Современный юмор часто ведет прямым путем туда, где плач и скрежет зубов. Фото: СПЖ
Сегодняшний наш разговор о современной философии смеха. О том, куда ведет путь хохота и насмешек и что ждет в конце этого пути. Тем более что поводов для этого предостаточно.
Для меня с детства самой страшной маской была маска клоуна. Она никогда не вызывала у меня добрых чувств. Каким-то мертвецким адским холодом дышал оскал большого уродливого разукрашенного рта, над которым, обведенные чернотой, горели узко посаженные безжалостные глаза.
Школа ненависти, как правило, начинается со смеха. Во время Второй мировой войны почти все еврейское население Европы было уничтожено. Начало газовым камерам и холокосту положили смешные карикатуры на евреев в немецких журналах и газетах.
Великий террор 1937 года против Церкви и верующих также начинался с карикатур в журнале «Безбожник». Сейчас все проще. Уже не нужно покупать журналы, развешивать плакаты. Достаточно нажать одну кнопку на смартфоне или компьютере − и клоуны вам покажут шоу, где представят духовенство, верующих, Церковь Божию таким образом, чтобы внушить к ним стойкую ненависть. И все это, конечно же, с помощью смеха.
Что же за люди эти комики, которые с таким усердием работают на сатану? Ради чего и зачем? Неужели все дело только в деньгах? Неужели вот так запросто и беззаботно можно продать свою душу? Я не знаю…
Слышал одну грустную историю о судьбе вот такого же украинского весьма известного юмориста. Всего лишь два года назад он рассказывал перед камерой, как уже в зрелом возрасте начал посещать храм, как Бог сотворил в его жизни чудо. Этот человек реально на своем опыте почувствовал, что такое благодать Божия. Более того, Господь являл ему много милостей. Этот комик стал причащаться, петь на клиросе, стал постоянным прихожанином одного из киевских монастырей. Но прошло всего лишь два года, и этот человек надел для сценического образа подрясник, скуфейку и стал так пошло хулить монашество, что невозможно смотреть без отвращения.
Что с ним произошло? Куда ушла былая радость приобщения к невечернему Свету? Что же такого должно было произойти с этой несчастной душой, чтобы, испытав на себе столько благодеяний Господних, начать плевать Богу прямо в лицо? Я не знаю. Мне всегда сложно было понять мотивы поступка Иуды Искариота.
Неужели и в самом деле деньги имеют такую сильную власть над душой человека, что могут сделать безумцем даже того, кто видел чудеса Божии?
Одно могу сказать наверняка – очень хочется, чтобы этот человек закончил свою жизнь не как Иуда, а как апостол Петр, чтобы нашел в себе силы покаяться и искупить грех подлого предательства.
«Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6:25), – учит нас Господь. В то же самое время Христос говорит: «Будьте, как дети» (Мф. 18:3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14). Но образ ребенка у нас неотделим от смеха и радости. Где же проходит граница между детским смехом и «горем смеющихся»?
Смех и юмор всегда были объектом коммерческой и идеологической эксплуатации. Они являются способом и средством для достижения самых разных целей. Я, прожив уже немалую жизнь, слышал и видел разных людей, связавших свою жизнь с профессией юмориста. Исходя из своего опыта, я попытаюсь дать классификацию разных ступеней искусства юмориста.
Философский юмор
Кто был Михаил Жванецкий – юморист или философ? Комик или трагик? Сложно ответить на этот вопрос однозначно. В его текстах было все намешано, но одно можно сказать наверняка – монологи этого автора заставляли смеяться, плакать, грустить, думать, размышлять над услышанным, анализировать, делать какие-то выводы. Это был философский юмор. Таких примеров можно найти немало в поэтическом, музыкальном, театральном творчестве самых разных людей искусства.
Интеллигентный юмор
Классическим примером такого юмориста был Аркадий Райкин. У него была как социальная сатира, так и лирические монологи, разные комические и трагические образы. Но кого бы он ни изображал, он всегда это делал с глубоким чувством меры и интеллигентности.
Конечно же, он был не один такой. Штепсель и Тарапунька (Юрий Тимошенко и Ефим Березин), Александр Иванов, Роман Карцев и другие представители тогда еще советской школы артистов эстрады, кроме таланта веселить, имели врожденный такт, были вполне себе аристократами духа.
