«Тайновидец будущего»

Размышления над книгой Николая Головкина о природе добра и зла

Новости Москвы 
0
401
Время на чтение 6 минут
«Тайновидец будущего»

Шёл человек по Толмачёвскому переулку в центре Москвы после рождественской службы в храме святителя Николая в Толмачах, что бок о бок с Третьяковкой, и на скромном перекрёстке с Лаврушинским переулком встретил другого человека, пожилого, печального, с непокрытой головой, на которую летели и садились лёгкие праздничные снежинки. «Почему он здесь? Какая беда у него? В мир пришёл Спаситель. А этот такой несчастный на вид человек грустен»...

А это был Иван Сергеевич Шмелёв. И уже не человек, не писатель - памятник. Маленький бюстик. Но установлен он был в правильном месте - в Замоскворечье, где и родился, и рос маленький Ваня, наследник патриархальной купеческой семьи, которому суждено было стать не только известным прозаиком, но и наследником всей русской православной бытовой и духовной культуры, ибо не было у нас писателя, который бы, помимо талантливого воплощения других тем, с такой скрупулёзностью и любовью воссоздал и передал уже нам в наследство и в науку уклад жизни православного человека и его семьи в конце XIX века.

Человек, шедший с рождественского богослужения, положил на постамент свечу, которую нес на память домой, перекрестился и поклонился. И понял, что ему интересно самому разузнать побольше о Шмелёве, о его судьбе - «по жизни» трагической, но творчески счастливой, а потом кратко и точно рассказать о нём людям. Чтобы помнили - это во-первых. И, во-вторых, чтобы старались жить хоть немножко, да по шмелёвским заветам.

Так был написан очерк «Где-то свидимся?.. - Если бы в Москве!..», причём не об одном только Шмелёве, а о двух великих русских Иванах, двух эмигрантах, друживших на чужбине и окончательно встретившихся в Москве, после смерти, на погосте Донского монастыря, - писателе Иване Сергеевиче Шмелёве и философе Иване Александровиче Ильине.

 

Этот очерк вошёл в сборник писателя Николая Алексеевича Головкина «Тайновидец будущего», недавно вышедший из печати.

 

Тут надо заметить, что, с чисто литературной точки зрения, автор очерка употребил очень опасный литературный приём - встречу человека и памятника. Шаг влево, шаг вправо - пафос! А рядом с пафосом всегда гнездится пошлость... Но Головкин инстинктивно бежит пафоса, рассказывает о встрече в рождественскую ночь так просто, как всё и было. Более того: если внимательно вглядеться во все статьи его сборника, тут же и убедишься, что эти эссе и очерки рассказывают именно о тех, кто противодействовал пошлости всей своей жизнью и творчеством. Вот Паустовский, например, которому посвящён один из очерков, так и написал в дневнике 1939 года: «Самое тяжёлое в наши дни - это стремительный рост пошлости». Что имел в виду Константин Георгиевич? Поскольку написано это было в Ялте, на отдыхе, то можно предположить, что на 22-м году советской власти он наблюдал барское поведение «новых советских» и их жен. Почему бы и нет?

Но пошлость так многолика! Говоря о ней, Николай Головкин находит примеры в наши дни, которые подтверждают эту истину.

В очерке «Облака» вспоминает Николай Алексеевич праздник в Тарусе по поводу 100-летия со дня рождения Николая Заболоцкого, того самого, кому принадлежит знаменитое пожелание: «Не позволяй душе лениться» - все его слышали, да не все ему следуют. Тарусу поэт полюбил после своего освобождения из лагеря в 1946 году, в Тарусе провёл два последних лета своей жизни. Снимал домик на улице Карла Либкнехта с грунтовой дорогой, написал стихотворение о Марусе Шумаевой, маленькой дочке хозяев, которую, увы, ждала тяжёлая судьба, и много других прекрасных стихов.

Автор очерка после участия в праздновании отправился на ул. Карла Либкнехта. Улицу так и не заасфальтировали, домик стоял неухоженный, с некрашеными рамами, с частично обвалившимся фундаментом.

 

У нынешнего хозяина дома, сына тех хозяев, безработного, не было денег, чтобы навести порядок. А чего не оказалось у хозяев города Тарусы?

 

«Её администрация не сочла возможным выделить хотя бы мизерные средства для спасения историко-культурного наследия - дома Шумаевых, - пишет с сожалением Н. Головкин. - Но как бы в насмешку над тарусянами, еле-еле сводящими концы с концами, мэр Тарусы, не удостоивший юбилейный праздник великого русского поэта своим присутствием, нашёл средства, чтобы обезобразить въезд в город помпезным особняком службы занятости...».

Пошлее и впрямь не придумаешь.

В очерке «Потаённый Пришвин» Н. Головкин рассказывает о том Пришвине, которого читатели, зачитывавшиеся в детстве его лесными рассказами, знают меньше, - об авторе «Дневника» и талантливом фотографе, снимки которого тщательно документальны и одновременно высокохудожественны. «...перед нами предстал неизвестный Пришвин - современник гонений на Церковь, глубоко и остро переживавший разрушение храмов, разрушение веры, жестокость окружающей действительности...». Вот таким предстал:

«1926, 23 ноября. Учитель, посетивший Троицкую лавру с экскурсией, сказал при виде «Троицы» Рублёва ученикам: «Все говорят, что на этой иконе удивительно сохранились краски, но краски на папиросных коробочках по маслу гораздо ярче».

