Богословие звука

0
1264
Время на чтение 14 минут

Идя в храм, мы обычно не задумываемся, как много людей работало над тем, чтобы там было тепло, светло, а Божественная литургия была слышна каждому пришедшему. Тем более огромный труд - строительство нового храма. Чтобы приблизиться к пониманию этого, мы побеседовали с иеромонахом Лукой (Ауле), специалисту по монтажу звукоусиливающих систем в храмах, участвующим в создании системы озвучивания собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Крови московского Сретенского монастыря. О том, как современные технологии могут быть употреблены во славу Божию и о духовном смысле своего послушания, рассказал нам иеромонах Лука.

Иеромонах Лука (Ауле). Фото: Православие.ru
Иеромонах Лука (Ауле). Фото: Православие.ru     

- Отец Лука, мы знаем, что вы занимаетесь таким интересными послушанием - делаете озвучивающую или звукоусиливающую систему в храмах. Хотелось бы вас спросить: как получилось, что вы стали вообще этим заниматься, попав в монастырь?

- Начну с того, что когда пришел в монастырь, то был в серьезном заблуждении относительно того, как относиться к современным технологиям, в том числе в области электроники.

Этому делу я посвятил всю свою жизнь до монастыря, а увлекся электроникой с 12 лет. Началось все с того, что я занимался судомоделизмом и как-то раз увидел у своих коллег управляемый корабль. Меня это сильно потрясло: как можно дистанционно, на расстоянии управлять кораблем? Они мне объяснили, что это радиоуправление, которое они сделали сами.

Так я загорелся желанием сделать радиоуправление. Рядом с нашим судомодельным кружком был кружок радиоэлектроники, и я стал потихоньку, на полчасика, на часик бегать в радиокружок, за что меня мой преподаватель судомоделизма сильно поругал, но потом он смирился. Так я стал посещать сразу два кружка: судомодельный и радиокружок.

Это был 1982-й год. На тот момент ничего подходящего не было в магазинах, ни радиодеталей, ни каких-то конструкторов, это просто не производилось - ничего не было, но было огромное желание, и это желание перекрывало всё. В итоге радиоуправление я так и не сделал, потому что, когда занялся электроникой, то узнал столько интересного, нужно было прилагать столько усилий, получать столько новых знаний, читать, экспериментировать, что стало не до радиоуправления корабликом. Я стал серьезно заниматься электроникой. Правда, в результате очень сильно пострадала моя учеба в школе, потому что, кроме электроники и кораблей, я ничего почти не делал.

Вообще в школе был полный троечник. Сначала был отличник, до тех пор, пока не стал заниматься этими несколькими увлечениями, потом к ним еще добавился спорт, но это вообще отдельная тема. В общем, электроникой занимался с 12 лет, потом пошел учиться по этому направлению. Учился в техникуме электросвязи и затем - в институте электроники в Харькове. После учебы работал по своей специальности, и мне было все это очень интересно. Занимался всем этим очень серьезно до 26 лет, пока не попал в монастырь.

Меня всегда интересовал вопрос устройства и работы компьютера, и для меня самой высшей гранью в области электроники было разобраться в нем. В конце концов я познакомился с хорошими специалистами, мы вместе работали в одном из отделов, где занимались ремонтом вычислительной техники, и мне помогли базово разобраться в работе компьютера.

Но где-то за год до монастыря я стал очень сильно смущаться природой электроники - вообще, откуда она началась, и зачем она нужна в жизни, и не сатанинское ли это дело вообще. И когда ушел в монастырь, то все это бросил, и решил полностью с этим порвать и больше никогда в жизни не соприкасаться. Мало того - я еще и в монастыре, вместо того чтобы молчать и держать свое мнение при себе, стал активно проповедовать идею, что сама электроника - это есть дело бесовское, которое губит души людей. Делал это на протяжении трех лет, но Господь меня Своей милостью смирил и привел к совершенно иному пониманию подобных вещей.

