Духовный заповедник

ла православия»Духовный заповедник cover

Воздержание, послушание, смирение - составные части духовно-педагогической сущности Афона - духовного заповедника, где сохраняется первобытное состояние людей, желающих идти по пути спасения.

Вся жизнь наша имеет своим основанием духовную сущность.

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1)

«Небо и землю» - означает мир невидимый и видимый. То есть невидимый мир был сотворен прежде видимого.
Душа - принадлежность духовного мира, а тело - видимого, поэтому самое главное - это душа: «...кая бо польза человеку,

«...кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою?» (Мк. 8:36).

Человек живет только тогда, когда живет духовно. В противном случае он уподобляется «скотам бессмысленным», как говорит Писание. То есть живет инстинктами, земными потребностями - временными, проходящими. У него нет вечных ценностей.

Первая заповедь, которую дал Господь людям, в сущности своей имела послушание. И преступление этой заповеди, непослушание Творцу, грозило смертью. Заповедь эта заключалась в исполнении поста. Самый легкий пост, который был дан человеку, - пост в раю:

«И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси: От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2: 16-17).

Паломничество на Святую Гору Афон

Паломничество на Святую Гору Афон

Исполнять волю другого, слушаться его - это подвиг, требующий силы воли. Говорят: делай то-то, - а человеку не хочется, у него другое настроение. Он должен себя пересилить, то есть заставить послушаться. В этой области одним из современных и всегда более или менее понятных людям примеров является армия. Там послушание - абсолютное. Солдатам говорят: «Встать, смирно!» И все встают. Для чего да почему - идет ли кто, или проверка - неважно. Сказали встать, значит - встать. Смирно, значит - нужно подтянуться, стоять смирно. Этот пример о том, что на самом деле послушание является одним из важнейших моментов не только духовной, но и земной жизни. Причем - да - послушание предполагает еще и разумность того, в чем слушаться. Но когда эту заповедь дает Бог - вопросов не возникает, потому что у Бога все - добро, и Он - Источник всякой премудрости. Хотя и не всегда бывает понятен смысл того, что повелевается делать по послушанию. Но и Господь, умывая ноги апостолам, сказал Петру: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после («еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих» (Ин. 13:7).

Послушание является одним из важнейших элементов духовной жизни. Оно укрепляет силу воли, а для совершенствования сила воли просто необходима. Потому что плоть падшего человека преклонна ко греху: какой-то дискомфорт, «приятное-неприятное» - все это мешает. Например, нужно вставать в школу, хочешь ты этого или не хочешь, приятно тебе или нет, потому что необходимо учиться, овладевать знаниями, умениями - иначе не научишься ничего делать. Народ, упрощая эти возвышенные вещи, говорил просто: живи не как хочется, а как Бог велит.

Поэтому основа и духовной, и земной жизни - это послушание Богу, послушание родителям, наставникам, старшим. Именно послушание всю нашу жизнь устрояет в одном духе. Потому что, если каждый станет жить, как хочет, возникнет броуновское движение - все будут тянуть в разные стороны, как лебедь, рак и щука. Существуют законы, которые нужно выполнять, уставы, которые требуется соблюдать, - они как раз и создают строй жизни. Иначе все превращается в хаос и неразбериху.

Второе Пришествие Гравюра, Святая Гора Афон 1841 год

Второе Пришествие Гравюра, Святая Гора Афон 1841 год

Так вот пост - это не просто невкушение определенной пищи, а невкушение именно тогда, когда тебе говорит об этом Церковь. И разрешение, когда Церковь разрешает. Некоторые говорят: я вообще не ем чего-то. Это твое дело, что ты ешь или не ешь по своей воле. Но если Церковь говорит «не ешь» - вот тогда не ешь за послушание. А если Церковь разрешает, то можешь есть. Но это не значит, что ты должен, но ты можешь. Главное - ты находишься в послушании у Церкви. Кстати, разрешение часто бывает с ограничением по количеству.

Поэтому пост - неотъемлемая часть православной веры, которая вообще отличается особым почитанием поста. Постных дней, включая среду и пятницу каждой седмицы, однодневные и многодневные посты, у православных в году иногда бывает больше половины. И это как раз один из примеров послушания Церкви. Говорят: не все ли равно, что есть? Ну, раз все равно - тогда тем более - можно есть, когда Церковь разрешает, и не вкушать без разрешения.

Первый грех первых людей - их непослушание Отцу, когда они вкусили от запрещенного древа. Неслучайно - как в младенчестве человечества, так и в младенчестве нашей жизни - одним из первых грехов ребенка является непослушание. Так вот Афон - это всемирный пример добродетели послушания - духовному отцу, старцу, игумену. Послушание - первое условие для человека, принимающего монашество. Отсечение своей воли, исполнение воли начальствующего - по этим принципам построена и армия. Без послушания воинство превратится в сборище людей, не имеющих единого стержня.

Протоиерей Валериан Кречетов на Святой Горе Афон

Протоиерей Валериан Кречетов на Святой Горе Афон

Примеров послушания очень много в истории Православной Церкви, в житиях преподобных. За послушание люди входили в горящую печь, переплавлялись через реку, кишащую крокодилами, и оставались невредимыми. Как непослушание закрыло врата райские, так послушание их отверзает. Речь идет о послушании Богу и всем, кто этого послушания требует в духе душеспасительном. То есть слушаться нужно не всех, а именно тех, чьи слова согласуются с волей Божией. Конечно, в бытовых вещах часто это непросто выявить: так делать - не так, покупать - не покупать, строить - не строить, готовить - не готовить? Это, конечно, уже другой вопрос. Для этого существует иерархия. Например, в семье муж - глава. При этом Священное Писание говорит о том, что

«жена своим телом не владеет, но муж: такожде и муж своим телом не владеет, но жена» (1 Кор. 7:4).

