От Бога не отдыхают

0
667
Время на чтение 9 минут

 

Протоиерей Сергий Филимонов

 

Протоиерей Сергий Филимонов

3 февраля исполнилось 10 лет со дня кончины протоиерея Василия Ермакова. В этот день на его могиле с утра до вечера служили панихиды. Служили священники храма преподобного Серафима Саровского, в котором батюшка служил до последнего вздоха, многие клирики Санкт-Петербургской епархии, священники из разных городов и весей. В день преставления отца Василия приезжают почтить его память сотни духовных чад со всех концов России. На Серафимовском кладбище народ не расходится до вечера, а вечером все перебираются в дом культуры у Нарвской заставы, где ежегодно проводится вечер памяти любимого пастыря. В переполненном зале не только его духовные чада, но и те, кто не были на его службах, а узнали о нем из документальных фильмов и книг.

При жизни батюшки в Серафимовском храме можно было увидеть такую картину: у иконы Божией Матери Казанской молится народная артистка Нина Усатова. В тесной кухоньке, примыкающей к алтарю, батюшка беседует с народным артистом России Сергеем Маковецким. У крыльца поджидает отца Василия группа обер-офицеров военно-морского флота во главе с адмиралом. Поодаль, в толпе гражданского люда, армейские офицеры. На тропинке, ведущей от храма к церковному дому, и стар и млад стоят плотными рядами так, что невозможно пройти.

Отец Василий приезжал в храм очень рано (только в последние годы - незадолго до начала службы) и принимал народ, пока хватало сил. Кто только не приходил к нему! Его чадами были капитан первого ранга В.Т. Багрянцев и офицеры печально известной подводной лодки «Курск», видные ученые, пожилые прихожанки, окормлявшиеся у него более полувека, молоденькие студентки, кадеты, нахимовцы, православные из Америки, Израиля, многих европейских стран. Мои друзья, чинившие крышу храма, видели, как ранним утром весной 2003 года шел на беседу к батюшке тогдашний петербургский губернатор В.А.Яковлев.

В праздничные дни в храме собиралось такое количество молящихся, что некоторые люди, впервые пришедшие на службу в Серафимовский, приходили в изумление. Один профессиональный строитель из Голландии утверждал, что столько людей не могут вместиться в таком маленьком помещении. После службы он долго и терпеливо считал выходивших из храма богомольцев. Дойдя до пятисот, утомился и прекратил: «Этот храм и для сотни мал». После этой считалки он не удивился, что оба его сына приняли православие. Младший, Эрик, был крещен с именем Георгий и вскоре принял священнический сан. Из него получился многочадный и вполне русский батюшка. Служит он в России (с трудом убежал из родной Голландии, когда деятели ювенальной юстиции хотели отобрать у него детей).

Есть много свидетельств о чудесной помощи отца Василия не только при жизни, но и после его перехода в вечность. Я не стану рассказывать об этих чудесах. Об учителе судят по его ученикам. Многие из тех, кого отец Василий привел к Богу, стали священниками и продолжили пастырский подвиг своего духовника.

Сергей следовал незыблемым принципам, в основу которых легла заповедь о любви к ближнему

О протоиерее Сергее Филимонове хочется рассказать особо. Он не только священник, но еще и доктор медицинских наук, профессор первого медицинского института, практикующий врач. Точнее было бы сказать, что он не только врач, но еще и священник. И путь его к священству был очень непростым. Он написал о нем в книге «Воспоминания и размышления». Этот труд напомнил мне «Житие» протопопа Аввакума и замечательный труд Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», потому что свой жизненный путь автор рассматривает в свете постижения Божьего Промысла о себе самом и о людях, с кем пришлось пройти многие испытания. Несколько глав посвящены размышлениям о священстве.