Наместник, узнав о том, что раньше я серьезно занимался электроникой, вызвал меня и сказал, что у нас в монастыре нужно решать очень много технических вопросов, и нужен для этого специалист, который сведущ в этой области, а я, занимавшийся этим всю жизнь, беру и прячу то, в чем разбираюсь профессионально.

Первое задание, которое он мне дал, было - сделать элементарную трансляцию богослужения на улице. У нас был один из больших праздников, наверное, престольный праздник Владимирской иконы Божией Матери, и нужна была трансляция на улице, потому что было очень много людей, и многие стояли во дворе. Это первое задание я без особых проблем выполнил, хотя, конечно, не на таком высоком уровне, потому что звукотехникой до этого занимался относительно. Необходимого объема знаний о ней, конечно, у меня не было, но у меня всегда был и остается в моей жизни один принцип: если тебе дает послушание наместник, то ты не должен сразу поднимать руки вверх, говоря: «Я это не знаю, я это делать не буду!», а попросить благословение и помолиться о том, чтобы Господь помог, и общими усилиями прийти к хорошему, положительному результату.

Так я и начал заниматься вопросами озвучивающей системы для монастыря. Тогда уже существовала у нас некая установка, которую делала компания «Радонеж». И, в общем-то, это была неплохая система и разработка на очень хорошей базе, но у нее были свои минусы.

- Это приблизительно какой год был?

- Это был уже примерно 2000-й год. Ну, и вот, я начал заниматься этими вопросами на довольно-таки серьезной основе, применяя те знания, которые я получал, и сам учась по ходу дела.

Потом у нас появился один прихожанин, серьезный профессионал именно в звуковой технике, он был звукорежиссер, звукооператор, у него был огромный опыт в этой области, и на его фоне все то, что я делал, выглядело детским садом. Он мне сказал, что я занимаюсь самоделками, и все это несерьезно. Надо работать профессионально и на профессиональной технике, а не изобретать велосипед, который уже давно изобрели.

Я ему очень за это был благодарен впоследствии, потому что часто мы начинаем с нуля и тратим много сил на всякие эксперименты. Благодарен за то, что оставил эту дилетантскую привычку изобретения велосипеда и стал применять разработанные устройства, благодаря которым можно получать очень хорошие результаты.

Естественно, минус такого подхода в том, что такие устройства стоят очень дорого. Когда ты сам можешь подобное что-то сделать, это стоит в разы меньше. Так или иначе, мы стали заниматься этим вопросом с уже более профессиональным подходом.

До этого я все делал самодельное, даже делал некоторые блок-схемы, сам полностью их спаивал, ходил в магазины, покупал микросхемы, вытравливал платы, - на меня в магазинах все смотрели немножко с юмором и даже, переглядываясь, улыбались, но когда я начинал говорить, что мне надо, - улыбка резко с их лиц пропадала, иногда они даже смущались.

- Каким был самый первый крупный проект, которым пришлось заняться?

- Первый наш проект уже серьезный, профессиональный - это был проект в Сретенском монастыре. Наш будущий владыка Тихон мне дал задание, чтобы я переделал систему озвучки, которая у нас уже была - сделал более мощную. Наш храм тогда немного расширился, и в новых помещениях нужно было усовершенствовать озвучивающую систему.

До того момента, когда система должна была быть готова, оставалось около двух-трех месяцев. Надо было сделать проект, установить систему и запустить в действие. Я привлек этого своего знакомого, и мы с ним стали работать вместе и составили проект.

При этом владыка нам сказал, что для храма нужно сделать самый лучший проект, поэтому нужно приложить все усилия и использовать лучшую технику. Мы изучили базу всех электронных устройств, аналоговых, аналогово-цифровых, которые на тот момент существовали, и наши специалисты единодушно сослались на одну из компаний, входившую в десятку лучших компаний мира, которые обеспечивали звуковую технику. Эта компания по сегодняшний день является лидером в области звуковой техники, и у них очень много интересных разработок.