«Толпа каких-то уродливых людей окружила мощи преподобного Сергия, молча, разглядывая кости под стеклом, наконец, один сказал:

- Нетленные!

И все загоготали».

Ну, разве не вопиющая пошлость - это безобразное, залихватское развенчивание тайны новыми «хозяевами жизни»?

Через три года после этих записей в дневнике писателя, напоминает очеркист, безбожное глумление над святынями приобрело деловой характер, о чем говорят фотографии, сделанные Пришвиным.

 

«Сегодня на эти снимки, где мужики сбрасывают колокола с соборов Троице-Сергиевой лавры, - пишет Н. Головкин, - нельзя смотреть без боли. Рудметаллторгу были тогда сданы 19 колоколов общим весом 8165 пудов».

 

А писатель всё вёл в своём тайном дневнике печальный и точный репортаж:

«22 ноября. В Лавре снимают колокола, и тот, в 4000 пудов, единственный в мире, тоже пойдёт в переплавку. Чистое злодейство...».

«9 января. На колокольне идёт работа по снятию «Карнаухого», очень плохо он поддаётся, качается, рвёт канаты, два домкрата смял...».

«28 января. Падение «Годунова» (1600 - 1930) в 11 утра. А это верно, что «Царь», «Годунов» и «Карнаухий» висели рядом и были разбиты падением одного на другой. Так и русское государство было разбито раздором. Некоторые утешают себя тем, что сложится лучше. Это все равно, что говорить о старинном колоколе, отлитом Годуновым, что из расплавленных кусков его бронзы будут отлиты машины и красивые статуи Ленина и Сталина...».

Через сорок с лишним лет после описанных Михаилом Пришвиным событий студент-филолог Коля Головкин в составе студенческой фольклорной экспедиции попал на север Карелии, в поселок Поньгома, что на берегу Белого моря, под Кемью (скорее над Кемью, ещё дальше к северу, если смотреть по карте), и нашёл в человеческом поселении живой отзвук тех страшных богоборческих драм - но отзвук уже не страшный, а позже, став очеркистом, написал о нём прелестные строчки:

«По утрам солнце обливало тихим светом бревенчатые сероватые избы, узкие дощатые тротуары и ласково улыбалось бронзовому колоколу, отлитому в незапамятные времена в Ярославле. Этот колокол с надписями на старославянском висел возле покосившейся избы на краю посёлка, где за огородами начинался лес. «Старичок» должен был предупреждать поньгомцев о пожарах. Но их, по счастью, давно не было, и он бездействовал. Впрочем, ошибаюсь, служил, преданно служил! В этом качестве - своеобразной часовенки - колокол, хранивший память о своей порушенной церквушке, был даже важнее для многих поньгомских старушек. Не за скарб они свой скромный переживали, а за души. Время было безбожное. Всякий раз, когда местные жительницы проходили мимо колокола (за мужчинами наблюдать не довелось - большинство их разъехалось летом на заработки), они обязательно останавливались. Для порядка обернувшись, старушки и женщины средних лет степенно крестились и шептали молитву. Соблюдать обычай учили и детей, и внуков, если те шли с ними. Когда мы оказывались поблизости, нас не стеснялись: привыкли, как к своим. Те, кто молился, верили: леший в лесу не обидит - это раз, много ягод-грибов соберут - это два и, наконец, почитай, целую неделю лад будет - и дома во всех делах, и с соседями не поссорятся».

 

Изобретателен русский человек, и это зорко заметил на практике наблюдательный студент Коля. Да, знают русские свою скептическую поговорку: «Бог-то Бог, да сам не будь плох». Но всё-таки с Богом сильнее.

 

Пришла пора объяснить и название всего сборника. Кто это - «тайновидец будущего»? А это тот самый служитель Церкви, слова которого «Москва - это третий Рим» знают многие, - старец Филофей, игумен Спасо-Елеазаровского монастыря. Он в своё время (начало XVI века) обращался к самому Василию III, властителю Русского государства.

«Суть послания старца великому князю, в котором он писал: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии», сводилась к тому, - рассказывает нам Николай Головкин, - что Московская Русь является исторической преемницей павших Римской и Византийской империй и единственным оплотом Вселенского Православия».

События, происходящие сегодня в мире, по мнению публициста, только подтверждают мнение незабвенного старца Филофея.

http://www.stoletie.ru/kultura/tajnovidec_budushhego_454.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Корсакова
Когда не хватает мира в душе...
Размышления о нас, навеянные событиями столетней давности
26.01.2018
«Среди огня и орудийной смертоносной пальбы...»
К 100-летию восстановления на Руси Патриаршества
05.12.2017
Адмирал Айвазовский
К 200-летию со дня рождения великого художника
01.08.2017
Тайна Паустовского
125 лет назад в Москве родился выдающийся русский писатель
31.05.2017
Воины в белых халатах
Они спасли жизни миллионам наших соотечественников
22.02.2017
Все статьи Татьяна Корсакова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:48
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 19:37
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
18.11.2024 19:31
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
18.11.2024 17:59
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12