Знаменитый афоризм «Человек рождён для счастья, как птица для полёта» почему-то принято приписывать Максиму Горькому. На самом деле эти проникновенные строки принадлежат Владимиру Короленко (1853-1921) - русскому писателю украинского происхождения, имевшему шумный читательский успех в конце XIX - начале XX века, в ту яркую эпоху отечественной литературы, когда жили и творили гениальные Толстой, Чехов, Горький.
Но, пожалуй, успех ему принесли не столько художественные произведения, сколько активная, как бы сказали сегодня, «правозащитная» деятельность. Он защищал крестьян от произвола, евреев - от погромов, бедных - от богатеев.
В.Г. Короленко умер 95 лет назад, на излёте Гражданской войны. Советской властью почти немедленно был признан классиком - пусть и не первой величины, но вполне «прогрессивным и революционным», достойным включения в школьную программу и увековечивания в топонимике. Школьники штудировали повесть «Дети подземелья», харьковские студенты ходили в одно из самых крупных книгохранилищ СССР - Научную библиотеку им. Короленко, горожане фланировали по улицам Короленко - в общем, обычная посмертная жизнь официозного литературного классика.
И вдруг, уже в эпоху перестройки, были опубликованы сенсационные, ранее не известные широкому читателю фрагменты личных дневников Владимира Галактионовича. Оказалось, «революционный демократ» Великую Октябрьскую социалистическую революцию не принял, был по отношению к большевикам (и не только к ним) критичен и резок. Правда, во времена перестройки все были «критичны и резки», а потому запоздалые откровения литературного классика быстро затерялись в бурном потоке прочих разоблачений и сенсаций.
О Короленко вновь надолго забыли, а на независимой Украине индульгенцией писателю послужили малороссийское происхождение и полтавские корни. Как ни крути - свой. Однако сегодня - на фоне кровавых событий очередной «революции» и войны - стоит освежить нашу память и перелистать страницы дневника писателя-гуманиста. Тем более что многие из них, как выясняется, более чем актуальны.
«Всякий национализм имеет нечто отрицательное, даже и защитный национализм слишком легко переходит в агрессивный. В украинском есть ещё и привкус национализма романтического и бутафорского», - пишет Короленко в своих дневниках, резко отмежёвываясь от тех, кто ставил и ставит во главу угла этническое происхождение. Он, искренне симпатизирующий украинской культуре и языку, проживающий в эталонно малороссийской Полтаве, приходит в бешенство от пришлого западноукраинского диалекта, который он именует исключительно «галичанским жаргоном».
Короленко ужасается зверствам петлюровцев, «гайдамаков». В одной из записей 1919 года Владимир Галактионович рассказывает о молодом петлюровце и арестованных петлюровцами узниках:
«...Когда я немного разговорился с ним, он сказал, что «шёл биться за правду и за Украину», но когда его прикомандировали к штабу и контрразведке, он увидел такие дела, что пришёл прямо в ужас. При этом лицо молодого человека передёрнулось судорогой, голос задрожал и на глазах показались слёзы. Чижевскую (Короленко пришёл вызволить из-под ареста эту ни в чём не повинную девушку. - К.К.) действительно, по-видимому, расстреляют. Сидит ещё московский студент Машенжинов. Его тоже расстреляют, как и крестьянина.
- За что же крестьянина?
- Они ненавидят крестьян за то, что они большевики...»
Очень важно, что рассказывает «совестливый» петлюровец о своих «побратимах». Оказывается, украинские вояки ненавидят не только «московских студентов», но и украинских крестьян, то есть, по сути, свой собственный народ.
Народ, в свою очередь, ненавидит «гайдамаков» и приведённых ими на родную землю немецких и австрийских оккупантов:
«Я разговаривал с крестьянами, привезшими больного к доктору Будаговскому из Нижних Млинов под Полтавой. У них стоит немецкий отряд. Грабят бесцеремонно, угрожая револьверами. Хватают кур, гусей, забирают яйца и хлеб, режут свиней... И это из многих мест. Озлобление в деревнях растёт... Глухое озлобление и против «панiв», которые отдали Украину под немцев. В одной подгородней деревне мужики в одном доме уже кинулись с топорами и зарубили одного или двух немцев, а сами убежали. Дом был снесён до основания».
Но паны-националисты с оккупантами милуются, поскольку на штыках оккупантов держится их власть на Украине.
«...20 марта происходил банкет, данный украинским штабом немецкому... Некоторые шуты явились на банкет с обритыми головами и «оселедцами» (как на картине Репина). Когда-то так брили головы запорожцы, что и понятно: жили в куренях-землянках, заводились вши, а женщин не было: поискать в голове некому. Это понятно. Но теперешние тщедушные «пiдпанки», наряженные, как на маскарад, и с бритыми головами - производят курьёзное впечатление, а их «оселедцы» с хор казались какими-то летучими мышами, севшими на головы...»
