Двадцать два креста

ПОИСКИ АНГЕЛОВ

Людмилу Савельеву, старосту Петропавловского храма села Усть-Кулом, в нашу редакцию привела публикация «Семнадцать колен» (№ 723, январь 2015 г.). Напомню: в ней краевед Михаил Дмитриевич Игнатов, рассказывая о себе и своём роде, упомянул о том, как он стал хранителем «золотых ангелов» из закрытых в 30-е годы усть-куломских храмов.

- А мы ведь этих ангелов давно ищем, - сообщила Людмила Юрьевна, - и не надеялись, что они сохранились до наших дней, да ещё таким чудесным образом Господь их сберёг. И в тайге их прятали, и в Санкт-Петербурге они побывали, а потом снова вернулись в Коми.

- Что ещё вам известно об этих ангелах? - удивляюсь тому, какая - ну прям детективная - история складывается.

- Очень мало. Знаем, что находились они в Петропавловском храме, единственном хорошо сохранившемся до наших дней. В нём и сейчас идут службы. Старейшая наша сельчанка Антонина Константиновна Попова рассказывала, что ангелы стояли рядом с колоннами по обеим сторонам от Царских врат, напротив друг друга. Они были высотой около метра, вырезаны из кедра и покрыты золотом. В руках держали свитки. Когда храмы стали разрушать, ангелов топорами и кирками выдернули из пола и бросили в ближайший овраг. Мама Антонины Константиновны спасла одного ангела, принесла его домой и поставила в красный угол под иконы. Пятнадцать лет их семья хранила его в своём доме, а потом этого ангела у них выпросил Руч Миш, почтальон из Керчомьи. Как говорят, он был очень добрый и благочестивый человек. И позже он хранил эту святыню...

- Хоть бы взглянуть на них одним глазом, - вздыхает Людмила Юрьевна.

- Так я могу вам их показать, у меня есть фотографии.

Вместе смотрим на цифровые снимки ангелов, увеличенные на мониторе компьютера. Обе фигурки больше похожи на деревянные скульптуры Пресвятой Богородицы. На одной из них позолота в большей сохранности, чем на другой, у обеих наполовину отломаны ступни ног. Как нам сказал их хранитель краевед Игнатов, они тоже из кедра, высотой около метра и покрыты золотой фольгой. Но из Петропавловского ли они храма? К сожалению, ни фотографий, ни точных описаний ангелов из Петропавловского храма нет. И Михаил Дмитриевич всё же склоняется к мысли, что его святыни из Ульяновского монастыря.

Ещё при настоятельстве игумена Ионы (Скибина) я несколько раз приезжал в Усть-Кулом, интересовался историей местных храмов. Был дружен с прихожанами, которые частенько заходили к нам в редакцию, бывая в Сыктывкаре, и делились новостями. Помню, как они всем приходом тяжело скорбели о преждевременной кончине любимого настоятеля, много сделавшего для восстановления приходской жизни. И вот теперь выспрашиваю последние новости у старосты Людмилы Юрьевны.

«ЖИЗНЬ ЗАКИПЕЛА»

- Без отца Ионы, конечно, нам было очень трудно, но, слава Богу, Господь нас не оставлял, - рассказывает она. - Монахи Ульяновского монастыря каждый выходной приезжали, благодаря им мы и продержались три года без настоятеля. Быть может, Господь дал нам такое испытание за то, что мы не сберегли своего батюшку. Не знаю почему, но до сих пор чувство вины не проходит. Конечно, ему, как монаху, было очень трудно служить на сельском приходе. Монаху нужен монастырь (вздыхает).

- Знаете, через некоторое время умер его отец, - продолжает рассказывать Людмила Юрьевна, - не смог он пережить смерти сына. Валентин был на все руки мастер, тоже очень много сделал для восстановления храмов. Родители бросили всё и переехали за сыном из городской благоустроенной квартиры в Печоре в наше село, чтобы помогать ему налаживать приходскую жизнь. Его мама, Людмила Павловна, до сих пор живёт в Усть-Куломе, поёт на клиросе...

