"Не может храм жить без службы, - поясняет свою точку зрения Кончаловский. - Это очень важно. Сущность храма - это не архитектура. Сущность храма - дом, где идет служба. Это место, где русская нация должна осуществлять свою исконную религию, которая ей присуща".
"Дело не в попах, - продолжает режиссер, - дело в людях".
Свое убеждение Кончаловский подкрепил высказыванием патриарха Тихона, который, когда советская власть принялась наступать на церковь, сказал: "Церковь спасут не митры (имея в виду служителей. - Прим. "РГ"). Церковь спасут белые платочки".
"Женщины, которые эти белые платочки носят, - это та самая часть этой архаической огромной русской культуры, которую невозможно никуда сдвинуть и одновременно с этим у них это отнимать нельзя", - уверен Кончаловский.
Напомним, совсем недавно было принято решение передать Исаакиевский собор РПЦ на 49 лет. При этом собор сохранит свои музейные функции.
ИсторияКуда качнулся маятник Фуко
На Адмиралтейской верфи в 1706 году работали 10 тыс. человек. Но для того чтобы посетить церковную службу и дать присягу, труженикам приходилось переправляться на другой берег Невы. А мостов в то время не было. Такое путешествие было изнурительным и занимало много времени. Именно поэтому Петр I решил подыскать для прихожан поблизости здание, которое сошло бы за храм. Проект в будущем стал известен как Исаакиевский собор.
Когда большевики пришли к власти, из святыни вывезли 40 кг золота и 2 тонны серебра. В 1928 году церковь прекратила выполнять свою основную функцию - проведение служб. Из дома Господа сделали антирелигиозный музей, где установили маятник Фуко. В стенах храма в апреле 1931 года сформировали Дом науки, который в большей степени был призван доказать, что Бога не существует. Открытие его состоялось в пасхальную ночь, самый большой праздник православного мира.