Пандус для храма

Всегда ли территория веры открыта для людей с ограниченными возможностями?

0
178
Время на чтение 4 минуты
К сожалению, в нашем мире еще много людей, которым не на кого положиться, кроме как на Бога. Но и утешение в церкви удается найти не всем. На «дороге к Храму» масса препятствий - от высокого входа, неодолимого на коляске, до равнодушия священнослужителей. Об этом и шла речь на «круглом столе» «Проблемы инвалидов в церкви», который прошел в нашем городе в рамках Всероссийской православной выставки-ярмарки.

Не в ущерб приходу

В северной столице более 10 тысяч жителей - колясочники. Посетить храм Божий многие, увы, могут только в Сети. «Далеко не в каждый храм даже при нашем владении коляской можно попасть, - рассказал основатель баскетбольного клуба инвалидов-колясочников «БасКИ» Владимир Дьячков, в прошлом военный, ныне колясочник с 40-летним стажем борьбы за жизнь. - А хочется побывать во многих!»

Одни служители церкви привычно объясняют такое положение тем, что, мол, государственные органы, отвечающие за памятники архитектуры, могут не дать разрешения на оборудование пандуса, и поэтому сами прихожане должны помогать друг другу по-христиански. Другие и вовсе утверждают: «В нашем приходе инвалидов нет...».

Однако у инвалидов-колясочников своя правда. Например, Юлия Рубцова, социальный работник при храме Святой равноапостольной Марии Магдалины в Павловске, рассказала, что установка на ступенях храма двух рельсов никаких невозможных согласований не потребовала, ведь при таком варианте решения проблемы здание никакого ущерба не понесло - ни внешнего, ни конструктивного.

Что касается взаимопомощи прихожан, то люди с ограниченными возможностями совсем не против, чтобы им кто-либо помог не только подняться в храм, но и полноценно влиться в приходскую общину, не чувствуя себя обузой. Но почему-то на проповедях священнослужители совсем не говорят прихожанам об их проблемах и о должном к ним отношении. А ведь когда в храмах нет людей на колясках или костылях, то у всех создается впечатление, что и проблемы такой не существует. Елена Лозко, также инвалид-колясочник, очень красочно описала, как ей приходится стоять у храма и нервничать, «поймаю или не поймаю прохожего - сильного мужчину, готового помочь поднять коляску на ступеньки».

А уж о добровольцах-прихожанах, которые бы не только помогали инвалидам подняться в храм, но и провели бы по нему слабовидящих так, чтобы те не получили ожогов от пламени свечей (бывает и такое), помогли заказать требы, приходится только мечтать. Нет в церкви и вывешенных рядом с иконами молитв, набранных крупным шрифтом, нет ступенек к иконам, отмеченных светящимися материалами, нет в достаточном количестве скамеечек для отдыха - старушкам или тривиальных ковриков для коленопреклоненных молитв на холодном каменном полу...

Во время горячей дискуссии лично мне вспомнились лишь два положительных примера: как настоятель одного из московских храмов благословил положить ковер у солеи - чтобы дети с ДЦП могли лежать до причастия, и как во псковских храмах летом полы застилают свежескошенной травой, чтобы бабулям было мягко стоять на коленях.

Жаль, что протоиерей Николай Брындин, недавно назначенный председателем отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, прибыл на «круглый стол» только ко времени собственного, заключительного, слова и потому жалоб людей с ограниченными возможностями не слышал, но пообещал пересчитать всех православных инвалидов и только тогда решить, нужны ли пандусы и при каких храмах. Стало понятно, что для трех - пяти человек их никто сооружать не станет. Из зала возражали, напоминая, что даже один человек, едущий в храм на коляске, дорог Богу.

Благословение на муки?

Веяние последних лет - появление храмов чуть ли не в каждой больнице города. Ведь врачи, как известно, лечат тело, а священники - душу. Хорошо, когда есть возможность объединить обе эти составляющие. Только и эти молельни порой бывают недоступны для людей с ограниченными возможностями. Так, храм имени Божией Матери «Утоли моя печали» Военно-медицинской академии, где, кстати, настоятелем служит глава миссионерского отдела епархии, почему-то расположен на третьем этаже и попасть в него человеку на коляске практически невозможно. Зачем нужен храм, в который не попасть?

Также не всегда священники, работающие в больницах, понимают, что строгие церковные ритуалы могут повлечь за собой тяжелые последствия для здоровья пациента.

Однажды я как сестра милосердия стала участницей конфликта в одном из петербургских хосписов. Там женщина с сильной болью отказалась принимать пищу, а вместе с ней и обезболивающие препараты до 16.00 - на это время священник назначил причастие. Штатной медсестре и мне так и не удалось уговорить страдающую поесть и принять таблетки. «Батюшка не причастит!» - твердила она.

Терпение, конечно, угодно Богу. Но только когда оно не идет вразрез со здравым смыслом. Надо ли, следуя проповедуемому опыту святых, исцелявшихся исключительно святой водой, просфорой и молитвой, отказываться от лучевой терапии на 3-й стадии онкологического заболевания, уповая лишь на собственную веру, или лучше подойти к проблеме «комплексно»? Стоит ли отрицать обезболивание наркотическими препаратами только потому, что батюшка к ним относится с предубеждением? Надо ли, жертвуя собственным душевным покоем, менять свой золотой крестик на «чужой» оловянный в больничных условиях? Нужно ли ждать благословения на прием каждой таблетки, на каждую лечебную процедуру?

Наталия Волкова, слабовидящий педагог и поэт, работающая с детьми с задержкой развития, также посетовала, что большинство священников, с которыми ей приходилось общаться, не подготовлены к разговору с детьми с умственной отсталостью на исповеди, чем подчас наносят им травмы. О подобной незаметной трагедии не знает никто! Рассказала она, как отказом были встречены ее просьбы о посещении ребенком с особенностями умственного развития приходской воскресной школы. Священник побоялся какого-то «нестандартного» влияния такого ребенка на здоровых детей.

Насколько эти случаи распространены, судить не берусь, но Наталия Волкова констатировала: инвалидов отторгают, как обузу, как нечто, требующее особых, утомительных усилий и затрат, которые можно минимизировать, например, собрав всех слабовидящих православных Петербурга и «прикрепив» их к какому-либо одному храму, оборудовав его для посещения: «А мы хотим ходить в любимые нами храмы и находиться среди людей!».

По убеждению протоиерея Николая Брындина, «если человек желает прийти в храм к Богу, то помощь к нему придет». Это несомненно. Жаль только, что с храмового амвона о проблемах инвалидов никто не скажет так же откровенно, как сами они говорили на «круглом столе». Друг другу... 

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10311621@SV_Articles

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Удалова
Порог милосердия
Почему некоторые городские храмы недоступны для инвалидов-колясочников?
05.02.2015
Хоспис: любить, просто любить
«Безнравственно утешать умирающих ложной надеждой на выздоровление, лучше помочь им по-христиански перейти в вечность»
12.06.2012
Армия Любви против армии любовников
У слова «любовь» не может быть синонимов, как у Бога нет конкурентов
03.04.2012
Все статьи Марина Удалова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06