- Как вы нового настоятеля встретили?

- Такой подарок Божий нам! Через три года Господь смилостивился и направил к нам семью Антоновых: отца Александра и матушку Ольгу. Они приехали 8 сентября 2006 года, в наш престольный праздник Сретения Владимирской иконы Божьей Матери. Как только они поселились, у нас как будто солнышко взошло. Батюшка сразу же взялся за хозяйственные дела: стал строить столярную мастерскую, поставил печь в воскресной школе, сделал там ремонт. И с этого момента у нас возобновились занятия в воскресной школе для взрослых и детей и библейские курсы для всех желающих. Жизнь вокруг храма закипела. У нас приход сейчас сплочённый и дружный, состоит в основном из молодых людей. Средний возраст 35-45 лет. Очень много и детей в храм стало ходить. Мы и социальной работой занимаемся. Деточек брошенных не оставляем, ходим в детское отделение нашей ДРБ, где они живут. И бабушек болящих навещаем. Батюшка постоянно к ним ездит исповедовать и причащать.

Батюшка сам играет на многих инструментах, хорошо поёт, пишет иконы. Ещё учится на иконописца. Первая его икона, апостолов Петра и Павла, очень понравилась нашему владыке. Батюшка с матушкой уже пятый год организуют Владимирские чтения. Открываются они в администрации района, затем продолжаются в доме культуры по секциям. Участники приглашаются со всей республики: и дети, и педагоги, и научные сотрудники. Доклады в основном об истории христианства на Верхней Вычегде. Столько интересного для себя каждый год открываем!

- А как идёт восстановление двухэтажного большого храма?

- Работы ещё много. Каждое лето батюшка приглашает старшеклассников и студентов из сыктывкарских вузов, чтобы они помогали. За последние три года удалось сделать опалубку фундамента, леса выстроить, внутри всё оштукатурить и покрасить. К сожалению, сейчас эта работа приостановлена, потому что нет средств.

- Отец Иона в будние дни, бывало, служил при полупустом храме...

- Да, тогда из соседних деревень трудно было добираться. А три года назад нам пожертвовали школьный автобус, и мы стали возить на воскресные службы прихожан из села Дон, посёлка Кебанъёль, из других деревень. Потом всех развозим по домам. На этом же автобусе мы ездим в паломничества, не так давно побывали в Екатеринбурге у Царственных страстотерпцев, а в Коми во всех монастырях уже молились по нескольку раз. Часто возим детей в Ульяновский монастырь - это духовный центр всего нашего района. Такие поездки очень сильно сближают прихожан, приводят к Богу.

- У вас ведь, я знаю, постоянно проводятся рождественские и пасхальные фестивали?

- Это у нас матушка Ольга организует. На Рождество и Пасху она проводит большой православный концерт в районном доме культуры, с народными гуляньями в центре Усть-Кулома, раздачей подарков. Мы выпечку организуем, детей на лошадках катаем. Это стало одним из любимых развлечений детворы.

Матушка вместе с батюшкой поют дуэтом на различных концертах духовной музыки и православных фестивалях. Раньше у них была группа «Странник», втроём выступали с одним из наших певчих, Александром. Но пока приостановилось - Александр уехал учиться в семинарию.

Вокруг храма матушка цветочные клумбы разбила. Такая красота! Она и духовным воспитанием молодёжи занимается: преподаёт в школе православную культуру, на классных часах ученикам много о православии рассказывает. Ещё катехизаторские курсы проводит для желающих креститься.

- Так она по образованию педагог?

- Нет, экономист, но с детьми у неё получается... Они с батюшкой и крестные ходы организуют. Старинный ход вокруг села возобновился ещё при игумене Романе (Овсиенко) в 2004 году, вот с тех пор каждый год 8 сентября он и совершается.

