Правитель Дамаска
Преподобный Иоанн Дамаскин родился во второй половине VII века в древнем сирийском городе Дамаске, в эпоху крутого исторического слома - арабских завоеваний. Предки святого издавна занимали в Дамаске очень высокие посты и сохраняли это положение, несмотря на смену правителей. Известно, что дед подвижника, его полный тезка Мансур ибн Серджун ат-Таглиби, руководил налоговой администрацией Дамаска с первых лет VII века, и именно он планировал сдачу города арабским завоевателям в 635 году.
Привилегированное положение семьи дало юному Мансуру возможность получить хорошее образование и преуспеть не только в светских науках - таких, как риторика и музыка, но и в богословских дисциплинах.
Благодаря семейным связям и богатым личным дарованиям Мансур довольно скоро взлетел на самую вершину административной карьеры - стал ближайшим советником халифа Хишама и фактическим правителем Дамаска. У него было всё: власть, деньги, свобода. Однако сердце его всегда горело любовью к Православной Церкви. Впоследствии он напишет: «Я сделался защитником Церкви и принес на ее защиту вверенный мне талант слова».
Защитник святых икон
Ересь иконоборчества была в тот период одной из самых опасных внутренних болезней Православной Церкви.
Начало этой смуте положил византийский император Лев III Исавр. Он объявил всех тех, кто почитает святые иконы и святые мощи, идолопоклонниками, которые нарушают одну из заповедей Моисея: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху (Втор. 5, 8-9). У императора были веские политические причины ополчиться на изображения Господа, Пресвятой Богородицы и святых Православной Церкви. Ему нужно было наладить диалог с иноверцами. Кроме того, борьба со святыми изображениями способствовала общему ослаблению Церкви и усилению власти императора. Под флагом ратования за чистоту веры светская власть стремилась ограничить права Церкви, а также наложить руку на ее имущество.
Многие верные чада Церкви были смущены иконоборческой риторикой. Человеку, не имеющему действительно глубокого церковного опыта, запрет на изображение Бога мог показаться «духовнее», возвышеннее и проще, чем практика почитания святых икон, которая прочно укоренилась в Православной Церкви уже к IV веку. Многие борцы со святыми изображениями искренне думали, что борются против вредного языческого суеверия. Ересь иконоборчества затронула не только мирян, но и духовенство, в том числе и епископат.
Преподобный Иоанн стал первым богословом, который в ответ на соблазн иконоборчества представил миру развернутое богословие иконы и разработал христианскую теорию образа.
Прежде всего святой Иоанн отвечает на принципиальный вопрос: можно ли изображать Бога? Как совместить изображение Господа на доске или стене храма и прямой запрет на изображение в заповеди Моисеевой? Подвижник указывает на то, что эта ветхозаветная заповедь имела временное, воспитательное значение: не давала иудеям скатиться в идолопоклонство. Но теперь - Царство благодати и время Нового Завета. Невидимый Бог действительно неизобразим, но Бог Воплотившийся стал и видим, и описуем. Кроме того, образом Бога является не только икона или скульптура - Его образом является и ветхозаветная Скиния - Ковчег Завета. Авраам, Моисей, Исаия и все пророки видели образ Бога, а не самое Существо Божие. А Неопалимая Купина в Ветхом Завете есть образ Богоматери. Первый образ создал сам Бог. Об этом мы читаем в книге Бытия: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (Быт. 1, 26). Но самый главный аргумент в защиту святых икон был связан с Воплощением Бога-Слова: неизобразимый и неописуемый Сын Божий стал изобразим и описуем в Своем Воплощении. Если бы нельзя было постигать Бога через Его образ, то мы не могли бы не только изображать Его, но и говорить о Нем, потому что Священное Писание является иконой в слове.
Но даже если изображение Бога дозволено, полезно ли оно? Отвечая на этот вопрос, преподобный Иоанн Дамаскин разрабатывает и углубляет учение о мистической природе иконы. Он пишет о том, что человеку невозможно постигать духовное без посредства тела. Как апостолы видели Христа и Его славу телесными очами, слышали Его слова телесными ушами, так и мы посредством слов и изображений восходим к духовному познанию. Икона - это видимый образ, который возводит человека к невидимому Первообразу. При этом преподобный Иоанн Дамаскин не отождествляет образ с Первообразом. Икона - «окно» в духовный мир.
