Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что имеется в виду под словом «Церковь». В него каждый вкладывает свой смысл: для кого-то Церковь - это социальный институт, интегрированный в систему жизни общества и связанный железными цепями с политикой, властными структурами и т. д.; кто-то считает Церковью храм за углом дома; есть и такие, которые думают, что Церковь является политическим инструментом управления народными массами с помощью «религиозного инстинкта».
Для меня Церковь - это то, что она говорит о самой себе через людей, миссия которых возвещать волю Божию.
Неотъемлемой
принадлежностью Церкви является ее учение, касающееся Его Самого, мира и
человека. Учение Церкви - это голос Творца в строках Евангелия,
действие Духа Святаго, который запечатлевает себя в Литургической
практике, творениях святых отцов и учителей Церкви, опыте молитвенной
жизни подвижников, подвиге мучеников и проч.
В головах многих людей в
силу их непонимания того, что есть Церковь по своей сути, присутствует
ложный образ «церкви», который является в лучшем случае карикатурой на
нее, а в худшем - ее антиподом. Об этом хорошо в своей время сказал
Блаженный Августин в «Исповеди»: «Я думал, что лаю на Церковь, а на
самом деле я восставал на собственные ложные заблуждения по ее поводу».
Часто многие критикуют или осуждают на самом деле не Церковь, а грехи и
немощи тех людей, которые к ней принадлежат.
Каждый из нас, будучи членом Церкви, принадлежит ей не всей своей полнотой. Кто-то больше, кто-то меньше, но все же мы выходим за ее границы своими человеческими страстями. Все то, что есть в нас необоженого, не освященного Благодатью, все темные и мрачные уголки нашей души - это наша человеческая немощь, которая к Матери-Церкви не имеет никакого отношения. Как правило, именно она и соблазняет окружающих, отождествляющих наши грехи с Церковью, к которой мы принадлежим.
Наши критики вряд ли это поймут, но нам это важно знать. Народ, увы, судит о Церкви не столько по нашим добродетелям, сколько по нашим недостаткам. Поэтому мы должны понимать: наше несоответствие тому, к чему мы призваны, становится причиной того, что «Имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24). Сюда можно отнести то, что сводится к так называемой политической церкви: и очевидные страсти отдельных служителей, и языческие суеверия некоторых прихожан - одним словом, «человеческий фактор». Человеческие грехи никогда не смогут осквернить светлых Христовых риз Церкви. Но за них каждому придется отвечать перед Богом.
Еще одна важная причина «критики» Церкви - диавольская ненависть ко Христу. Путь Церкви в земной истории - это земной путь Христа. Как к Нему относились политики и «сильные мира сего», так же будут относиться и к нашей Матери-Церкви. Отсюда хула, клевета, ненависть, которая льется и будет литься на Церковь, сколько она будет служить на Земле. Состояние гонений для Церкви является нормой ее земной жизни. Не нужно этому удивляться и этим возмущаться. Ненависть - плата мира за тот свет, который Церковь несет людям. В конце «конца времен» Церковь, как и Христа, распнут и убьют. Но вместе со звуком последней Ангельской Трубы враги увидят знамя Церкви на Небе в руках Того, кто является ее Главой.
Протоиерей Игорь Рябко
http://pravlife.org/content/kak-otnositsya-k-kritike-cerkvi