Конечно, эта техника стоит недешево, но с другой стороны, если техника не соответствует высокому уровню, то, когда мы находимся в храме и молимся, кроме раздражения и смущения, такое качество звука ничего вызвать не может.

Когда мы уже разработали очередной такой проект на этой компании, я принес, показал его владыке, и, несмотря на солидную цену, он сказал: делать нечего, будем делать именно этот проект. И мы применили самые лучшие материалы и самые лучшие детали на тот момент, закупили самую лучшую аппаратуру, и в том числе мы впервые применили очень интересную систему матричных пультов.

Матричные пульты позволяют создавать такую систему развязок между микрофонами и колонками, что помогает избежать неприятных звуковых помех.

    

Если объяснять простым языком - в колонках иногда бывает слышен фон, этот фон появляется потому, что звук от колонок попадает в поле микрофона, происходит завязка, и от этой завязки идет такой «свист».

Технический прогресс, конечно, не стоит на месте, и то, что я сейчас называю матричными пультами - кто-нибудь из специалистов может посмеяться и сказать: «Отец Лука, насколько ты отстал!» Но нам нравится наша система, и пока она нас вполне устраивает и работает на высоком уровне.

Ну, в конце концов, мы разработали этот проект, полностью его установили, у нас возникли некоторые вопросы с наладкой, но мы их разрешили, и к установленному сроку наша озвучивающая система работала. В последующие годы мы ее довели до большего совершенства, и многие, кто приезжал к нам в обитель, обращали внимание, что на службах очень необычно доносится звук, причем звук не мешает, а помогает, и слышно буквально каждое слово и каждый звук, и нет никаких наводок, завязок и фонов. Многие интересовались нашим проектом, откуда все это и где взяли.

- Мы плавно переходим ко второму вопросу: не могли бы вы рассказать, где еще приходилось работать, может быть, какие-то проекты особенно запомнились?

- Довелось объехать не только много городов России, но и еще много стран, даже поработать в Соединенных Штатах Америки, в Сан-Франциско, мы делали проект озвучивающей системы в храме Пресвятой Богородицы, где покоятся мощи св. Иоанна Шанхайского.

Туда к нам приезжал представитель компании, производящей аппаратуру. В этом же штате находится их штаб-квартира. Им было очень интересно, кто это приехал из России и делает на их оборудовании такую систему в храме.  

Кафедральный собор иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" - Сан-Франциско, Калифорния

Кафедральный собор иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" - Сан-Франциско, Калифорния     

Я им все рассказал, показал, им было очень интересно, они нас поблагодарили, что мы пользуемся их компанией, а мы их поблагодарили за такое профессиональное отношение к делу.

Эту аппаратуру можно использовать как угодно, в данном случае мы ее используем для того, чтобы люди могли услышать богослужение, услышать четко и раздельно каждое слово и унести с собой ту радость благовестия, которая доносится на наших службах.

- А где еще приходилось работать?

- В Израиле, в Иерусалиме, в храме Марии Магдалины - там мы сделали такую же систему. На Украине, в Полтаве, мы тоже в одном из храмов сделали очень хорошую систему.

Совсем недавно мы летали в Красноярск, разработали проект. Правда, мы его еще не осуществили, но, в принципе, проект уже есть. В ряде городов России, во многих храмах Москвы, в Псково-Печерском монастыре.

Единственная проблема - в каждом таком храме должен быть человек, который будет отвечать за систему и следить за ней, за правильным распределением звука во всех зонах. Нужен человек, пускай даже с самыми элементарными знаниями, который хотя бы понимает структурно конфигурацию проекта и то, каким образом он технически работает, имеет представление и может решить возникающие проблемы.

- В каком соотношении находится сама по себе необходимость делать современную звуковую систему в храме и, допустим, его архитектура, древность - существуют ли здесь некие критерии? Везде ли она в равной степени необходима? Может быть, вы сталкивались с ситуацией, когда это лишнее?

