Сельский храм начала XX века постройки: стены со следами ядовито-синей советской краски и облупившейся штукатуркой, обнажающей кирпичную кладку; окна, забитые досками; мыши, беззастенчиво снующие туда-сюда, и неотвратимо пронизывающий холод, а на месте алтаря - сцена (в закрывшемся храме сначала было зернохранилище, а потом совхозный клуб). Но ощущения полной богооставленности все же нет: в середине церкви аналой с иконой, на возвышении сцены - богослужебный престол: здесь вновь возрождается живая жизнь - совершается Литургия. Таков сегодня храм Александра Невского в селе Афанасьевка Воскресенского района. И очень похожи на свой храм основные прихожане - подопечные местного православного реабилитационного центра для алко- и наркозависимых и лиц без определенного места жительства и занятий...
Путин" title="Дмитрий Путин" width="320" height="197" align="left" />Центр существует уже пять лет. Его основатели, супруги Дмитрий и Галина Путины, выбрали маленькое и почти безлюдное село - в Афанасьевке всего шесть домов, и на самой его окраине выстроили дом-приют для тех, кому больше некуда идти. Здесь у людей появляется надежда на то, что можно не только найти кров и заработок, но и суметь побороть зависимость от алкоголя и наркомании. И надежда эта вовсе не беспочвенна: Дмитрий сам сумел пройти этот путь - отказаться от наркотиков - и теперь предлагает свою помощь другим. Церковная жизнь, труд и желание победить - вот что необходимо тем, кто хочет жить в этой общине.
Дмитрий рассказывает, что обрел настоящую почву под ногами в вере и в Церкви. Только так и сумел выбраться из наркотического тумана, даже организовал свою небольшую строительную фирму. Он убежден: без осознанного и искреннего обращения человека ко Христу, без воцерковления ничего не получится, ведь любая зависимость - это страсть, через которую дьявол губит человека. Без Бога противостоять такому врагу невозможно, поэтому в его общине начинают и завершают день с молитвой, каждую неделю посещают богослужения. Это обязательное условие реабилитации.
Труд - еще один столп, на который может опереться зависимый. Именно с него все и началось, когда уже вставший на ноги Дмитрий брал на работы по строительству храма в Дубках, которые вела его фирма, бездомных. Этот вроде бы ненадежный контингент, как нарочно, стал стекаться к нему. И Дмитрий рискнул - ведь кто-то же должен был в этих людей поверить.
Храм они благополучно достроили, а стройбригада превратилась в общину, где хотят бороться со своим асоциальным прошлым. Состав ее, конечно, уже не раз поменялся - кто-то приходит, обретя надежду, кто-то понимает: «не по мне», кто-то уходит, считая, что уже окреп, и пытается вернуться в семью, кто-то, сорвавшись, возвращается. Путины понимают: всякий ведь может оступиться, но использовать общину для ночлежки или зимовки не позволяют. Ведь это уже не реабилитация, говорят они. В общине только те, кто хочет исправиться. Иная мотивация может навредить другим.
Подопечные центра живут от своего труда: зарабатывают на строительных и сельскохозяйственных подрядных работах, ведут собственное хозяйство. Дмитрий разработал устав общины так, чтобы не оставалось времени на праздность. Он старается привить такой принцип: для людей как для Бога. И судя по всему, это у него получается - наниматели работниками довольны, претензий не предъявляют и зовут снова.
Полученные средства идут на продукты питания, бытовые расходы, а также на отделку нового дома. Прежний, который был у общины, год назад полностью сгорел вместе со скотиной, без человеческих жертв обошлось просто чудом. Пришлось срочно достраивать новое здание центра. Задача не из легких, так как на момент пожара был только фундамент. Сейчас уже выведены два этажа, по возможности обустроены кухня и комнаты. Люди живут в голых, даже еще неоштукатуренных стенах, но по-настоящему рады этому дому. Здесь они вдали от прежних дружков, вдали от мест, где так легко приобрести спиртное или очередную дозу, и даже добраться до этих мест совсем не просто, словом - островок вдали от соблазнов мира. Что такое бытовые неудобства, когда точно знаешь, ради чего их терпишь?!
Многие подозревали Путиных в том, что они используют своих постояльцев как бесплатную рабочую силу, некоторые до сих пор в этом убеждены. Супруги стараются не обращать внимания: мало ли что скажут. Если бы эти скорые на суд гуманисты дали себе труд задуматься, сколько душевных сил и труда нужно для того, чтобы заниматься этими, никому, по большому счету, не нужными людьми, то поняли бы: гораздо проще и дешевле было бы прибегнуть к услугам гастарбайтеров. Значит, дело-то в чем-то ином...
Дмитрий и Галина люди - действительно искренне верующие, воцерковленные. Сами они являются прихожанами храма Царственных Страстотерпцев в селе Елшанка, привозят туда и своих подопечных, очень радеют о том, чтобы они не просто формально исполняли какие-то правила церковной жизни, а приняли бы Христа всем сердцем.