- С ним связана какая-то история?

- Было это в середине XIX века. В Усть-Куломе начала свирепствовать эпидемия горячки, и много людей умирало. Тогда сельчане оградили Усть-Кулом 22 крестами и дали обет Господу ходить каждый год от креста к кресту молитвенным ходом, ещё построить и храм во имя Владимирской иконы Божьей Матери. Слово своё они сдержали. Обходили вокруг села, и у каждого креста служился молебен. Говорят, что в начале процессии шёл священник, за ним на коромысле двое мужчин несли колокол, а третий человек, идущий сзади, звонил в него при каждом переходе. И в течение 16 лет, с 1841 по 1857 годы, строили храм. Специально для него была заказана Владимирская икона Божьей Матери.

НАД СВЯТЫМ ИСТОЧНИКОМ

- А вообще, село наше старинное, - продолжает рассказ староста. - Первая церковь в честь Николая Чудотворца построена ещё 370 лет назад. По преданию, чтобы определить место будущего храма, по Вычегде сплавом пустили бревно: где оно остановится, там и будет храм. Бревно остановилось близ устья ручья Вичко-шор, там, на берегу, и построили Никольскую церковь. Она дважды горела, и в XIX веке на её месте возвели каменный Никольский храм, а рядом Петропавловскую церковь и большую двухэтажную церковь, на верхнем этаже которой был храм в честь Воскресения Христова, а на нижнем - в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Ещё было две часовни, Казанская и Никольская. Никольская была на окраине села над чудотворным источником. Её мы сейчас хотим восстановить. Благо через этот источник у нас идёт второй крестный ход, на Успение в Ульяновский монастырь. Он более многочисленный, на него собираются паломники со всей республики, епископ Питирим всегда приезжает. Проводится он с 2010 года.

- А почему источник чудотворный?

- Слава о нём пошла после события, которое произошло в 1895 году, накануне Преображения Господня. Свидетелем его стал усть-куломский охотник и плотник Егор Липин, который в молодости не один год работал на строительстве Ульяновского монастыря (о нём нашей газете много лет назад рассказывал Пётр Липин («Мой дед Мокей Егор», «Вера, № 318). Там он крестился и подружился с монахом Мокеем, который занимался траволечением. За эту дружбу и набожность сельчане прозвали его Мокей Егор.

Егор часто ходил в гости к Мокею. Однажды шёл ночью и увидел, как из каньона ручья Утка-шор вверх от земли до неба поднялся огненный столб света, так что в темноте осветились тучи. Зачарованный этим видением, он просидел на бугре на обочине дороги до самого утра. Придя в монастырь, рассказал об этом монаху Мокею, а тот - настоятелю Матфею. Настоятель расценил это чудо как знак устроить на этом месте часовню. Сам сделал её проект. В 1900 году часовня была построена силами усть-куломских прихожан, а руководил строительством сам Мокей Егор.

Внутри часовни из плиточного камня был сооружён бассейн, в который помещались одновременно четыре человека. Люди купались в источнике и исцелялись от различных болезней. Больше всего вода помогала при кожных и желудочно-кишечных заболеваниях. В 1934 году после закрытия Петропавловской церкви кто-то поджёг часовню над источником. Мокей Егор, услышав о пожаре, надел лыжи и поспешил туда. Когда он пришёл, от часовни остались уже одни угли. Придя домой, сразу же почувствовал недомогание, заболел и слёг. Проболел два месяца и умер.

Но и после пожара люди почитали источник. Приходили туда молиться, когда все храмы в округе были закрыты. Набирали воду домой. Это могут подтвердить ещё мои сверстники, которые вспоминают, как их бабушки ходили молиться на этот источник, когда они были маленькими.