Желчный юмор
Классическим примером такого юмориста является Михаил Задорнов. Этот автор по-своему уникален и неподражаем, но его слова часто циничны, а юмор холодно-безжалостен к тем, на кого он направлен. В выступлениях этого сочинителя нет доброты или сострадания к тем, кого он критикует. Только беспощадный смех, вернее, хохот.
Блудный юмор
С падением СССР и появлением возможности удовлетворять низменные потребности человеческих страстей работники искусства также стали стремительно перестраиваться под эти «народные нужды». Самой трендовой стала тема секса, которого, как известно, в СССР не было (из высказываний участницы телемоста СССР – Америка).
Бывшие советские мэтры этого искусства стали не стесняясь бравировать пошлостью, пренебрегая ранее принятыми рамками приличия. Геннадий Хазанов, Евгений Петросян и другие старались изо всех сил побаловать своих поклонников остреньким и пикантным словом. Но что их шутки по сравнению с тем, что мы видим и слышим сегодня.
Большая часть репертуара современных комиков построена на теме блуда. Этим не брезгуют самые именитые коллективы, это показывают на самых популярных каналах. Нас так долго кормили этим ядовитым суррогатом, что многие даже не заметили, как наши юмористы этот половой рефлекс перенесли и на церковные темы. Но за блудом следует уже последняя стадия деградации юмористического искусства.
Богоборческий юмор
Этот тренд сейчас начинает набирать все большую силу. В нем обязательным элементом должны быть блудные темы, богохульство и цинизм. Причем это касается не только участников юмористических шоу, но и певцов. Достаточно вспомнить то богохульство, которым пичкает своих поклонников Мадонна.
Комики, которые опустились до этого уровня, уже прошли точку невозврата.
Нет никакого смысла взывать к их совести, предупреждать об ответственности за свою судьбу и судьбы своих детей. Это бесполезно, потому что взывать уже не к чему.
Их совесть сначала медленно сгорала через циничную пошлость. А когда от нее остался только пепел, гнилая душа обратилась к сатанизму.
Конечно, нужно понимать, что нынешние юмористы − это прежде всего бизнесмены, которые делают деньги на смехе. А для того чтобы был доход, нужно продавать то, на что есть спрос. А спрос говорит об очень печальном состоянии душ многих наших современников. Блудный юмор – это прежде всего хула на отца и мать. Это кощунство по отношению к родителям. Поэтому вполне ожидаемо это приводит к тому, что юмор, построенный на похоти, приводит к смеху над Богом, святыней, Церковью, тем всем, что дорого верующим людям.
Мы живем в изменчивом мире, здесь все или растет и развивается, или деградирует и маргинализируется.
Я пишу это не только потому, что являюсь православным священником и мне больно, когда происходит это кощунство.
Я знаю точно, что Бог поруган не бывает. До него юмористам не доплюнуть, слишком высоко, и вся та хула, которой они сейчас занимаются, рано или поздно упадет и на их головы.
Дело в другом. Я могу совершенно уверенно сказать, что у меня было бы точно такое же отношение к творчеству этих комиков, если бы они хулили не мою Церковь, а, скажем, ислам или буддизм, протестантов, любую другую веру и религию. Здесь дело даже не в вере, а в том, что вот такая пошлость и низость вообще выходит далеко за границы того, что называется общечеловеческими нравственными нормами.
Но деградационные процессы в мозгах этих комиков зашли уже так далеко, что вряд ли они смогут это осознать во время своей земной жизни. Осмысление сказанного и сделанного придет обязательно, но потом, когда уже ничего исправить нельзя. И мне их жаль!
Мне также сложно понять, как можно даже не смеяться, а устраивать этот бесовский хохот в то время, когда льются реки крови, когда десятки тысяч людей лишены домов, когда уже нет ни одного города, ни одной улицы, где бы не стоял материнский плач о погибших, где не жила бы семья, потерявшая на войне мужа, сына, отца.
Я не могу себе представить Христа хохочущим. Улыбающимся – да. Говорящим с мягким, добрым юмором – возможно. Но так, чтобы хохотал – это немыслимо.
Святые отцы тоже могли по-доброму пошутить, чтобы поддержать человека, поднять ему настроение, утешить, духовно укрепить, прогнать уныние, дать свет душе. Это и есть правильное употребление юмора, его истинное предназначение. Но как же это далеко от того, что происходит на подмостках нынешних юмористических шоу.
Прости им, Господи, не ведают что творят!
2. на подмостках нынешних юмористических шоу
1.
А Вы священник какой церкви, интересно?