Есть надежда, что этому будет способствовать еще одно большое дело, в котором участвуют члены путинской общины - восстановление храма Александра Невского в Афанасьевке.
- Нам он просто необходим, - отмечает Дмитрий. - Тем более огромное значение имеет то, что наши ребята делают что-то для Бога.
Начиная с сентября клирики Свято-Троицкого собора Саратова каждые две недели посещают общину, общаются с постояльцами, проводят вероучительные беседы и, конечно, совершают богослужения в еще не восстановленном Александро-Невском храме.
Литургию будут служить два раза в месяц (главное, придумать что-то с отоплением), а до недавнего времени было всего раз в год - на престольный праздник.
Для священника такое служение имеет свои особенности. Ключарь Свято-Троицкого собора иерей Николай Генсицкий поясняет:
- Эти люди много через что прошли, какие-то самые вроде бы обычные слова для них могут быть непонятны или оскорбительны, поэтому нужно очень внимательно слова подбирать.
Дмитрий надеется, что после окончания семинарии, куда он поступил в этом году, сможет позаботиться о своих подопечных уже и как пастырь:
- Кто же лучше знает особенности их психологии, как не тот, кто сам прошел подобное, - убежден Дмитрий.
Было бы, конечно, ошибкой утверждать, что в центре реабилитации Путиных всё безоблачно, что все те, кто приходит сюда, успешно преодолевают свою зависимость и возвращаются к нормальной жизни. Дмитрий признается, что из десяти-пятнадцати человек для прохождения полноценной реабилитации остаются немногие. За тех, кто не удерживается в центре, Галина и Дмитрий искренне молятся с надеждой на то, что Господь все-таки укажет им всем путь ко спасению.
- Много и других проблем, обусловленных как особенностью наших жильцов, так и нежеланием в принципе замечать и их самих, и их попытки встать на путь возращения к нормальной жизни, - с болью в голосе рассказывает надежная помощница Дмитрия, Галина. - Безусловно, для организации более эффективной реабилитации необходима нашему центру помощь профессиональных наркологов, медицинских работников, психологов, но привлечь этих специалистов, к сожалению, очень сложно.
И на самом деле, сложности, с которыми сталкиваются создатели и подопечные центра, не удивительны, ведь подниматься из той бездны, в которую обрушивается человек, зависимый от алкоголя и наркотиков или оказавшийся на улице и уже порой не желающий возвращаться в социум и находящийся на пороге полного разрушения личности, - титанический труд. Его может подъять только Господь вместе с человеком, который изо всех сил стремится к этой победе.
Дмитрий считает:
- Возрождает человека Господь, мы только создаем условия удаленности от тех, с кем наши подопечные разделяли зависимость, бытовые условия, режим. А уж дальше работает Дух Святой, наших заслуг здесь нет...
И действительно, смотришь на постояльцев центра реабилитации в Афанасьевке, на то, как они, кто-то смущенно, кто-то очень сосредоточенно, кто-то сугубо покаянно, молятся в голых стенах Александро-Невского храма, и понимаешь: восстанавливая эту церковь, они как будто восстанавливают сами себя. Как и храм, их тела и души подвергались многолетнему разрушению; как и храм, превращенный в клуб, в их сердцах вместо Бога жил кумир - занял горнее место и порабощал. И очень хочется верить, что, как и храм, эти люди будут пусть медленно, но верно впускать внутрь себя Бога...
В 2014 году силами супругов Путиных был также создан благотворительный фонд «СОЛОМОН», основной деятельностью которого является поддержка их православного Центра реабилитации. Директор фонда - Галина Путина. Она принимает активное участие в оказании первой медицинской помощи подопечным, занимается восстановлением документов.
Помочь делу Путиных может любой желающий. Можно позвонить по телефону 8 (961) 649-13-92 (Галина Александровна Путина), написать по электронной почте sar_solomon_putina@mail.ru либо перевести средства на счет фонда.
По реквизитам:
Филиал «Бизнес» ПАО «Совкомбанк», г. Москва.
Адрес: 123100, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 14, стр. 1
ИНН 4401116480
КПП 770343002
БИК 044525058
к/с 30101810045250000058 в Отделении № 1
Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному кругу г. Москва
р/с 40703810811010107012
р/с 40703810011920107012
Юридический адрес фонда: 410007, г. Саратов, ул. Топольчанская, 1а, к. 79.
Или на карту Сбербанка: № 4817760001286024
Центр также с благодарностью примет для своих подопечных средства личной гигиены, лекарства, обувь, постельное белье, продукты.
Контакты Дмитрия Путина сегодня есть в каждом храме Саратовской епархии. Всякий, кто оказался в трудной жизненной ситуации и желает проходить реабилитацию у Путина, может обратиться в социальную службу любого храма, там подскажут, как связаться с Дмитрием. Главное, не падать духом и верить, что всемогущий Господь при усилии и воле человека может избавить его от зависимости и вернуть к нормальной жизни.
«Саратовская областная газета» № 186, 2 ноября 2016 года
Инна Самохинаhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vosstanavlivaya-hram-dushi