Госдолг Украины все-таки перешел красную черту и превысил объем годового ВВП. В экономике продолжается стагнация, а министр финансов открыто признается, что стране как воздух необходимы новые кредиты. В условиях, когда денег нет и не предвидится, а последним активом, не потерявшим свою ценность в глазах западных корпораций, остается земля, единственный выход из ситуации - продать черноземы кредиторам.
Арифметика страны «У»
Арифметика - дама капризная. И даже если телевизор убеждает, что все будет хорошо, она никак не хочет идти против своих правил. Если только в этом году гипотетическая страна «У» должна выплатить $7,7 млрд. по внешним долгам, а в закромах крысы доедают последние крохи, то дефолт в том или ином виде неизбежен. Дополнительно выжать из собственной экономики ничего не получается. Вместо профицита, из которого можно профинансировать взятые ранее долги, в бюджете страны «У» заложен дефицит $3 млрд., а их, между прочим, тоже нужно откуда-то брать. В золотовалютных резервах даже после поступления туда кредита МВФ, находится $8,7 млрд., из которых почти $3,5 млрд. - неликвидные ценные бумаги. На выплаты по кредитам в $7,7 млрд. и финансирование дефицита в $3 млрд. у страны «У» остается $5,2 млрд. и никак не больше. Как ни крути - не хватает, даже если в конце года МВФ подкинет еще $5 млрд. кредитов.
Финансы страны «У» определенно напоминают украинские, хотя и в несколько идеализированном представлении. Заметьте, арифметические расчеты верны для Украины только в том случае, если Киев решится обнулить ЗВР в пользу кредиторов и вдобавок отдать им с таким трудом выпрошенные $5 млрд. и еще $5 млрд. обещанных.
Учитывая, что только за первые два месяца этого года НБУ на разные нужды (в основном поддержку курса гривны) потратил $1,9 млрд., то оснований верить, что «золотой запас» с апреля резко станет неприкосновенным, очень мало. А если и дальше таким темпом продолжать расходовать остатки государственных резервов, кредитов МВФ хватит только на текущие расходы НБУ до конца года и больше ни на что. Ситуация усложняется тем, что государственный долг - это единственное, что в Украине сейчас стабильно растет, конечно, за исключением инфляции, тарифов и безработицы.
Но Минфин не сдается на милость здравому смыслу и бодро докладывает о «пэрэмогах». Пресс-служба сообщает: к 1 марта общая сумма госдолга снизилась на $10,79 млрд., или на 15,66%. Правда, за тот же период в отечественной валюте он, наоборот, вырос на 501 млрд. грн., или на 45%. Секрет парадокса прост. По мере стремительного превращения гривны в резаную бумагу все долги, номинированные в ней (прежде всего внутренние), в долларовом эквиваленте будут уменьшаться. Отдать их несложно, как говорил Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке», возьми все, я себе еще нарисую. Потому речь идет, прежде всего, о долгах внешних, а здесь просвета не предвидится.
МВФ, оценив ситуацию, прогнозирует в этом году увеличение внешнего долга Украины до 158% от ее ВВП.
Киев пока столь высокой планки не достиг, но очень старается. Если на закате правления Януковича общий госдолг составлял 40% от ВВП, то на 1 января 2015 он достиг 70%, а на первое марта уже составлял 103%. Это приблизительно по 88 тыс. грн. на каждого работающего жителя Украины. Полученный чуть позже транш от МВФ ($5 млрд.) поднял уровень долговой нагрузки еще выше - до 110% от ВВП. Даже рейтинговое агентство Moody's почувствовало что-то неладное и в очередной раз понизило кредитный рейтинг Украины, на сей раз до уровня Ca, что означает - оцениваемая страна банкрот или почти банкрот.
Но выход можно найти из любой ситуации. И тут в устах киевских властей появилось заветное слово «реструктуризация», что означает отсрочку по погашению долгов, их сокращение либо списание на определенных условиях. Как нам уже подсказала арифметика, кредит МВФ изначально не мог решить даже краткосрочных проблем. «Этих средств хватит, чтобы стабилизировать банковскую и финансовую систему, но в дальнейшем нам потребуется дополнительный пакет помощи», - говорит министр финансов Наталья Яресько. «Де-факто дефолт уже есть. Процесс реструктуризации означает, что Украина фактически объявила технический дефолт», - считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Для начала Киев хочет «реструктуризировать» $15 млрд. Решать, станет ли дефолт юридически зафиксированным фактом, будут внешние кредиторы. Им либо придется потерпеть с выплатами (как вариант - простить долги), либо объявить заемщика неплатежеспособным.