- Если мы углубимся в историю, то увидим, что с первых веков появления храмов аналогичный вопрос всегда стоял - необходимость в том, чтобы была хорошая акустика. И Господь во все века христианства с нами, всегда нам помогает, - когда электроники не существовало, Господь открыл конструкторам такую конфигурацию храма, которая способна за счет чистой механики и акустики передавать звук.

    

Сама архитектура храма, его форма, акустика, расположение стен, сводов - все это способствует определенной звукогармонии, которая начинает работать. В более поздние века в стенах ставили сосуды, они вмуровывались в стену, когда храм создавался, оставляли только небольшое отверстие, и создавался некий объем, и вот когда звук попадал в этот объем, он там задерживался, создавался эффект пространства. Этот и многие другие приемы архитекторы знали, они знали, что и как делать.

- То есть, по сути дела, поиск оптимальных акустических систем всегда присутствовал в храмовом строительстве?

- Я не занимался конкретно историей того, каким образом доносили звук и речь в древности, но очевидно, что эти приемы применялись.

В наше время появились новые системы. В XX веке было изобретено радио, и был изобретен способ передачи информации на расстоянии, в том числе и звуковой. И мы стали пользоваться этим изобретением.

Я лично в корне поменял свое представление об электронике, и сейчас уже никак не говорю, что это сатанизм, а говорю так: это оружие, которое можно использовать как хочешь - ты можешь это применить на благо, этим служить Богу и получать Божественную благодать, спасающую твою душу, и ты можешь это применять на пагубу души своей и пагубу душ своих ближних.

- Какие, по-вашему, ошибки совершают настоятели храмов или устроители, люди, которые хотят сделать хорошую звуковую систему, в концептуальном подходе к этому делу?

Иеромонах Лука (Ауле). Фото: Гурий Балаянц / Православие.Ru Иеромонах Лука (Ауле). Фото: Гурий Балаянц / Православие.Ru

- Лично моя ошибка была в том, что я стал изобретать велосипед, но мне тогда не у кого было подсмотреть подобное. Если мы подходим профессионально к делу, то должны первым делом изучить все то, что уже существует, чтобы сделать какое-то открытие, и это будет грамотный научный подход.

Не нужно брать первое, что есть под рукой, и делать. Нужно изучить все, что существует на рынках, какие существуют производители, какие у них особенности, и можно придумать что-то более интересное на основе того, что уже разработано.

Если говорить об основных ошибках, которые допускаются при создании озвучивающих систем, - обычно, когда я приезжал в храм, там уже существовала какая-то озвучка, и когда ты это видишь, невозможно не улыбнуться, потому что опять изобретают велосипед.

Скажу так: для того, чтобы проект хорошо работал, не надо ставить по две-три огромные колонки на большой храм или высоко задирать эти колонки. Такая система озвучивания будет только раздражать людей, и молящиеся будут думать о том, как бы побыстрей закончилась служба, чтобы не слышать этого громыхающего звука. Звукопередающие устройства не должны раздражать людей, они должна помочь услышать четко и разборчиво речь на богослужении. Эту систему не должно быть видно и слышно, просто люди должны заметить, что им легко молиться и легко услышать то, что произносится в храме. Вот в чем смысл озвучки, а не в том, чтобы динамики «орали» на весь храм, и люди затыкали уши.

- Часто бывает, что хотят сделать в храме озвучивающую систему, но при этом очень сильно хотят сэкономить деньги. Добиться максимального эффекта при минимальных затратах. Но бывает, что подобное скупердяйство не приносит никакой пользы?

- Однозначно скажу, что и в этом деле скупой платит дважды. Сначала сделают проект на дешевой технике, немножко на нем поработают, потом послушают в других храмах, поймут, что там лучше. Спрашивают: почему у вас лучше, а у нас хуже?

