Жизнь украинского общества проходит под знаком русофобии. Не избежала этой участи и, казалось бы, весьма далекая от политических перипетий эстрада, или попса, как ныне говорят.
В полном соответствии с духом «революции достоинства»
Последние два концерта хорошо известной на постсоветском пространстве Ани Лорак прошли во дворце «Украина» буквально в осаде. Концерты пытались сорвать агрессивные «патриоты», мотивируя это тем, что певица продолжила выступления в Крыму и России после событий на полуострове и в Донбассе, а также получила российскую награду как певица.
Перед началом концертов возле дворца «Украина» более сотни боевиков (назвать их иначе трудно) пытались останавливать зрителей, а после начали прорываться в здание. При этом зачинщики беспорядков бросали по милиционерам камни, яйца, петарды, а также применили дубинки и слезоточивый газ. Громко выкрикиваемые фразы «Вы такие же проститутки, как и она» вкупе с плакатами «Чемодан - вокзал - Россия» - это далеко не все, что можно было услышать под стенами дворца. Еще больше было того, что уважающие себя издания и люди предпочитают вслух не произносить.
В полном соответствии с духом «революции достоинства» не обошлось без применения насилия. Были избиты запуганные и безвольные местные стражи порядка, распылен перцовый газ в глаза журналистам, оставлены «убедительные» надписи на стенах. По данным МВД, пострадали семь милиционеров.
Руководил «мирной акцией» боевиков скандально известный «свободовец» Игорь Мирошниченко. Да, тот самый, которого Центр Симона Визенталя определил вместе с лидером «Свободы» Олегом Тягнибоком на 5-е место в списке топ-10 личностей-антисемитов.
«Вот кто настоящий враг народа!»
Несколько ранее Ани Лорак опубликовала у себя на сайте обращение, в котором сказала, что не имеет отношения ни к ДНР, ни к партии «Свобода». То есть дала понять, что она вне политики. Она остается украинской певицей и просит убрать от нее руки.
Как видно, не помогло. Да и не могло помочь в стране, где в условиях постоянно раскручиваемой СМИ антироссийской истерии с каждым днем растет уровень невменяемости и буйства. Это Владимир Высоцкий пел: «Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков». Доживи бард до сегодняшних дней, пришлось бы ему менять слова в песне. Буйных и еще более невменяемых «вожаков» уже не то что зашкаливает - общество оказалось на грани помешательства.
Один из немногих, кто не побоялся в этой позорной истории назвать вещи своими именами, оказался известный артист разговорного жанра Андрей Данилко. Когда журналисты газеты «Комсомольская правда» попросили Андрея прокомментировать ситуацию с Ани Лорак, он ответил весьма эмоционально, но честно: «Знаете, что самое правильное можно сказать депутату Мирошниченко, который, вместо того чтобы решать реальные проблемы в стране, занимается срывом концертов Ани Лорак? - «Пошел ты на х..!» Вот кто настоящий враг народа! Кадры провокаций я смотрел в Германии по телевизору. И что меня до глубины души удивило: стоит милиция со щитами, подростки бьют их ногами, при этом правозащитники вообще ничего не предпринимают, терпят. Какое-то хулиганство, а не «мирная акция»!»
«Лично я в этой ситуации считаю нужным сохранять хладнокровие - не первую революцию переживаю! А если спросите, стало лучше или хуже после второй, отвечу с чистой совестью: хуже. Собой я тоже недоволен сейчас - в творческом плане расцветаешь, когда в стране все хорошо. А сейчас вокруг одна непонятка, вранье, подмена понятий и монтажные склейки», - заявил Данилко.
И вот очередная новость. Концерт Ани Лорак, запланированный на 15 февраля в Одессе, отменен. Об этом сообщила 4 декабря администрация Театра музыкальной комедии, где должно было состояться выступление. «В связи с беспорядками, которые сопровождали выступление Лорак в Киеве, ее концерт в Одессе отменен. Деньги за билеты будут возвращены», - цитирует ТАСС администрацию театра.
