной методистской церкви (США), бывшей членом центрального и исполнительного комитетов ВСЦ, назвавшей речь о. В. Чаплина "одной из самых опечаливающих, какую я только слышала" за свои 23 года работы в центральном комитете ВСЦ. Она также добавила, что была очень расстроена "антиэкуменическим духом" речи.
На пресс-конференции Райзер также вновь выразил надежду на начало подготовки главными мировыми христианскими традициями к всемирному христианскому собору для разрешения вопросов, разделяющих церковь. Впервые в 1996 году Райзер внес предложение о том, что основные христианские традиции должны в 2000 году начать переговоры для улаживания спорных вопросов. По мнению генерального секретаря ВСЦ только истинно всемирный собор способен разрешить догматические проблемы между церквями. Такие соборы проводились в первые века Христианской Церкви епископами для совместного выяснения доктринальных вопросов.
Делегаты ассамблеи ВСЦ обсуждали проекты, известные как "Общее понимание и видение" будущего ВСЦ. Прежние планы предполагали проект всемирного собора, но в конце концов участники ассамблеи сошлись на пересмотре курса ВСЦ. Сейчас в документе по "Общему пониманию..." говориться вместо собора о "форуме". На вопрос корреспондента, разочарован ли Райзер отсутствием проекта всемирного христианского собора в заявлении по "Общему пониманию...", лидер мирового экуменизма сказал, что он "не удивлен, что проект (всемирного собора) не был немедленно подхвачен", но все еще считает принятое решение соответствующим данному направлению движения: "Я не оставил надежды на то, что если не в 2000, то уж в 2001 году обязательно должно состояться собрание, которое положит начало подобного процесса (организации всемирного собора)".
Проект Райзера получил осторожную поддержку Тома Странски, официального наблюдателя римо-католической церкви на ассамблее ВСЦ. Странски сказал на пресс-конференции, что "важнейшим в римо-католическом понимании сущности экуменического движения является как раз стремление к вселенскому собору". Странски также заявил, что не исключает возможности соединения папства и ВСЦ в будущем. По его словам в ходе второго Ватиканского собора римской католической церкви было принято решение не пытаться получить членство в ВСЦ, однако "подобные запрещения" не обязательно должны применяться в будущем.
ENI /