"Петербургский дневник": Отец Владимир, чем примечательны святые, подвизавшиеся на петербургских землях, и как появился этот праздник?
Протоиерей Владимир Сорокин: Каждое воскресенье после праздника Святой Троицы посвящается определенному собору святых. Первое - Собор всех святых, ведь наша церковь вселенская, второе - Собор всех русских святых, и, наконец, в третье воскресенье мы вспоминаем наших местных подвижников - петербургских и ладожских. Прославленных в лике святых на самом деле тысячи, и Синод выпустил особое постановление, чтобы каждая епархия определила их по месту подвига, страданий, по той земле, где человек родился, строил, созидал или молился. Так же как и каждый человек, все святые имеют свои таланты, свои особенности, прошли разный путь. Собор Санкт-Петербургских святых объединяет то, что они подвизались на севере. А северные люди более жесткие, строгие. Я бы сказал, что они в некоторой степени максималисты. Например, Ксения Петербургская была блаженной и несла очень тяжелый, непонятный многим крест; отец Иоанн Кронштадтский испытывал огромное давление общества и прославился по всей России и за ее пределами. Характерно для новомучеников петербургских то, что почти все они люди с хорошим образованием, воспитанные, интеллигентные, просвещенные: Иоанн Ковшаров и Юрий Новицкий - юристы, Екатерина Арская - учительница, философ Орнатский возглавлял просветительское общество, его сыновья были врачами... А судили их и расстреливали зачастую малограмотные пролетарии.
"Петербургский дневник": Как происходит причисление человека к лику святых?
Протоиерей Владимир Сорокин: Задача комиссии по канонизации - не просто составить биографию и занести святых в календарь, но и определить, почувствовать, что этот человек действительно занимает в народной памяти положительное место. Это тонкая грань и очень нежный аспект, требующий внимательного отношения. С новомучениками все сложнее - например, в деле написано, что расстреляли за контрреволюцию, но, по сути, часто просто за то, что он был священником. Устанавливаем сведения о происхождении человека, служении, получаем церковные характеристики. Нужно докопаться и до того, как он вел себя на следствии, не оговорил ли кого-то, был ли последователен, не отрекался ли. А сейчас архивы открыты только на 50% - многое не удается узнать.
Мы не берем на себя всю ответственность за канонизацию, ведь на самом деле сам Господь являет миру святых и открывает их подвиги. Если мы в чем-то не уверены, не знаем, мы лучше оставим это следующим поколениям, подождем.
"Петербургский дневник": Есть ли сейчас кандидатуры, рассматриваемые петербургской комиссией по канонизации?
Протоиерей Владимир Сорокин: Сейчас собираем информацию о расстрелянном настоятеле храма на Конюшенной пл. отце Феодоре Знаменском, настоятеле нашего собора епископе Тихоне (Рождественском). На самом деле заявок от людей очень много, но мы не можем идти на поводу у тех, кто хочет причислить к лику святых своих родственников или знакомых, а такая тенденция прослеживается.
Последнее время все чаще спрашивают: а почему вы не канонизируете Жукова или Суворова, они же герои? Но одно дело - герой, а другое - святой. Человек, причисляемый впоследствии к святым, должен быть верующим, православным, отличаться милосердием, справедливостью, любовью. Например, причисленный к лику святых адмирал Ушаков был героем, победителем, но это его гражданские заслуги. При этом он жил при монастыре, был скромным, честным христианином и бессребреником. Суворов, безусловно, тоже герой, но о нем столько мифов, что трудно вычленить из них реальность. Мы не можем положить в основу жития домыслы и легенды.
"Петербургский дневник": Как канонизация вновь выявленных святых влияет на жизнь церкви, верующих?
Протоиерей Владимир Сорокин: Церковь - это сокровищница, где собраны наши самые лучшие качества. Это та нравственная, духовная перекладина, за которую держится современное общество, чтобы не свалиться в грязь. Святые были такие же люди, как и мы, наверное, в чем-то ошибались, делали что-то противоречащее взглядам общества. Но когда смотришь на всю их жизнь в целом - ты чувствуешь особую благодать и свет.
Заходя в любой православный храм, видя десятки икон, вы входите в общество святых людей. Здесь особенная атмосфера, и не всегда человек ориентируется сразу. Многие немного съеживаются, думают: куда я попал вообще? Но когда человек привык, огляделся, он начинает чувствовать теплоту, которая его окутывает, дает спокойствие. Каждому человеку при крещении дается имя святого. Церковь - это семья, в которой есть Отец Небесный, а мы все братья и сестры. Крещением человек входит в семью святых, он уже никогда не будет одинок. Санкт-Петербургские святые - это наша самая близкая семья в Единой святой соборной и апостольской церкви.
"Петербургский дневник": Могут ли быть святые сегодня среди нас?
Протоиерей Владимир Сорокин: Они и так среди нас. Если говорить о ныне живущих, такое, конечно, может быть, но при жизни мы никого не называем святыми. Нужно, чтобы несколько поколений засвидетельствовали, что этот человек не ушел, он до сих пор согревает сердца людей, помогает. Если бы не откликались на молитвы блаженная Ксения или отец Иоанн Кронштадтский, о них бы давно все забыли. Так устроена церковная реальность - время должно проверить на прочность, на подлинность пройденный путь человека. Ведь жизнь - это великое искусство. Так же как в живописи или музыке - создается много творений, а остаются в памяти народа единицы. Церковь дает нам такую возможность, мы все должны стремиться к такой жизни. Мы читаем житие петербургского святого - вот был такой человек, жил на твоей земле, ходил по тем же улицам, так попытайся же хоть в чем-то подражать ему. Это ориентир, близкий и понятный, это наши маяки на земле.
Текст: Елена Куршук