itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Божеское и человеческое, вечное и сиюминутное...»

Живописная археология Сергея Кириллова

0
329
Время на чтение 4 минуты

Наиболее значительные события жизни Отечества на протяжении веков находят своё художественное осмысление в исторической живописи. Неожиданно оживлённую дискуссию вызвало недавно завершённое художником Сергеем Кирилловым полотно «Смутное время. Лжедимитрий».

Сергей Кириллов готовится к осуществлению очередного творческого замысла по нескольку лет, глубоко изучает время и место драматургии будущей картины. Далее включается незаурядный талант живописца, тонко чувствующего колорит настроений сюжета; интуиция, внутренняя логика мастера подчас сама выстраивает неожиданные композиционные решения... Творчество Сергея Кириллова напоминает археологические раскопки, когда слой за слоем исследователь удаляет в раскопе грунт покровов исторического забвения по мере того, как постепенно всё яснее проступают подлинные контуры, очертания искомых артефактов...

Одним из таких судьбоносных моментов в жизни наших предков стало Смутное время. К теме Смуты, её сердцевине - Лжедимитрию - закономерно обратился и Сергей Кириллов в своей картине «Смутное время. Лжедимитрий. (Тело Лжедимитрия на Красной площади 17 мая 1606 г.)».

Картина Кириллова живописует трагедию честолюбца-авантюриста, посредством которого была инициирована кровавая катастрофа Смуты, трагедию обманчивого взлёта и стремительного падения мятежной гордыни. Под кистью художника напряжённо проворачиваются жернова национальной истории, пульсирует время балансирования народа на краю бездны, от полотна веет напряжённостью тайны исторической судьбы Отечества.

Гришка Отрепьев, в личине московского царя, повержен; колесо фортуны сбросило со сцены Смуты первого актёра-самозванца, но не последнего. Казалось бы, безумству смутьянов пора угомониться... Но низменные страсти огромного людского моря (майдана?!) выпущены на свободу вседозволенности, безумства гордыни, всесилия подлости и злодейства.

В центре композиции - тело царя-самозванца, безмолвно распростёртое в окружении суетящихся человеческих фигур...

За всем этим стоит безмолвная твердыня - Кремль, по моему мнению, действительно главный герой картины-сказания, полотна-притчи Сергея Кириллова... Автор картины - мастер впечатляющих многоплановых композиций, в историческом контексте невольно приобретающих значение символа. На полотне, по мере его внимательного лицезрения, проступает противостояние, с одной стороны, изменчивых пёстрых страстей человеческого муравейника, с другой стороны, целомудренного мудрого безмолвного присутствия, доминирования Московского Кремля с его державными соборами и мощами святых. Кремль преисполнен национальной памяти и исторического опыта, он много пережил и изведал за столетия своей жизни, его судьба скрывается в далёком будущем... Твердыня «града на холме» безмолвно возвышается над кровавой суетой Красной площади - основной сцены русской трагедии. На картине Кремль предстаёт как образ Вечной России, как ковчег - корабль спасения всего русского, спокойно плывущего по волнам смут, войн, революций, подвигов и измен: курс Кремля - вечность.

Кремль на картине невозмутим, поскольку знает: уже к вечеру труп самозванца исчезнет с Красной площади, и его место через пару веков займёт мемориал гражданину Минину и князю Пожарскому... Осознание, что главным положительным персонажем картины выступает Кремль, приходит не сразу, но как всякая значительная персона истории, Московский Кремль предпочитает на картине скромно держаться в тени...

Удивительна способность живописца вводить в смысловой контекст сюжета исторической картины символические архитектурные образы, играющие не второстепенную - фоновую, иллюстративную роль, а равноправно с историческими персонажами раскрывающие смысл замысла, идейную миссию картины.

Стены и башни Кремля становятся под кистью Сергея Кириллова реальностью более высокого уровня, доминирующей по отношению к суете и кипению страстей человеческого муравейника. Кремлёвская твердыня приоткрывает в композиции картины раздвоение окружающей реальности на духовное и материальное, Божеское и человеческое, вечное и сию-минутное, прошедшее и предстоящее, напоминают о вечных началах бытия...

Композиция картины многолика, многополюсна. Важно восприятие сюжета в целом, во всей совокупной сложности крупных содержательных планов, ключевых мизансцен, подчас завуалированных, подсознательно воспринимаемых колористических, тональных переходов. Совокупность этих составляющих, дополняя друг друга, в своей соборности передаёт смысловую, философскую глубину замысла художника.

Живопись Кириллова - это не лёгкое живописное чтиво...

Приглушённо-траурные тональные переходы окраски стен и башен Кремля, напряжённо-трагическая атмосфера вокруг зыбких фигур горожан невольно напоминают созерцателю завет Православия: «Помни о смерти - и вовек не согрешишь»... Вид распростёртого тела самозванца не вызывает брезгливости, не провоцирует жалость, скорее наводит на размышление о неисповедимых судах Божиих, пробуждает «память смертную»...

Создаётся впечатление, что труп самозванца выставлен на символический операционный стол суда истории. Вокруг толпится простой народ в разноголосии своих незамысловатых мнений...

Образы стрельцов навевают современные аналогии с дознавателями-патологоанатомами: сама история неумолимо проведёт вскрытие, «отберёт биологические пробы» для установления исторической правды, поскольку нет ничего тайного, что бы в своё время не стало явным. Вокруг трупа вчерашнего властелина отсутствуют подобострастные бояре, исчезли союзники-поляки, спесивые шляхтичи во главе с Мариной Мнишек, пронырливые иезуиты.

«Sic transit Gloria mundi» - так проходит земная слава...

Ничто не проходит даром, во всём есть глубокий смысл...

С позиций вечности таинственно-величавые стены Кремля сочувственно взирают на толпу. Художник оставляет зрителю право самому провести расследование мотивов борьбы претендентов на московский престол в ходе Смутного времени, а таких было немало... Картина тактично делает нам, зрителям, предложение погрузиться в мир не фальсификаций, но правды отечественной истории: Сергею Кириллову удалось создать наиболее полный, глубокий образ Смуты во всех её ипостасях, соблазнах, блеске и нищете, взлётах и падениях, в людях и окружающей природе...

Побывав в «кирилловском» XVII веке, мы возвращаемся в свой XXI век мудрее, раздумчивей, чище... Живопись Сергея Кириллова во всей её цветущей сложности, мудрости составляет неотъемлемую часть Вечной России, которую, по утверждению Тютчева, умом понять невозможно, но можно и нужно в неё верить.

А.С. БОЧКОВ,
член Русского исторического общества

http://www.rv.ru/content.php3?id=12124

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Бочков
Берегите слово Русское!
О роли названия, имени, термина
25.12.2023
Когда в России снова запоют?
Песня всегда помогала нам выживать и побеждать
02.06.2023
Все статьи Александр Бочков
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30