Больничное начальство не понимало, для чего нужна церковь

Его путь к Богу начался во время обучения в Военно-медицинской академии. Молодой курсант часто задумывался о смысле жизни. Обрел он его в православном христианстве. Идеал бескорыстного служения был близок ему с раннего детства. Пример такого служения он видел у собственных родителей. Его колыбелью была карета скорой помощи, в которой работала его мать. Ребенка не с кем было оставить, и она возила его с собой на вызовы. Отец, военный врач, многие годы служил в горячих точках - в Афганистане и Африке. Будучи школьником, Сергей мог неделями не видеть родителей: отец - в дальней командировке, а мать до полуночи на службе. Это определило выбор профессии, а позже решимость продолжить дело родителей обрела твердую христианскую основу. С первых дней врачебной практики Сергей следовал незыблемым принципам, в основу которых легла заповедь о любви к ближнему. Отец Сергий откровенно признается в том, что без соблюдения этой заповеди невозможно стать настоящим врачом. Но соблюсти ее невероятно трудно. Помимо профессиональных проблем, врачу нередко приходится сталкиваться с грубостью, неблагодарностью, недоверием, а иногда - откровенной ненавистью. Порою приходится напрячь все душевные силы, чтобы разглядеть в ненавидящем тебя человеке образ Божий и возлюбить его. Молодой военный врач Сергей Филимонов служил на флоте, а когда горе-реформаторы принялись разваливать армию, стал гражданским врачом. Он не мог представить, какие жестокие бои ему придется выдержать. Военным врачом он был в мирное время, а как только «вступил на капитанский мостик корабля спасения», христоненавистники объявили ему настоящую войну. Бесовские «торпедные атаки» продолжались много лет, пока он служил литургии в больницах, а особенно - когда приступил к строительству храма в честь иконы Божией Матери Державной. Теперь, когда домовые церкви есть почти в каждой больнице, трудно представить, с чем пришлось столкнуться первопроходцам. После векового официального безбожия больничное начальство искренне не понимало, для чего нужна церковь. Но даже когда отцу Сергию удавалось уговорить начальство выделить помещение и наладить в нем регулярное богослужение, возникали проблемы. В одной из больниц ему предоставили проходную комнату над моргом. Вверху были палаты с больными, внизу - ушедшие в мир иной. Иногда во время службы через домовую церковь проезжала каталка с трупом. А в больнице Академии Наук в конце литургии при выносе Чаши в нескольких палатах стали дико кричать и метаться пациенты. Врачи не знали, как их успокоить. То, что это беснование, они, в силу атеистического воспитания, не могли понять. Отца Сергия обвинили в том, что своими «религиозными действиями» он нарушает спокойствие больных. Церковь была закрыта, а отец Сергий уволен.

Во время службы через домовую церковь проезжала каталка с трупом

Священником он решил стать после прочтения книги об архиепископе Луке (Войно-Ясенецком). Но решил далеко не сразу. Подвиг этого святого врача произвел на него неизгладимое впечатление. Он понял, что быть только врачом для него уже недостаточно. Хотя и работал он в нескольких клиниках, что называется, на износ. Книгу об архиепископе Луке дал ему духовник - отец Василий Лисняк. Он же предельно деликатно стал помогать Сергею увидеть в собственном сердце сокровенное желание послужить Богу в качестве священника. Во всем, что стало происходить в его жизни с момента воцерковления, просматривалась очевидная помощь Божия. Прежде всего в том, как Господь бережно передавал его с рук на руки духовникам. После кончины отца Василия Лисняка его духовником стал архимандрит Псково-Печерского монастыря Пантелеймон. Но и он вскоре скончался. По совету отца Иоанна (Крестьянкина) Сергей обратился с просьбой взять его в духовные чада к отцу Василию Ермакову. Тот после краткой беседы ответил в свойственной ему манере: «Берем». С той поры уже иерей Сергий не расставался со своим духовным отцом вплоть до последней в жизни отца Василия литургии. Это была служба в Казанском соборе. Отец Василий, совершенно обессиленный, в полуобморочном состоянии, едва живой после инсульта, сидя выслушивал молитвы. Отец Сергий видел, что он может умереть в любую минуту. Но отец Василий, превозмогая боль, неожиданно поднялся, подошел к престолу и вместе со всеми священниками причастился. Это было лишь врачу понятное чудо: не кто иной как Господь дал силы своему верному служителю. Для отца Сергия это послужило уроком того, как трепетно нужно относиться к Причастию, и уверением в том, что для любящих Бога нет большей радости, чем приобщение Святых Таин, и что ради этого Самим Богом «нарушается естества чин».

