Несколько лет назад редакции «Отрока» довелось беседовать с архимандритом Гавриилом (Юврѝсом), помощником игумена афонского монастыря Дохиар. В один из недавних приездов отца Гавриила в Киев нам снова представилась возможность пообщаться с батюшкой, и он с радостью ответил на вопросы наших читателей.
Какую книгу из святоотеческого наследия нужно непременно прочесть?
Для молодых людей, студентов, хорошо бы читать святителя Иоанна Златоуста. И это не моё мнение. Вы знаете русского старца Тихона Афонского? Ещё мирянами, совсем юными, мы с отцом Григорием* посетили старца Тихона на Святой Горе. Мы задавали много вопросов и в том числе спросили: кого из святых отцов читать. Старец посоветовал читать Златоуста - он более снисходителен к мирянам. Так чётко и сказал: «Для мирян - Златоуст, для монахов - Василий Великий». И непременно жития святых, там очень много полезного. Естественно, всё это вместе с чтением Священного Писания.
* Архимандрит Григорий (Зуми´с), игумен монастыря Дохиар
Можно услышать такое мнение: в святоотеческой литературе не найти ответов на вопросы, которые ставит современность.
Я тоже читал отцов и считаю, что они достаточно современны. И даже поражают слова Златоуста, который писал в IV веке, а говорит так, словно про сегодняшний день. Потому и удивляет, что современные христиане не находят там ответов. Все проповеди святителя Иоанна - это не его слова, это вдохновение Духа Святого, а потому они вне времени.
Некоторые считают, что святоотеческая литература призывает к особому аскетизму, на который современные люди не способны.
Да, к сожалению, восточная Православная Церковь аскетична, наверно, они этого ещё не поняли... Она аскетична. Что делать? Первый, Кто нам дал такой пример, - Сам Господь. Он постился сорок дней и ночей. И когда Христос постился, Он постился не как Бог, как Богу Ему это не нужно было, а как человек. И поэтому мы не не можем, мы не хотим. Ничего неподъёмного Господь на человека не возложил, иначе Он был бы несправедлив. Поэтому неправильно говорить, что это недоступно. В раю Господь дал всего одну заповедь: делайте всё, а вот с этого дерева не вкушайте. Но даже этого человек не выполнил... И сегодня человек поступил бы точно так же. Не изменилась ментальность людей.
Если ты осознаёшь какую-то страсть в себе, раздражительность, например, можно ли её оправдать своим характером, темпераментом?
Оправдываться всегда хорошо... Но истина не в этом. Если хотим - исправляемся, если не хотим - не исправляемся. Подвигом, старанием, молитвой, постом, частой исповедью, причастием всё можно исправить. Иногда мы просто не хотим исправляться. Господь не сказал: «Отсеките гнев». Он сказал: «Будьте кроткими».
А какими мыслями нужно вооружиться, чтобы перестать жалеть себя и оправдывать?
Абсолютной верой в Бога. Полностью предаться на волю Божию. И каждому плохому, злому помыслу нужно противопоставлять добрый.
Может быть, есть какай-то особый рецепт борьбы с ленью?
Да нет никаких секретов. Алгоритм простой: подвизаться в борьбе с ленью, противопоставляя усердие, и всё получится. Господь сказал, что нужно понуждать себя: Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Без понуждения ничего не достигнуть.
Как приобрести навык постоянной молитвы? Возможно, это сугубо монашеское занятие?
Нет, это не только монашеское дело, эта заповедь был дана для всех христиан. Евангелие не разделяется на разделы «для монахов» и «для мирян». А когда оно было написано, такого явления как монашество ещё не существовало. Если ты постоянно поминаешь Имя Божие, то находишься в молитве.
Когда мирянин ищет духовника, то, как правило, ищет человека, который ему интересен и симпатичен как личность. Допустимы ли дружеские отношения с духовником?
Нет, духовник не может быть другом, это неправильно. Отношения должны быть прежде всего уважительными. В то же время должна быть какая-то близость, близость в том смысле, чтобы исповедуемый мог очень легко открыться и духовник не казался ему каким-то далёким. Духовник должен быть как отец, который склонится к чаду с великой любовью и всегда поможет. Господь рассказывает притчу о добром самарянине, это и есть образ идеального духовника. Должна быть душевная близость, но в то же время недопустимы легкомысленные разговоры, анекдоты и шутки. Это несерьёзно.
А если ты из года в год исповедуешься в одном и том же, раскаиваешься, но с места не сдвигаешься. Духовник уже, наверно, наизусть знает твою исповедь... И кажется, что становишься всё хуже, хуже и хуже.
Это означает, что мы не исполняем того, что нам говорит духовник. Или просто безразлично относимся.
А может такое быть, что духовник слишком снисходительно относится к тебе?
Возможно, нужно искать другого духовника. Того, что будет построже. Когда нам какой-то врач не помогает, мы идём к другому.
Но ведь бывают случаи, когда человек не может понести какой-то особенной строгости...
Ну что ж, в строгости не можешь, в лёгкости тоже не можешь... Тогда стоит задуматься: а хочешь ли ты спастись?
Геронда, а что бы Вы посоветовали тем, кто страдает от постоянного страха перед войнами, террористическими атаками? Люди делятся своими переживаниями, признаются, что не могут даже молиться, их охватывает паника. Как быть?
Я считаю, что печальные события, происходящие в мире, конечно же, на нас влияют. Сложно остаться равнодушным. Но не нужно на этом зацикливаться. Не стоит этим заниматься, следить за новостями, в Интернете или по телевизору. Мы теряем спокойствие, теряем мир, а этого происходить не должно. Мы наоборот должны стараться больше молиться, просить Бога, чтобы Он нам, в первую очередь, даровал покаяние. Наше отношение ко всему происходящему должно быть следующим: если Господь попустил всему этому произойти, значит, так оно должно быть, значит, мы этого достойны по каким-то причинам для того, чтобы мы каялись, исправлялись, или для каких-то других целей, которые знает только Сам Господь.
http://otrok-ua.ru/sections/art/show/my_ne_ne_mozhem_my_ne_khotim.html