Он обладает удивительным свойством: обычно спокойный и ровный, но когда к нему подходишь, вода начинает бурлить. За это его прозвали весёлым. Как будто ангел Божий радуется каждому приходящему человеку. Когда я первый раз пришла туда, то сама так радовалась, видя, как он встретил меня - вот так, забурлив! Тогда ещё брёвна обгоревшие лежали. Рассказала об источнике батюшке. Стали ходить туда с батюшкой и прихожанами. И получается, что с 2010 года мы его заново для себя открыли. Убрали вокруг мусор, всё расчистили. Крест поклонный установили с иконой Николая Чудотворца, затем купель. Она уже под крышей, чуть-чуть осталось доделать. И сейчас к нему идут все сельчане. Паломнические группы, которые приезжают в Ульяновский монастырь со всей республики и из России, обязательно заезжают на наш источник. Батюшки там служат молебны, читают акафист Николаю Чудотворцу, а паломники умываются водой, увозят её домой. Думаю, построим над ним часовню.

ЯВЛЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

- А какие ещё источники у вас славятся? - спрашиваю жительницу Усть-Кулома.

- Есть ещё источник явления Богородицы. Крестный ход вокруг нашего села, который проходит на Сретение Владимирской иконы Божьей Матери, как раз и завершался в местечке Нюр Курья у часовни, поставленной на этом источнике. Сейчас её нет.

Одно из преданий, записанное со слов Марии Никитовны Сидоровой (1913 г. р.), сообщает, что в этом месте некий мужчина видел, как икона Пресвятой Богородицы спустилась с ночного неба на белом камне, похожем на челпан (круглый хлеб). Эту икону мужчина утром принёс в свой житник. Но образ сам вышел из житника, и его на следующее утро вновь нашли у источника. Так повторялось три раза. В то же время одной женщине приснился сон, в котором Пресвятая Богородица просила, чтобы Её икону вернули на источник и поставили в храм. И вот тогда прямо над источником построили часовню, а на месте явления Божьей Матери - рядом со священным камнем - установили большой деревянный крест. Внутри часовни был построен колодец. На Крест лун, как у нас называется праздник Сретения Владимирской иконы, все приходили к часовне крестным ходом - впереди несли большую храмовую икону Спасителя, а за ней иконы поменьше и домашние образа. В часовне служился водосвятный молебен, и освящённой водой девушки мыли иконы. После этого в купель с молитвами окунались больные и старики, женщины умывали своих детей. Воду набирали в берестяные туеса и уносили домой, хранили под образами в красном углу в течение всего года. У обетного креста рядом с камнем также проводили молебен, у его подножия устраивали трапезу и кормили нищих.

Часовня на источнике явления Божьей Матери стояла вплоть до конца 30-х годов ХХ века. Обетный крест у священного камня несколько раз обновляли. В последний раз крест ставил Елесь Вась (Василий Александрович Нестеров, 1908 г. р.) в конце сороковых годов. Сделано это было по обету. Однажды он пошёл на охоту и заночевал в лесной избушке, оставив у входа ведро с углями. От сильного ветра начался пожар, но Елесь Вася вовремя разбудил лай собаки. Сам же охотник говорил, что от огня его спасла иконка Пресвятой Богородицы, которую он всегда носил с собой. Поскольку и в войну она его не раз спасала от смерти. После этого случая Елесь Вась и дал обет поставить новый крест около источника явления Богородицы.

Этот источник посещается сегодня не только на Крест лун, но и в будние дни. Считается, что священный белый камень у обетного креста может помочь больным женщинам избавиться от бесплодия, а девушкам найти успокоение от неразделённой любви, что можно избавиться от болезней и страданий, если с небольшим камушком из источника обойти крест три раза по солнцу, читая при этом Богородичную молитву, а затем умыться в целительных водах. Есть и такое поверье: будто бы, искупавшись в источнике на Крест лун до полудня, можно избавиться от шевы (беса) и даже услышать, как шева будет выходить с диким криком из человека. Но это люди, возможно, и придумали.