Потом понимают, что нужна хорошая, профессиональная, мощная звукотехника. Всю старую технику в лучшем случае продадут или подарят и, в конце концов, купят уже нормальную технику и на ней сделают проект, который будет удовлетворять требованиям прихожан.

- Есть вопрос, который возникает всегда: о чем мы должны помнить на богослужении, пребывая в храме, чтобы все-таки человек - и священнослужитель, и молящийся в храме мирянин, и чтец, и певец - не забыл о том, что самый главный дар - не чудесные технологии, а наш голос, наш талант пения, наша сосредоточенность на молитве? Как нам, по-вашему, в этих технологиях не утонуть, чтобы они не возобладали над человеком?

- Тут, на самом деле, все предельно просто. Для того, чтобы у нас все стояло на своих местах, озвучивающая система должна только помочь услышать четкую речь тех, кто поет и читает, и возгласы священников. Тогда человек никогда не будет думать о ней, он всегда будет думать только о слове Божием, оно будет оставаться в его сердце. А звуковая система помогает донести это слово. Вот в этом случае будет все хорошо. Но если мы будем слышать только орущие динамики на службах, которые нас время от времени раздражают, естественно, мы будем думать об озвучке...

Мы в любом случае не сможем забыть о главном, ведь у нас идет не фонограмма на богослужении, а участвуют реальные чтецы или певцы, - они в любом случае останутся чтецами и певцами, и никем другим. Так что эта традиция нисколько не умаляется, она только развивается до очень больших вершин и высот. Мы знаем, сколько сейчас прекрасных хоров, сколько прекрасных дьяконов с голосом, и богослужение все более и более делается красивым, торжественным, радостным за счет того, что часть клириков в своем профессионализме добиваются этого.

- Отец Лука, а вот вопрос, который тоже хотелось задать: сейчас в новом строящемся храме, соборе Новомучеников и исповедников Российских, тоже Вами ведутся серьезные работы в этом направлении?

Строительство нового храма близится к завершению. Фото: Православие.ru Строительство нового храма близится к завершению. Фото: Православие.ru

- Да. Мы сейчас уже спроектировали грандиозную новую систему озвучивания, которая, на мой взгляд, будет самой лучшей вообще из всего, что когда-либо приходилось делать в этой области. В этот проект будет включено очень много самых новейших разработок, чтобы произвести сопряжение и согласование разных частей сложной системы. Очень важно добиться равномерного и адекватного распределения звука не только в новом храме, но и по всей территории монастыря.

- На ваш взгляд, это будет уникальная система?

- Каждая озвучивающая система, которую мы устанавливали в храме, по сути, является уникальной, потому что второй такой нет: мы для каждого храма делаем свои разработки, и в каждом храме есть свои тонкости.

Мы сможем транслировать службу из нового храма в старый, и, соответственно, из старого в новый, если будет такая необходимость. Также будет прямая трансляция в Интернет и запись в хорошем качестве для дальнейшего использования.

- Вы находитесь в команде, которая созидает храм Новомучеников и исповедников Российских. На духовном уровне вы ощущаете, что это особенное послушание имеет? Что для вас лично участие в созидании храма Новомучеников и исповедников?

- Всегда очень радостно поучаствовать в любом проекте для храма Божьего. Это даже не укладывается в голове: порой просто забываешь, не отдаешь себе отчета в том, что ты делаешь. Но иногда задумываешься над тем, что ты делаешь, и, конечно, становится очень радостно, потому что это дело Божье, дело несения света Христова в мир, потому что озвучивающая система - она как раз таки помогает людям услышать Слово, люди уходят радостные, наполненные и одухотворенные после богослужения.

Поэтому считаю, что это послушание очень хорошее, и оно касается нашего сердца. Я получаю отраду оттого, что это делаю.

С иеромонахом Лукой (Ауле)
беседовал иеромонах Игнатий (Шестаков)

http://www.pravoslavie.ru/98333.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Все статьи Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07