Преподобный Иоанн мог свободно распространять свои писания в пользу святых икон именно потому, что не был подчинен иконоборческой византийской власти. Однако его противник - император-иконоборец - нанес ему удар исподтишка. Императорские приспешники написали подложное письмо от имени преподобного, подделав его почерк; в этом письме он якобы обещает императору сдать город Дамаск. Халиф с готовностью поверил клевете и подверг своего верного слугу позорному и жестокому наказанию: отсечению руки. Согласно преданию, страдальца чудесным образом исцелила Сама Пресвятая Богородица. В честь этого события в иконографии утвердился образ Богородицы «Троеручица». Было восстановлено и доброе имя святого Иоанна: халиф вновь предложил ему место при дворе, но подвижник удалился от мира и принял монашеский постриг в одной из палестинских обителей. Это событие произошло в самом начале VIII века.
Отречься от дара
В то время, когда преподобный Иоанн принял монашеский постриг, его авторитет как богослова был практически непререкаем. Никто из монашеской братии не осмеливался стать наставником столь знаменитого человека, к тому же бывшего сановника. Нашелся лишь один суровый подвижник, согласившийся взять его под свою духовную опеку. Чтобы смирить новоначального инока, духовный наставник потребовал от него отречения от самого драгоценного дара. Преподобному было запрещено богословствовать и заниматься какимлибо литературным трудом. Святой Иоанн принял этот запрет с истинно христианским смирением. Но однажды он нарушил свое обещание ради того, чтобы утешить скорбящего инока, у которого умер близкий родственник. Тогда преподобный создал свои знаменитые заупокойные стихиры «Плачу и рыдаю...». Когда наставник преподобного узнал об этом, он страшно разгневался и выгнал его из кельи. После долгих уговоров он согласился простить подвижника, но при условии, что тот собственноручно приведет в порядок все выгребные ямы в монастыре. Святой Иоанн и здесь явил образец послушания; в отношении же литературного дара за святого вступилась Сама Пресвятая Богородица, явившись во сне его суровому духовнику. С тех пор никто не мешал преподобному Иоанну развивать свой песенный дар и прославлять Господа.
Гимнографическое наследие святого Иоанна Дамаскина огромно. Им написаны погребальные «самогласны» и антифоны, праздничные каноны Рождеству, Богоявлению, Преображению, Вознесению, Благовещению, Успению, Пасхальная служба почти вся целиком принадлежит его перу. Написанное им лично или же совместно с братией монастыря совершенно изменило строй утрени. Именно преподобный Иоанн ввел канон в строй церковного богослужения в том виде, в каком мы знаем его сейчас. Он писал на прекрасном греческом языке, используя традиционные для греческой литературы стихотворные размеры. В то время всякое поэтическое произведение сопровождалась музыкальным распевом, но, к сожалению, напевы, сочиненные преподобным Иоанном, нам неизвестны.
Исключительно важной заслугой святого Иоанна Дамаскина является составление «Октоиха», или «Осмогласника» - книги, в которой содержится восемь недельных циклов служб, поющихся на восемь различных «гласов». Конечно, не все песнопения Октоиха принадлежат именно его перу. Ученые полагают, что преподобный Иоанн систематизировал уже имеющиеся песнопения, разделив их по гласам, и написал большую часть воскресных богослужений.
Истина под анафемой
К сожалению, исследователи не могут до конца восстановить точную хронологию жизни преподобного Иоанна. Известно, что в какой-то момент патриарх Иерусалимский Иоанн рукоположил его в сан пресвитера и сделал проповедником при своей кафедре. Но после смерти патриарха в 735 году преподобный Иоанн вернулся в родную обитель - Лавру святого Саввы.
Следующий момент, когда подвижник вновь оказывается на исторической арене, относится к периоду правления императора Константина V Копронима, во время владычества которого иконоборческая смута вспыхнула с новой силой. Немногие смели перечить жестокому правителю, поэтому преподобный Иоанн счел необходимым приехать в Константинополь и лично обличить еретика. Император был настроен решительно. В 754 году он созвал так называемый иконоборческий собор, состоящий исключительно из епископов-иконоборцев, на котором в адрес преподобного Иоанна Дамаскина была произнесена анафема. Возможно, он даже подвергся тюремному заточению.
Последние годы жизни святой провел в окрестностях Иерусалима. Именно в это время им был создан важнейший богословский труд - «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы.
Преподобный мирно отошел ко Господу около 775-780 годов, прожив около ста лет.
Газета «Православная вера» № 23 (571)
Екатерина Ивановаhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/poeht-monakh-i-bogoslov