Во вторую неделю Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов - свт.Григория Паламу, жившего в XIV веке. Почему из сонма святых подвижников Божиих именно свт.Григорию Паламе посвящена целая неделя Великого поста? Отвечает настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос. Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН.
Православная Церковь с благодарностью вспоминает свт.Григория Паламу, потому что он сформулировал христианское вероучение о спасении, о цели христианской жизни, основываясь на святоотеческом наследии и на личном опыте, ибо он много лет подвизался на Святой Горе Афон, где проникся духом исихазма (от греч. покой, молчание) - опытного применения умного делания, требующего уединения и безмолвия, - и принял его для себя как основу жизни. В 1336 году он, уединившись в скиту св.Саввы, занялся богословскими трудами. В 30-е гг. XIV века из Калабрии (Италия) приехал на Афон учёный монах-католик Варлаам, познакомился с укладом духовной жизни исихастов и, опираясь на догмат о непостижимости Бога, объявил умное делание еретическим заблуждением. Святитель Григорий вступил в богословский спор с Варлаамом, а позднее и с его учеником - болгарским монахом Акиндином, который объявил Паламу и афонских монахов виновниками церковных смут.
Святитель Григорий отстаивал точку зрения - святоотеческую и практическую - о том, что человеку возможно в этой жизни увидеть свет Божества, энергию Божества. Да, Бога мы видеть не можем, но Его действия, которые вызваны Божественной энергией, мы можем - опосредованно - видеть в этом мире. Святые подвижники достигали состояния, когда видели Фаворский свет, т.е. энергию Божества. И через энергию Божества происходило наиболее тесное общение с Богом. Как сказано в Священном Писании, «мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что΄ будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3,2).
- Варлаам утверждал, что ведение Бога достигается не Его созерцанием, но человеческим мышлением: мол, богопознание можно приобрести с помощью философии. И ставил пророков и апостолов, видевших нетварный свет, ниже философов.
- Это католическая точка зрения о том, что человеческое рассуждение, человеческие умопостроения больше, чем опыт подвижников. Т.е. рассудочная деятельность человека и есть высшая способность человека (в том числе богословие) думать о Боге, рассуждать о Боге, находить что-то, сопоставлять... Но апостол Павел, восхи΄щенный до третьего неба, не просветился мыслями и умом, а получил озарение «силы благого Духа по ипостаси в душе». Святитель Григорий придерживался святоотеческой точки зрения, что человеческие рассуждения не могут охватить всей полноты истины, потому что человек ограничен в своей рассудочной деятельности, и в первую очередь своим опытом. Конечно, мы же не можем рассуждать о том, чего не видели, и начинаем фантазировать. Но фантазируем, опять же опираясь на свой опыт, ибо не можем фантазировать о том, чего никогда не видели, не можем говорить об этом категориями, которые не находят ничего сходного в этом мире. Вот, кстати, почему ещё свт.Василий Великий и свт.Григорий Богослов почитаются великими учителями: они искали и находили слова, которыми можно было бы в богословии, не искажая, описать взаимоотношения человека с Богом. Но как говорит свт.Григорий: кто такой истинный богослов? Тот, кто видел Бога. Только тот, кто видел Бога, может о Нём что-то сказать.
- Но видеть Бога невозможно.
- Можно видеть Его энергию. Об этом и речь - об обо΄жении, когда человек становится способен некоторым внутренним зрением видеть нетварную энергию Божества через Его действия. Тот самый Фаворский свет. Свт.Григорий Палама утверждал, что нетварный свет, т.е. видение Бога, - реальность, а не фантазия.
Если Варлаам утверждал, что энергия Божества (благодать) является тварной, т.е. сотворена Богом, и посылается как тварная энергия, то Палама возражал, что энергия эта нетварная, что она присуща природе Божественной. Варлаам, насмехаясь, говорил, что у афонских подвижников в голове происходят всякие умопомрачения, которые они принимают за духовные озарения и якобы видят свет. Святитель Григорий ответствовал, что свв. подвижники достигают состояния близости к Богу и видят нетварную энергию не телесными очами, а неким внутренним взором, если предварительно происходит очищение сердца, исцеление души и ума. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). Потому что человек, созданный по образу и подобию Божию, в результате обо΄жения становится способным это видеть. Христос даёт нам возможность возвращения в состояние обо΄жения. Что значит «обо΄жение»? Прп.Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни - стяжание Духа Божия, святость. Обо΄жение - это, говоря иначе, святость.
- Митрополит Иерофей (Влахос) в статье «Ведение Бога согласно святителю Григорию Паламе» пишет: Посредством обо΄жения человек удостаивается созерцания Бога. Обо΄жение же это есть не отвлечённое состояние, но соединение с Богом». Как понимать - соединение с Богом?
- Так ведь обо΄жение не может быть само по себе, только в результате общения с Богом. Человек, своей собственной волей очищая сердце от страстей, вступает, таким образом, в со-действие - т.е. происходит объединение энергий человеческой воли и Божественной воли. Душа человека очищается, и он становится способным общаться с Богом.
Варлаам утверждал, что человек не может познать Бога, возможно лишь символическое видение Бога, ибо человек - Его творение, тварь. На что Палама отвечал, что Бог непостижим по сущности, но мудрость апостолов и пророков не приобретается научением, она преподаётся им Духом Святым, являясь даром благодати.
Прп.Симеон Новый Богослов говорил: триблажены те, кто услышал (заповеди) и исполнил. А что же делать тем, кто не исполнил? А вот если ты веришь, что те смогли исполнить, то ты тоже блажен. Так и с учением свт.Григория Паламы. Понять всю глубину его вероучения может только тот, кто сам обо΄жился. Мы же труды святых отцов читаем поверхностно, в ту меру, в какую в состоянии постигнуть, опираясь на собственный опыт. А когда опыта нет, то мы читаем и ничего не понимаем, а значит, начинаем фантазировать. Это не душеполезно.
Свои богословские доводы Палама письменно изложил в труде «Триады в защиту святых исихастов».
- А если бы Палама не смог доказать свою правоту?..
- Если принять точку зрения Варлаама и Акиндина, это значит согласиться с тем, что человек обо΄житься не может, потому как существо тварное, состоит из материи.
Главное, что Палама отстоял православную точку зрения на спасение, доказал, что человек может обо΄житься, что он в этой жизни может лицезреть благодать Святого Духа, нетварный свет - не сотворённую энергию Божества, а Его истинную энергию.
На Константинопольском соборе 1341 года в храме Святой Софии произошёл спор свт.Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения свт.Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворёнными. При этом учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию. А в 1351 году уже Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность учения свт.Григория Паламы.
Записала Ирина РУБЦОВА