Так какой же тогда критерий - кого слушаться? Того, кто поступает по воле Божией, того и слушаться. Если в семье только один пришел к вере, и он ближе к Богу, а другой дальше, то тут надо иметь в виду, что Господь сотворил вначале Адама, а потом уже Еву. Все-таки муж - глава, и должно бы слушаться его. Но, естественно, не идти против Бога. А остальное Господь управит.

Поэтому педагогическое значение Афона, прежде всего, - это напоминание о важности послушания Церкви, Церковному Уставу, церковным правилам, православным обычаям. Бывают, конечно, исключения некоторые, как сказано: выше закона может быть только любовь. Если что-то сделано по любви, приносится какая-то жертва, делается уступка, тогда уже Господь исправляет Своей благодатью.

И кроме того, живой пример Афона говорит о том, что нужно молиться - и днем и ночью. И даже больше ночью иногда.

Наконец, еще один афонский пример показывает, что очень немного нужно человеку для существования - в том числе питания. Господь сказал: не хлебом единым жив будет человек, а всяким словом, исходящим из уст Божиих («...не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе Божии» (Лк. 4:4). Человек избалованный зависит от многих мелочей, условий, если что не так - начинает раздражаться, озлобляться, даже отчаиваться иногда, хотя в тех же условиях другие люди живут всю жизнь.

Афон дает нам наглядные примеры жизни подвижников благочестия и святых - в смысле питания, обстановки, простоты, суровых условий. Потому что теория - это придворная дама, а практика - медведь в лесу, как сказал Амвросий Оптинский. Поэтому здесь показывается, что практически многие вещи возможны. Хотя немощи бывают у каждого свои, но часто у многих одинаковые.

Вообще человек живет привычками. Поэтому необходимо приучать себя к воздержанию, к некоторым над собой усилиям. Как кто-то хорошо сказал из преподобных, что монах должен во всем делать себе понуждение (это как первообраз спасения). Иногда - устал, прямо падаешь и нисколько не можешь молиться. Но чаще всего оказывается, что не падаешь: если вдруг кто-то постучится в дверь - встанешь, откроешь, говорить начнешь, еще и разболтаешься иногда. Поэтому придерживаешь себя, проверяешься - действительно ли и открыть не в состоянии, и сказать не в силах? А если можешь - значит, не совсем обессилел. Немножко надо над собой потрудиться, заставить себя что-то сделать во имя любви к Богу и к ближнему.

В общежительном монашестве каждый старается себя считать ниже других, быть в послушании, даже игумен, как говорят, должен находиться в послушании у братии. Потому что сам Господь сказал: «Кто бо болий, возлежай ли, или служай; не возлежай ли; Аз же посреде вас есмь яко служай» (Лк. 22:27).

Смирение, послушание, воздержание - все это составные части духовно-педагогической сущности Афона - духовного заповедника, где стараются сохранять первобытное состояние людей, желающих идти по пути спасения. Один архимандрит замечательно сказал о том, что Святая Гора Афон - не место жительства святых, а место жительства кающихся грешников. То есть именно с покаянным чувством, в послушании к старшим, духовникам, к Церкви здесь должна трудиться братия. Поэтому и особый Покров простирается над Афоном Матери Божией, явившей непостижимое смирение и послушание. И Сын Ее, Богочеловек, смирил Себя даже до смерти крестной. То есть послушлив был Отцу Своему Небесному.

Молиться и трудиться - по этому принципу построена жизнь Афона и, по-настоящему, каждого монастыря, который имеет первообразом Афон. Когда родоначальник монашества Антоний Великий просил: «Господи, что мне делать, чтобы спастись», - ему был показан в его образе Ангел, который молился, потом плел корзины, затем опять молился и плел корзины. «Делай так, Антоний, - был голос, - и спасешься». Необходимо молиться и трудиться, причем труд должен совершаться особым образом. Нужно стараться исполнять послушание с молитвой до конца. Когда Афанасий Афонский строил келью и останавливался, не достроив, ложился отдыхать, то, просыпаясь, видел, что бесы все разбирали. Он опять строил, а те опять разбирали. Он совсем замучился, возопил к Матери Божией: «Что же они так надо мной издеваются? Матерь Божия, защити!» И Она ему сказала: «А ты до конца дострой и крышей покрой, тогда не тронут». И когда он, превозмогая усталость, накрыл постройку крышей, бесы действительно не тронули. Видимо, отсюда наши современные светские люди, ничего не зная об Афоне, решили, что в любом деле нужно иметь крышу. Тогда бесы даже не тронут.

Записала Светлана Скворцова

http://pokrov.pro/duxovnyj-zapovednik/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Светлана Скворцова
Все статьи Светлана Скворцова
1000-летие русского присутствия на Афоне
Все статьи темы
Последние комментарии
Результатам выборов не верит Трамп или американский народ?
Новый комментарий от Владимир Николаев
10.01.2021 07:54
«Милая, добрая, светлая Русь…»
Новый комментарий от Vladimir
10.01.2021 07:51
Памяти мученика Григория Распутина-Нового
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.01.2021 05:09
Белка Стрелка против коронобесия
Новый комментарий от Коротков А. В.
10.01.2021 02:59
«Нацпроект "Очищение" неизбежен»
Новый комментарий от Александр Терлецкий
10.01.2021 02:08
Отче, зачем подыгрывать тем, кто презирает Церковь?
Новый комментарий от грешник Вова
09.01.2021 10:33