Но европейских кредиторов разозлило недавнее высказывание Яресько. Издание The Sunday Times пишет, что европейские кредиторы «приходят в ярость» от того, что Украина настойчиво просит списать долг в размере $15 млрд.
Крупнейшими заимодавцами для Украины являются: МВФ ($12,29 млрд.), МБРР ($4,65 млрд.), ЕС ($1,54 млрд.), ЕБРР ($0,63 млрд.) и Россия ($0,6 млрд.).
Китайским банкам Киев суммарно должен $1,63 млрд., российским - $1,03 млрд., европейским - $0,3 млрд.
Кроме того, существует еще долг по еврооблигациям и облигациям ФИНИПРО (государственного предприятия «Финансирование инфраструктурных проектов»), размещенные под государственные гарантии. В этом году Украина должна погасить $3 млрд. по еврооблигациям, держателем которых является РФ, а в 2016-2017 гг. еще около $5 млрд., по слухам, находящимися в собственности американского инвестиционного фонда Franklin Templeton. Держим в уме еще долг «Газпрому» в $2,5 млрд., который Украина пока не признает.
Расплата по счетам
Что имеем в итоге? Долги у Киева большие, рассчитываться нечем. Но платить так или иначе придется, потому как западные кредиторы благотворительностью не занимаются, а Россия оплачивать из своего кармана затянувшуюся майданную оперетку категорически отказывается. Советское наследие давно прибрано к рукам. «Вкусных» активов в госсобственности осталось совсем немного, и даже свой план поступлений в бюджет от приватизации Киев пока выполнил только на 0,63%. Даже стоимость пресловутой ГТС стремительно приближается к цене металлолома и к дате сдачи в эксплуатацию «Турецкого потока» обязательно с ней сравняется. Остается земля. Некоторые министры в украинском правительстве подсчитали, что если продавать гектар черноземных земель за тысячу долларов, то на Украину свалятся десятки миллиардов долларов инвестиций.
30 марта на заседании Национального совета реформ президент Украины Петр Порошенко призвал вынести на всеобщее обсуждение вопрос продажи земель сельскохозяйственного назначения. Комментируя перспективы запуска рынка земли, министр экономики Айварас Абромавичус от радости путался в словах и повторялся. «Это сумасшедший потенциал для инвестиций в страну, это момент и возможность для роста экономики, это рабочие места, это рост, это инвестиции, это реально запуск экономики заново», - твердил он. Причем потенциальный объем инвестиций Абромавичус оценил в $15 млрд.
Возможно, совпадение, но именно на такую сумму глава Минфина Наталия Яресько хочет «реструктуризировать» украинские долги. Если вспомнить, что отмена моратория на продажу земель сельхозназначения была одним из требований МВФ, то пазл складывается целиком. Украинская земля может уйти иностранцам в счет списания государственного долга. Вероятнее всего, деньгам от продажи черноземов даже не дадут попасть на счета банков Украины, а отправят сразу в МВФ, ЕБРР и западные инвестиционные фонды.
Потенциальный рынок украинской земли сельскохозяйственного назначения это 42,8 млн. га, что представляет для транснациональных корпораций большой и лакомый кусок. Из них львиную долю (32,5 млн. га) используют под пашню, 5,4 млн. га - пастбища и 2,4 млн. га сенокосов. Словом, потенциальным покупателям из-за рубежа есть где разгуляться. Примечательно, что сотня крупнейших арендаторов суммарно сегодня контролирует лишь 6,5 млн. га, или 15% всех используемых сельскохозяйственных земель в Украине, а потому можно обойтись даже без большого передела. Хотя, по мнению депутата Государственной думы РФ Вячеслава Никонова, отношения Киева и Вашингтона перешли к новому этапу, в котором местным олигархам отведена незавидная роль раскулачиваемых. В любом случае тягаться с транснациональными корпорациями вроде Monsanto или DuPont они при всем желании не смогут.
На планы «филантропов-инвесторов» в отношении оставшегося промышленного потенциала Украины, исходя из опыта стран Центральной Европы, на днях обратило внимание польское издание Obserwator Polityczny.
Кроме американских корпораций, специализирующихся на производстве ГМО продукции, украинскими черноземами традиционно интересуются представители нефтяных монархий Персидского залива и Юго-Восточной Азии. Им нужна земля, цена вопроса их мало интересует. На закате своего правления Виктор Янукович уже решался передать в долгосрочную аренду 3 млн. га Китаю, но после переворота контракт повис в воздухе. Скорее всего, при нынешней власти делить земельный пирог допустят только избранных кредиторов, среди которых ни китайцы, ни саудиты не значатся.
Коллаж: antifashist.com
http://odnarodyna.org/content/sumasshedshiy-potencial-ili-komu-otdadut-chernozemy-ukrainy