Как бесы на ладан: либеральный плач по Исаакию

Всенародный плач по Исаакию - это не боль по судьбе культуры, а долгожданный повод обрушить весь накопленный гнев на губернатора Полтавченко и на патриарха Кирилла

Возвращение святынь 
0
340
Время на чтение 8 минут

Юлия Карнаева © ИА REGNUM В музее Исаакиевского собора

Нынешняя волна возмущения в связи с решением Смольного отдать, наконец, Исаакиевский собор в пользование Русской православной церкви, помимо профессиональных борцов с режимом, увлекла массы людей, достаточно далеких от политики. Все-таки 156 тысяч человек, уже подписавших на американском сайте юридически ничтожную петицию против передачи храма Церкви, это, безусловно, достаточно много. Очевидно, что практически вся петербургская интеллигенция, вероятнее всего, с той или иной степенью смелости также выступит против этого решения. Однако, на мой взгляд, эмоций, у большинства искренних, пока явно больше, чем спокойного анализа ситуации.

Что такое государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»? В недавнем прошлом это объединенные под одной административной крышей четыре собора: Исаакиевский, «Спас на Крови», Смольный и Сампсониевский (два последних уже переданы РПЦ). Строго говоря, главными и основными экспонатами музейного учреждения являются сами здания культовых сооружений, т. е. архитектурные сооружения, а также их неотъемлемая часть в виде росписей стен и потолков, иконостасов и других произведений духовного искусства. Все остальные музейные фонды «Исаакия», по большому счету, даже не гарнир, а веточки зелени на гарнире. Равно как и проводимые музеем концерты, выставки и другие культурные мероприятия. В них нет ничего настолько эксклюзивного, чтобы невозможно было бы провести их на другой площадке.

Внутреннее убранство Исаакиевского собора

Юлия Карнаева © ИА REGNUM Внутреннее убранство Исаакиевского собора

Уже достаточно давно, с 90-х годов, в Исаакии проводятся многочисленные богослужения, в том числе и патриаршие, и митрополичьи. Особого возмущения публики этот факт не вызывал, а сайт музея сообщает об этом даже с некоторой гордостью.

За чей счет реставрировались и содержались эти великолепные памятники, честно говоря, меня, как и, уверен, миллионы посетителей не волновало и не волнует.

Поэтому и через два года, когда храм перейдет в ведение Русской православной церкви, для меня, человека неверующего, по сути, ничего не изменится. За исключением того, что в Исаакий-музей я входил за плату, а в Исаакий-храм я войду бесплатно.

Экскурсия? Вещь исключительно на любителя. Многие, как и я, предпочитают самостоятельно любоваться интерьерами и росписями, а всю информацию получать от аудиогида или «Википедии».

Люди любуются Исаакием

Юлия Карнаева © ИА REGNUM Люди любуются Исаакием

И сильно подозреваю, что миллионы иностранных и российских туристов совершенно не шокирует тот факт, что в здании православного храма будет функционировать православный храм. Мне почему-то кажется, что все приезжие будут воспринимать это, как совершенно естественное дело.

Это, если угодно, позиция аполитичного обывателя.

Теперь попробуем оценить позицию обывателя политизированного. То бишь, сильно либерализованного.

Если очистить поднявшуюся волну риторики от всякого малосодержательного мусора, то сухой остаток будет выглядеть так: отдавать Исаакий Русской православной церкви нельзя только потому, что это Русская православная церковь. И точка.

Алтарь Исаакиевского собора

Юлия Карнаева © ИА REGNUM Алтарь Исаакиевского собора

Хотя передача Исаакиевского собора в пользование РПЦ принципиально ничем не отличается от аналогичного действия с Казанским собором в Санкт-Петербурге. Или, более свежий пример, с церковью Св. Анны на Кирочной улице, т. е. зданием бывшего кинотеатра «Спартак», которое совсем недавно было отремонтировано и отреставрировано за счет городского бюджета и передано Евангелической лютеранской церкви Ингрии. Однако по поводу выделения денег на эту цель и депутат Вишневский, и депутат Резник в городском парламенте скандала не поднимали и запросов не посылали.

Противники передачи Исаакия РПЦ, упирающие на то, что этот собор никогда не был в собственности церкви, не удосужились открыть текст 327-го федерального закона, который говорит не о бывшей собственности той или иной церкви или конфессии, а об имуществе религиозного назначения, включая недвижимость. А то, что Исаакий - это храм, а не бассейн, особняк или склад, отрицать невозможно.

Да, конечно, музейный коллектив пострадает. Людей, безусловно, жаль. Но петербургская и российская культура от этого не рухнет. А в искренность сердобольности петербургских интеллигентов верится слабо, вспоминая, как за многотысячные коллективы десятков уникальных заводов, КБ и проектных институтов, пачками закрывавшихся в «лихие» 90-е, они отчего-то не переживали и петиций не выпускали.

И либеральная, и поведшаяся за ними сетевая общественность, противопоставляя как непримиримых антиподов светскую культуру, олицетворяемую в данном случае государственным учреждением «Музей «Исаакиевский собор», и Русское православие в лице Московского патриархата, демонстрируют характерное для разночинских образованцев непонимание и незнание истоков и корней современной русской культуры.

Музыкально-световое действо в Исаакиевском соборе

Юлия Карнаева © ИА REGNUM Музыкально-световое действо в Исаакиевском соборе

Из тысячелетней истории русского искусства минимум 800 лет кряду оно было на 90-100 процентов духовным и православным. Это относится в первую очередь к живописи (первые светские парсуны относятся к XVII веку), и каменной архитектуре, и музыке. Любой трезвый историк искусства признает, что своеобразие русской культуры, прошедшей мимо европейского Ренессанса и, как и в случае с византийским наследием, сразу поглотившей его плоды, заключается именно в прорастании обращенного к человеку искусства из мощного древа христианской культуры. Следовательно, сама предлагаемая либералами дилемма «Культура или религия» ложна в своей основе.

Хочу еще раз сформулировать свою позицию. Управляй Исаакием что народный артист Буров, что митрополит Варсонофий, для меня он был, есть и останется главным собором Петербурга. И архитектурной доминантой Северной столицы. И одним из символов города. И памятником культуры. Двери которого для меня открыты.

Все остальное - от лукавого.

Либералы же в очередной раз отреагировали на Церковь как бесы на ладан. Что ж, очевидно, что дело не в ладане.

https://regnum.ru/news/2226599.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Возвращение святынь
Люди тянутся к Богу
По данным ВЦИОМ, за последние четыре года произошёл двукратный рост паломников, побывавших в святых местах
22.01.2024
«"Святая Троица" является национальной святыней»
Игумения Ксения (Чернега) о подробностях договора о передаче Церкви иконы Святой Троицы
13.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
25.04.2024 12:39
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41