Первая церковная староста Агафья Кипрушева, усердием которой и был восстановлен Петропавловский храм, говорила, что прожила так много лет благодаря воде из этого источника, на который она ходила с молодости.

Уже в наше время при строительстве дороги к селу Носим святой колодец засыпали, но вскоре жители посёлка Кебанъёль его снова очистили и восстановили. В 2000 году отец Иона освятил обетный крест, установленный на месте часовни.

- У вас в храме много старинных икон, которые сохранили и вернули местные жители. Среди них есть те, которые почитаются как чудотворные?

- Храмовый образ Тихвинской Божьей Матери сейчас очень почитается. Его тоже кто-то принёс. Но поскольку икона была вся обветшавшая, то хранилась в чулане вместе с другими такими же иконами. Ещё до того, как к нам прислали отца Александра, приезжали различные перекупщики. И вот увидели они эту икону и стали просить продать её за очень большие деньги. Нам, конечно, нужны были тогда деньги на восстановление храма, но мы ни за что не согласились. Когда отец Александр приехал, он определил, что эта икона написана в конце XVII века или начале XVIII и имеет большую ценность. Мы решили её отвезти на реставрацию. Сейчас она одна из самых любимых наших икон.

Раньше было много икон, которые считались чудотворными. Образ Нерукотворного Спаса, написанный на холсте, находился над папертью Петропавловского храма. Во время пожара Никольской церкви - а эти храмы стояли рядом - этот образ непонятным образом был выброшен из пламени в Вычегду. Что с ним стало после закрытия храмов, не знаю. Но ещё при отце Ионе, в 2004 году, какой-то неизвестный художник написал нам на доске икону Нерукотворного Образа. Отцу Ионе она не понравилась из-за непрофессионального письма, но всё же повесил её прямо перед входом в храм на паперти, как это было и раньше. В 2010 году, когда мы эту икону сняли, чтобы пойти вместе с ней в Успенский крестный ход, она обновилась. Мы просто не поверили своим глазам! У неё краски стали намного сочнее и ярче. И сейчас постоянно в этот ход мы идём с ней. Очень любим её...

ПРИХОДСКИЕ БУДНИ

После визита Людмилы Юрьевны я встретился с отцом Александром Антоновым. Я видел батюшку ещё до его рукоположения много лет назад, когда он алтарничал в краснозатонском храме Николая Чудотворца, прислуживал настоятелю. Он и сейчас такой же скромный, немногословный. Предпочитает больше делать, чем говорить. За это, видимо, его и любят прихожане.

О. Александр Антоново. Александр Антонов

- Меня покрестили в десять лет, в 1989 году, в Набережных Челнах, когда мы приехали в гости к бабушке, - рассказывает батюшка о себе. - Тогда Церковь была ещё под коммунистическим надзором. А в храм я стал ходить уже на последних курсах сельскохозяйственного техникума, где после школы учился на ветеринара.

- По специальности успели поработать? - спрашиваю о. Александра.

- Нет. Но мне это образование дало очень много в жизни. Когда учился в духовном училище, в Визябоже занимался хозяйством: корову доил, за поросятами, индюками, курочками ухаживал. Если заболевали, приходилось лечить.

- Отец Александр, музыкальные таланты у вас от родителей?

- Мои родители были простыми людьми. Отец разнорабочий, уже умер. Мама бухгалтером всю жизнь проработала. Не сказать чтобы они какими-то особыми талантами обладали. Может, они с верой открываются в человеке? Во всяком случае, у меня именно так произошло. В детстве я пробовал учиться в музыкальных школах, но так и не доучился. А когда уже стал верующим и поступил в духовное училище, начал ходить на уроки пения, музыки, на хор - вот тогда по-настоящему увлёкся и нотной грамотой, и музыкой. Наверное, всё просто: в детстве у меня не было ответственности ни за что, а когда стал ходить в церковь, она начала появляться. Я стал доводить каждое дело до конца. И в музыкальном образовании тоже.

