Источник: mos.ru
В 1945 году день святого Георгия Победоносца, приходящийся в православном календаре на 6 мая, совпал с Пасхой. И совсем уже немного оставалось до окончательной победы над врагом...
В Пасхальном послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, который во время блокады был митрополитом Ленинградским, говорилось: «Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой... Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать темные силы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой».
Обращение к церкви в блокадном Ленинграде носило более значительный характер, чем в большинстве других районов страны. Религиозный фактор сыграл существенную роль в обороне города. Действовавшие весь период блокады десять православных храмов активно способствовали мобилизации материальных средств и духовных сил ленинградцев.
Статистические данные свидетельствуют о религиозном подъеме в епархии и на заключительном этапе войны. Горожане горячо поддержали митрополита Алексия, 25 октября 1944 года опубликовавшего послание об открытии всецерковного сбора в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной армии. Общая же сумма патриотических взносов духовенства и верующих Ленинградской епархии за июль 1941-го - июнь 1945 годов составила 17 423 тыс. рублей, в том числе 16 274,5 тыс. рублей собрали жители города на Неве.
Празднование Пасхи в 1945 году в Ленинграде впервые проходило без всяких ограничений: были разрешены ночные богослужения, крестные ходы, организована массовая выпечка куличей и изготовление пасхи, которые свободно продавались в магазинах. Хранящиеся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга документы наглядно отражают особенности этого незабываемого праздника. Так, 4 мая Ленгорисполком принял решение: «Удовлетворить просьбу верующих Православной церкви о беспрепятственном хождении верующих по г. Ленинграду в ночь с 5 на 6 мая 1945 г. в связи с ночным пасхальным богослужением».
В информационном сообщении ленинградского уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви А. И. Кушнарева о праздновании Пасхи в городе и области отмечалось: «Пасхальная заутреня впервые за время войны проходила ночью. Кроме того, в отличие от предыдущих лет пасхальные богослужения проводились с крестным ходом, что также, естественно, отразилось на увеличении количества верующих, присутствующих на богослужении». В документе говорилось, что если в 1944 году на пасхальном богослужении во всех церквах Ленинграда были до 35 тыс. человек, то в 1945-м - до 90 тыс. человек.
«...В том числе ориентировочно по каждой церкви: Никольский собор - 35 000 чел., Владимирский - 20 000, Преображенский - 22 000, Охтенская кладбищенская церковь - 3000, Волковская кладбищенская церковь - 3000, Серафимовская кладбищенская церковь - 2000, Лесновская Троицкая церковь - 2000, Коломяжская церковь - 3000.
Помещения соборов и церквей не вмещали всех желающих, и вокруг церквей образовывались большие толпы народу... Отмечается по сравнению с прошлыми годами увеличение количества молодежи. Кроме того, значительное количество посетителей приходили с детьми школьного возраста.
Также отмечено в этом году по сравнению с прошлым годом увеличение количества верующих, пришедших освящать куличи и пасхи. Характерно, что если в прошлом году при освящении куличей и пасхи имело место также освящение верующими большого количества различных размеров кусков булки и хлеба, то в этом году такие случаи единичны. Отмечены отдельные факты присутствия на богослужениях военнослужащих, как женщин, так и мужчин, преимущественно из рядового и сержантского состава, единичные случаи присутствия офицеров».