Почему нас упрекают во внешнем проявлении христианства

Часто слышу упрек: вы тут церкви строите и купола золотите, а надо заниматься душами людей!

0
605
Время на чтение 6 минут

 

Ну, то есть надо ходить проповедовать на улицах, в больницах больных проведывать, по школам там, в ночлежки к бездомным...
Не поспоришь - надо! Очень надо.

Но, видать, так устроен человек, что ему нужен не просто «духовный хлеб», а и приличное место, где он будет воспринят - храм, требуется архитектурная доминанта, важно «место обитания Бога».

Вот агностики говорят: «Главное, чтобы бог был в душе, а какой бог - не имеет значения, и как служить богу тоже не стоит заморачиваться, из этого всего не надо делать религию, потому что религия лишает человека свободы».

Когда мне пришлось стать настоятелем православной общины в городском микрорайончике, то службы совершались в малом приспособленном помещении без внешних признаков храма. Люди приходили, были и певчие, нашлись чтецы и пономари. Можно было бы на этом успокоиться. Денег на стройку не было, да и городские власти не позволяли строить. Но приходили жильцы этого микрорайона со своими потребностями, нестроениями. На них и сосредоточил свое внимание.

Помню, что решил помиссионерствовать  со святой водой на дни Крещения Господня. Стал ходить по домам. Звонил в квартиру, многие открывали и принимали батюшку, который окроплял квартиру, а денег за это не брал. Бывало, приглашали посидеть за чаем, говорили, знакомились. Выявлял тяжело больных, предлагал Исповедь, Причастие. Люди откликались, соглашались на то, чтобы их больные прилучались к опеке Церкви.

Находились и те, кто грубо закрывал двери передо мною без объяснений. Но таких было очень мало. В основном люди интересовались беседами со священником. Потому ожидал «буйных всходов».

Но, увы, народ в церковь не повалил!

На Пасху повесил объявления на подъездах, что буду во дворах благословлять куличи, яйца. Надеялся с людьми поговорить о самом празднике, привнести радость... Вышли только немощные и самые ленивые. А остальные поехали в знатные храмы и монастыри со своими корзинками. Потому беседы хоть и состоялись, но были вялыми, и люди всем своим видом показывали, что им не до рассказов: мол, делай свое дело - кропи!

Беседовал летом в парке на скамеечках. Это было еще менее эффективно. Люди выходили посидеть, отдохнуть, с детьми повозиться, со знакомыми пообщаться или просто помолчать с природой. А я хочешь не хочешь, а навязывался со своими разговорами, которые вынуждали думать о «тяжелом». Потому заметил, что даже раздражать стал, как иеговист (некоторые даже так обо мне думали!).

И это невольно вернуло к мысли о религии. Человек по сути своей религиозен. Ему нужны конкретные знания о Боге, ему важно знать, как общаться с Творцом, как можно Ему угодить. Это естественная потребность человека, заложенная в него еще в раю.

Первые дети первых людей чем отличались? Религиозным действием- жертвоприношением. Они из-за родителей изгнаны из Эдема. Казалось бы, точка. Но при этом ищут возможность служения Богу и совершают посильное, но жертвенное действие.

Многие упрекают: зачем в церкви установлены цены? Согласен. Мне они тоже не по нутру. Но их требуют сами же люди, посещающие храм. Хотят конкретики. Спрашивают даже, почем Причастие!!! И успокаиваются только, если прямо скажешь: «Бесплатно!»

Люди религиозны. Посмотрите, сколько создано ритуалов в человеческом обществе! Они «живут» в семье, ими заполнен быт каждого человека. 

Против них время от времени выступают те, кто потом создает новые ритуалы, или переносит старые на новые даты, или перелицовывает прежние, выдавая за новые. Традиции и символические условности живут в человеческой потребности как чувство красоты, как геометрические формы, как чувство справедливости.

Они не совершенны, но необходимы.

Потому, когда мы все же соорудили храм больших размеров и с куполами- крестами, я осознал всю полноту миссионерства именно в этом деянии. Ведь сразу в разы прихожан стало больше, люди без зазываний стали ходить в храм и на службы, и во внебогослужебное время. И детей добавилось, им стало интересно в этом «особом» помещении, не похожем на другие.