- Слышал, что вы и гусли освоили - играете на них на концертах, сопровождая выступления детей вашей воскресной школы.

- Сейчас времени нет. У меня три прихода плюс ещё благочиние. И три храма строится: Петра и Павла в деревне Скородум, Николая Чудо-творца в селе Дон и Татьянина церковь в Керчомье. Да и наши усть-куломские храмы надо восстанавливать.

- Из 22 обетных крестов, что раньше стояли вокруг Усть-Кулома, какие-то сохранились до наших дней?

- Нет ни одного. Мы недавно большой Поклонный крест установили на месте храма Николая Чудотворца и второй - при въезде в Усть-Кулом. Я думаю, что в дальнейшем крестный ход вокруг Усть-Кулома станет длиннее по протяжённости. Будем заходить в Пятигорск - это по трассе перед въездом в Усть-Кулом. Тогда крестный ход увеличится в два раза, с 12 до 24 километров.

- У вас же в Усть-Куломе служил священномученик Николай Доброумов. Новые сведения о нём открылись? Известно о месте его захоронения?

- Нет. После Усть-Кулома он служил в Аныбе, затем в Дону, и там его уже арестовали, а потом расстреляли. Но недавно одна женщина у себя в старом сарае прибиралась и нашла надгробие с могилки его отца, тоже протоиерея Николая, долгое время бывшего настоятелем нашего Петропавловского храма и благочинным Усть-Куломского округа. Очень заслуженный священник, добрую память о себе оставил. У нас ведь после закрытия храмов уничтожили и церковное кладбище, все кресты и могилы убрали, а его надгробие кто-то сохранил. Справедливости ради надо сказать, что в советское время власти специально выделяли деньги, чтобы могилы перенести на кладбище за селом. Но многих так и не перезахоронили.

А надгробие Николая Михайловича Доброумова мы хотим отреставрировать и поставить в храм, чтобы все видели и поминали его.

- Батюшка, вы сейчас получаете ещё два специальных образования: заканчиваете иконописную школу и параллельно учитесь в университете на факультете религиоведения. Это чтобы больше знать?

- Ну вы знаете, священник на сельском приходе порой утопает в хозяйственных делах. Надо и дрова заготовить, и печки топить, и снег почистить, и воду принести. Вот эти бытовые хозяйственные проблемы по храму отнимают очень много времени. Времени и сил на самообразование не остаётся. А священнику необходимо много знать. Обучение дисциплинирует и подталкивает к познанию нового.

Образование и для себя важно, и для прихожан. Если священник образованный, то может ответить на многие вопросы. Священство должно идти впереди паствы, вести её за собой. Без этого никак.

- Вы живёте в старом священническом доме, рядом с храмами, где молились на протяжении столетий. Как-то ощущается благодать от этого места?

- Так и в самом Усть-Куломе очень тихо и спокойно. Речка рядом. Это тоже способствует молитвенному настроению. Ощущение есть всегда, что Господь рядом.

* * *

Помочь Усть-Куломскому приходу можно через Яндекс.Деньги, счёт 410011129228606. Телефон храма 8 (82137) 942-73.

http://vera-eskom.ru/?p=5665

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Евгений Суворов:
Все статьи автора
Последние комментарии
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-05-22 19:00
«Российское общество демобилизовано»
Новый комментарий от Полтораки
2020-05-22 18:16
Тревожная тенденция
Новый комментарий от Юрий Светлов
2020-05-22 18:06
«Ничего подобного на нашей с вами памяти ещё не было»
Новый комментарий от Юрий Светлов
2020-05-22 17:56
«Левый поворот», православный социализм и евразийство
Новый комментарий от Серёга Чудиса
2020-05-22 14:34
Аборты – самая большая победа сил зла
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-05-22 14:18