Отец Сергий обращался к своему духовнику за советом по всем вопросам. А проблем, с которыми пришлось столкнуться, было немало. И всякий раз он получал верные советы и благословение на задуманные дела. Он и сам не мог понять, как ему удавалось при огромной врачебной нагрузке служить литургии, учиться и закончить семинарию, а затем и академию, одновременно с научной и педагогической деятельностью строить храм, защитить сначала кандидатскую, а потом и докторскую диссертации. Помимо этого, отец Сергий проделал огромную работу по организации в Петербурге объединения православных врачей. Это было одно из первых в России подобное объединение. Без помощи Божией и молитв духовника было бы невозможно совершить и десятой доли того, что сделано.

Особая проблема для отца Сергия - участие врача в деле спасения человека. Как познать меру дозволенного медицинского вмешательства?! Он понимал, что для некоторых больных исцеление телесное может оказаться далеко не полезным, что болезнь для них - это горькое лекарство, которое Господь дает для исцеления и спасения души... Но как применить это понимание во врачебной деятельности, когда нужно строго выполнять то, что предписано правилами? Как убедить неверующего человека в том, что ему нужно не столько больничное лечение, сколько изменение жизни: покаяние и соблюдение заповедей Христовых?! Разумеется, это непросто. Но отцу Сергию во многих случаях удается. И молодые врачи, которым он передает свои знания в адъюнктуре, явственно видят, как на деле реализуется то, чему учит их профессор Сергей Владимирович Филимонов. Они обращаются к нему по имени-отчеству, но прекрасно понимают, что имеют дело с духовным лицом, строго следующим высоким принципам. Их профессор обходителен и ласков и с больными, и с коллегами. Примечательно то, что у него даже нет отдельной комнаты. Свой скромный кабинет, где нет места для дивана, чтобы отдохнуть после трудов, он делит с доцентом Владимиром Михайловичем Филимоновым - своим родным отцом.

Благодать Божия, почивающая на христианах, удерживает сообщества от разложения

Многие пациенты отмечают то, что атмосфера в этой клинике, не похожа на ту, с которой, к сожалению, приходится сталкиваться в некоторых лечебных заведениях. Но далеко не все понимают, в чем причина. Отец Сергий утверждает, что присутствие христиан в рабочих коллективах имеет огромное значение. Благодать Божия, почивающая на них, удерживает сообщества от разложения. И не надо отчаиваться, что таких сообществ немного. Чем меньше в мире христиан, тем изобильнее изливается Благодать на оставшихся. Ведь заповедано «малому стаду» не бояться, поскольку христиане и в меньшинстве удерживают умножившееся зло.

Своим прихожанам отец Сергий постоянно говорит о том, что самая большая беда - теплохладность: «Вера наша огненная. Добро могут делать только люди с пламенным сердцем. Поспешности суеты и зла противопоставим быстроту и пылкость в осуществлении добра. Быстрое раскаяние в грехах, быстрое прощение согрешивших против нас, быстрый отклик на всякую просьбу, быстрое подаяние ближним всего, что может вывести их из беды, быстро замечать, что кому нужно, и послужить вещественно и духовно каждому нуждающемуся, быстро проявлять решимость противостать любому проявлению зла. Горячность веры, любви и надежды - это навык мгновенно возносить сердце и все естество свое к Богу, предаваясь в Его святую волю, благодарить и славословить Его за все и во всякое время».

Многие видят в Церкви требы, но не видят Бога

Об одной из главных наших бед отец Сергий говорил: «Многие видят в Церкви требы, но не видят Бога. Хотят исцелиться от болезней, пьянства и наркомании, а Бога не ищут и о вечной жизни не думают. Живут лишь земным, временным и не думают о смысле и цели жизни. Вечная жизнь - продолжение земной. Человек не уходит пустым. Что накопил, что приумножил, как распорядился данным Богом талантом - то и унес в вечность, чтобы продолжить раскрывать накопленное в земной жизни. Мы не выбираем себе талантов. Бог сам вложил их в нас для исполнения Своего плана. История - это канва бытия Божия во времени. Человек обязан искать свое призвание в жизни и реализовывать способности во славу Божию и для пользы людей».

Когда я слушаю проповеди отца Сергия, читаю его размышления о сути веры и думаю о его трудах, невольно вспоминаю нашего общего духовного отца - протоиерея Василия Ермакова, видевшего смысл жизни в достижении святости. Это его замечательный афоризм «от Бога не отдыхают» стал девизом жизни отца Сергия Филимонова.

Александр Богатырев

http://www.pravoslavie.ru/102151.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Владимирович Богатырев
Все статьи Александр Владимирович Богатырев
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12