Всё вроде бы весело и курьёзно, но:
«...Вчера в вечернем заседании думы Ляхович (местный общественный деятель. - К.К.) сделал разоблачения об истязаниях, произведённых над совершенно невинными и непричастными даже к большевизму жителями. Тут были евреи и русские. Их арестовали, свели в Виленское училище, положили на стол, били шомполами (в несколько приёмов дали до 200-250 ударов), грозили расстрелять, для чего даже завязывали глаза, потом опять били и заставляли избитых проделывать «немецкую гимнастику» с приседаниями и кричать ура «вiльнiй Украинi и Козацьтву» и проклятия «жидам и кацапам»...»
Владычество жёлто-блакитных «патриотов» оборачивалось для жителей Украины не только изощрёнными издевательствами, но и репрессиями против еврейского населения, которые вошли в историю как «петлюровские погромы»:
«От 3 до 6 час. вечера убивали всех евреев, живших в еврейских кварталах. Половина евреев, жителей этих улиц, вырезана. Много раненых... Это напоминает действительно времена гайдамаков на Украине. «Патриоты» могут гордиться. Это уже не одна историческая бутафория. Воскресают времена самого неподдельного варварства!»
Как видим, нравы украинских националистов не слишком изменились: безжалостное презрение к простому народу, приторные лобзания с «западными друзьями», слепая ненависть к России и русским. И закономерная реакция на их кровавый балаган истинного патриота и гуманиста Короленко: «...во мне повернулось больное сердце: вот оно, настоящее мазепинство! Россия беспомощна, и Украина будет кромсать её вместе с австрияком! Теперь они, конечно, разинут рот уже и на Одессу».
Писатель отмечает истинную причину морального разложения общества - погоня «за успехом» любой ценой:
«Успех - всё. В сторону успеха мы шарахаемся, как стадо. Толстовец у нас слишком легко становится певцом максимализма, кадет - большевиком. Он признаёт, что идея - лжива, а образ действий - бесчестен. Но из чисто практических соображений он не считает «грехом» служить торжествующей лжи и бесчестию...»
Действительно, во все времена жадно бегущие «за успехом» охотно готовы служить любому хозяину, чужой войне и даже принимать участие в разграблении собственной страны:
«...Истинный ужас - это в тех полуинтеллигентных господах (телеграфисты, железнодорожники, чиновнички), которые, не рискуя и «не грязнясь», покупают тут же и уносят домой краденое и награбленное...»
Надо понимать, что Короленко резко критикует не только петлюровцев, но и всех посягающих на человеческое достоинство, на человеческую свободу - будь-то украинские националисты, «дремучие монархисты» («огромная глупость: из слабого, безвольного, неумного человека, погубившего Романовых, делают трогательную фигуру мученика») или большевики: «Свойство всякой охранки - неизбежно плодить безответственно глупые дела». Поневоле вспомнишь пасущиеся на ниве борьбы с противниками «революции достоинства» тучные украинские спецслужбы. Вот в нынешней прессе сообщается о смерти после пыток активиста харьковского антимайдана Виктора Топчаева.
В кровавом водовороте событий Гражданской войны Владимира Галактионовича особо интересует роль двигателя всякой революции - молодёжи и подростков:
«...семья Семенченко обратила внимание на мальчика-красногвардейца (лет 12-13 на вид). На снисходительно-насмешливый вопрос: как он, такой юный, попал в вояки? - другие красногвардейцы ответили:
- О, он у нас молодец: застрелил двух офицеров, которые хотели бежать, в Петрограде».
Возмущённый до глубины души, Короленко записывает: «Дети «убивают за свободу», в которой ничего не понимают. Меня всегда возмущало слишком раннее вовлечение юношества в «политику». А между тем - несколько поколений прошло эту школу скороспелок. И за это Россия теперь платится».
Выпускники «школы скороспелок» и сегодня в авангарде так называемой революции достоинства. По стране шляются стаи вооружённых молодых людей со своим видением «справедливости», в камуфляже с нашивками всяческих батальонов.
«Армия, легко отступавшая от фронта, не собирается расходиться по домам. Не очень трудно захватывать свои города. Дело переходит в паразитное существование вооружённой части народа на счёт остатков разрушающегося достояния остального народа».
Да это же о нынешней Украине как будто написано! Короленко фиксирует пандемию анархизма, разрушающего государство. Видит ли великий писатель-гуманист выход из ужасной ситуации, в которой оказалось общество? И здесь вспоминается ещё одно известное изречение Короленко: «Насилие питается покорностью, как огонь соломой».
Пришло время перечитать классику...
http://www.lgz.ru/article/12-6546-24-03-2016/korolenko-protiv-khunty/