Этот фильм из тех, которые оставляют шрамы на сердце. Кинокартина из разряда работающих с душой зрителя. В этом отношении ее можно поставить в один ряд с мировыми бестселлерами советского кинематографа, которые рассказывали о войне.
Либеральная солдатня
Режиссер с операторами с первых кадров мастерски погружает зрителя в эпоху фактического безвластия и хаоса начала XX века. На дворе - 1917 год. Самодержавие уже свергнуто, а Временное правительство еще не знает по каким рельсам идти.
Первая мировая война перешла в вялотекущую фазу. Керенский в бешенстве стучит кулаком по столу. И небезосновательно. Армейскую дисциплину разлагают солдатские комитеты и советы, которые распространяют в воинских частях либеральные идеи, подстрекая служивых саботировать приказы офицеров.
Немцы с удовольствием пользуются ситуацией, щедро снабжая шнапсом и колбасой нежелающую воевать российскую солдатню. Впрочем, не забывая шпионить. Тогда Временное правительство для того, чтобы поднять боевой дух в армии придумывает создать так называемые женские батальоны смерти. Кстати, фильм основан на реальных событиях.
Femen без напряга
Так создается первый женский батальон легендарной Марии Бочкаревой, который отправляется на фронт. В батальоне женщины разных сословий и национальностей: крестьянки, дворянки, русские, еврейки - проходят жесткую тренировку и боевое сплачивание. Они дерутся друг с другом, и по-женски плачут после первого убитого в бою врага.
Нет, этот фильм не популяризует феминизм. В этой связи, поклонники Femen могут не напрягаться. Напротив, женщины, которые показывают удивительное бесстрашие в кровопролитных схватках - все такие же хрупкие создания, мечтающие о крепком плече любимого мужа, детях, простом семейном счастье. Их цель - показать русским мужикам, что если они бездействуют, то за оружие приходится браться им... и умирать вместо них.
В фильме рядом живут подвиг самопожертвования и шкурничество, безграничная любовь и предательство национальных интересов. И самое главное - кинокартина через мировосприятие героинь возбуждает в сердце зрителя горячую любовь к Родине. Этим пропитан каждый эпизод киноленты.
5D-кощунство
Откровенно признаюсь, большую часть фильма по моим щекам текли слезы. Когда бесстрашные женщины молились перед боем, который мог оказаться для них последним, просто уверен, что большинство зрителей молились вместе с ними. После просмотра вышел с ощущением прикосновения к святыне.
Поэтому предложение, которое мне на выходе сделал зазывала на новомодный 5D-аттракцион - показалось мне кощунством. Когда вышел из кинозала, то меня просто накрыло волной благодарности Богу за то, что мне было суждено родиться в такой великой и героической стране. Вместе с этим я вдруг четко осознал, как люблю свою семью и близких.
То есть вышел из зала немного другим, чем в него вошел. Этим фильм, основанный на реальных исторических фактах, отличается от того же «Левиафана», после которого подобных ощущений не остается, ибо смысловая пустышка. «Батальонъ» же с первых минут восхищает силой человеческого духа, который обретается в хрупком теле мужественных женщин.
Добрая пропаганда
Cразу хочу предупредить представителей либеральной интеллигенции, что фильм им может не понравиться. Создатели картины подчеркивают главную мысль: либеральные ценности - разрушительны. Плюрализм, демократия особенно в армии - губительны не только для тысячей жизней, но и для целой страны.
Критики могут обвинить фильм в пропаганде. И будут в чем-то правы. Смотря что именно понимать под этим словом. Например, Христос тоже в некотором роде вел пропаганду. Пропаганду Христианства. Так вот, исторически женские батальоны смерти были также созданы в пропагандистских целях, чтобы поднять боевой дух солдат-мужчин.
Подобными целями руководствовались и благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, и великие полководцы Александр Суворов и Федор Ушаков. И просто уверен, что подобная добрая воодушевляющая пропаганда необходима сегодня и нам, современникам, как воздух. Низкий поклон за это создателям фильма «Батальонъ».