Более того, болящие, которые умирали дома, стали желать побывать именно в храме. И из последних сил начали стремиться к Причастию в церкви, а не просто в остывающей постели. А тут уже их посильно окружали вниманием, давали понять, что они живые для нас, верующих во Христа, что нужны.

Сюда, в храм, как к маяку стали стекаться страждущие, неимущие.

Уже не было нужды ходить по квартирам. Люди сами увидели, куда им идти - Крест на куполе стал ориентиром.

Когда появились колокола, некоторые жильцы близлежащих домов выражали свое неудовольствие. И невольно закралось сомнение: стоило ли тратиться? Теперь только с людьми переругаемся, потеряем авторитет, а с ним и прихожан...

Но когда улеглись страсти возмущений нескольких человек, обнаружилось, что абсолютному большинству колокола на церковной колокольне приятны и они тоже служат делу миссионерства. Не зря ведь мусульмане и советская власть так активно запрещали колокольный звон!

К началу богослужения приходили с детьми под колокольню послушать краткие звоны. Колокола стали символом жизни будничного микрорайона, озвучивают праздничность.

Ритуальность тех или иных богослужебных действий создавалась веками. Она входит в человеческую жизнь; атеистам и агностикам приходится с ней бороться. Они же вынуждены создавать другие ритуалы.

Меня, например, позабавило, что в Великобритании возникла Церковь атеистов! И собираются они в брошенном англиканском храме. Знаете, чем они там занимаются? Под гитару поют славления природе и мудрому материальному миру, а потом произносят проповеди-доклады на тему отрицания Бога.

Если вас упрекают во внешнем проявлении христианства, послушайте эти упреки с покаянным чувством. Да, есть за что критиковать. Мы действительно много занимаемся внешним. Да, нужно больше уделять внутреннему. И правда, надо прежде всего созидать внутреннего христианина.

Но я в корне не согласен, что при этом не надо строить храмы, что их не нужно украшать, что не следует заботиться о стройном церковном пении и опрятном хорошем богослужебном облачении, о богослужебных сосудах. Опыт Церкви показал, что миссионерство имеет много различных подходов, оно не однобоко. И все эти подходы приемлемы, все хороши в тех или иных условиях.

Алмаз прекрасен своими гранями, которые создают игру света. Гармония этого свечения подчинена определенным законам, и они есть у Церкви. К ним надо прислушиваться, их надо придерживаться, дорожить церковным опытом и только так созидать.

А критики будут во все времена. И в большей своей части они похожи.

В VI веке не критиковали пышные богослужения? Но богослужение перешагнуло VI век и стало еще более богатым. В VII веке не отрекались от церковного изобразительного искусства? Но и оно живет с еще большей выразительностью! Во все времена подвергалось критике духовенство за строительство храмов и монастырских помещений, за богослужебные облачения и сосуды. Всегда церковники встречали огонь нападок за «торговлю в храме» и за то, что брали деньги за требы, и постоянно оправдывались, что больше жить и кормить семью не за что. Вспомните, сколько было написано памфлетов о епископах, разъезжающих на богатых многоконных колесницах, о драгоценных окладах икон и золотых церковных сосудах вместо помощи нищим и болящим...

Все это необходимо исправлять и подвергать разумному переосмыслению на пользу делу. Не всегда блеск золота на священном предмете бывает уместен. Не все храмы должны блистать изящным мрамором и драгоценностями. Но не стоит и спешить ломать, разорять в угоду требованиям мира. Все, что мы делаем, должно совершаться с искренностью во славу Божью.

Эта искренность и будет более всего понятна людям и Творцу. Этим и объясняется жертва Авеля, которую можно было бы употребить в праздничную пищу для удовольствия плоти, но он приносит ее Богу. И Христос похвалил не рвение Иуды продать и раздать нищим, а безрассудную трату средств женщиной, излившей драгоценное миро на главу Господа (Ин. 12:1-9).

Во всем должна быть разумность и определенный такт. И для делающего, и для критикующего. Ибо и в критике Церковного сообщества ничего нового нет, она тоже по большему счету ритуальна.

Архимандрит Алипий (Светличный)

http://pravlife.org/content/pochemu-nas-uprekayut-vo-vneshnem-proyavlenii-hristianstva

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Алипий (Светличный)
Все статьи Архимандрит Алипий (Светличный)
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59