Они нашли себя в России
В результате исполнители, для которых родными являются и украинская, и русская культура, оба языка, а вокальные сценические данные позволяют рассчитывать на успех в российской аудитории, либо покидают Украину, либо задумались над выбором новой страны проживания, где им не будут ежедневно напоминать о «чемоданах», «вокзалах», и обзывать «проститутками».
Игорь Демарин, автор и исполнитель пронзительно-щемящей для каждого русского человека «Заграницы», вместе с Ириной Шведовой покинул Украину еще в далеком 1991 году, вовремя почувствовав, какие «свинцовые мерзости» обещает расцвет махрового национализма при нэзалэжности.
В России нашла себя киевлянка Татьяна Овсиенко, для творчества которой характерны отстаивание семейных ценностей и искренних отношений между людьми (песни «Всё хорошо», «Женское счастье», «Наш двор» и др.).
Там же осел Иван Демьян, чья непростая юность прошла в Северодонецке. Кстати, не убоявшись угроз украинских властей, Иван Демьян и его группа «7Б» выступили на выборах в Донецке 2 ноября. Концерт на главной площади города собрал около пяти тысяч местных жителей, пришедших на голосование. Как сказал лидер коллектива в интервью «Российской газете», были выбраны «оптимистичные» песни. Газета сообщила, что Демьян работает над новой песней под названием «41-й фашист», которая посвящена событиям на Украине.
Покинула Украину известная певица бывший народный депутат от Партии регионов Таисия Повалий. Это решение у нее созрело после того, как за участие в концерте, посвященном Дню защитника Отечества, в Москве она подверглась травле на Украине.
В августе этого года в прессе появилась информация о том, что решила навсегда покинуть Украину и переехать в Москву Тина Кароль.
Артисты вынуждены маскироваться
Больше времени в России, чем у себя дома, проводят Светлана Лобода, Потап и Настя, Вера Брежнева, Quest pistols, «Валентин Стрыкало» и ряд менее известных - Маша Гойя, Allois, группа Рur:Рur и др. Помимо невменяемых и буйных на Украине, немалую роль играют и более высокие гонорары в России.
Однако концерты в РФ для многих украинских звезд - очень щекотливая тема. Еще на слуху отмена концерта Потапа и Насти в Киеве из-за возможного поджога - месть боевиков за их поездки в Москву.
Видимо, по причине столь бурной реакции украинских «поклонников», артисты скрывают свои выступления в России. Так, ни у Лорак, ни у Лободы, ни у Потапа с Настей нет анонсов этих концертов на их сайтах. Афиши некоторых звезд выглядят непривычно, на них лишь портрет артиста, а информацию о мероприятии еще нужно поискать. На тех же бумажных афишах ни слова, что вам споет украинский артист. Лободу презентуют как экс-«ВИА Гру», Quest pistols - как российскую группу и т.д. Как рассказала изданию «Вести» менеджер «квестов», «в России поклонники совсем не ассоциируют нас с Украиной и везде принимают хорошо».
Украинским артистам маскировка на руку - меньше вероятности, что «поклонники» узнают о визитах в Россию. А не ездить туда - значит, положить зубы на полку. По словам менеджера «Валентина Стрыкало» (гонорар группы в пределах 5 тыс. евро), ситуация выглядит так: «Если мы потеряем Россию как концертную площадку, то нам придется распустить группу, потому что концертов на Украине у нас всегда было очень мало. Но вот на Украине из-за этих гастролей отношение к ребятам ухудшилось».
Единственным источников доходов называет Россию и муж-продюсер певицы Маши Гойи Юрий Фалеса. Он рассказывает: «На Украине мы не можем зарабатывать деньги. Сейчас организовывается масса благотворительных концертов, а самим артистам скоро нечего будет жрать! А в России у нас есть заказы и гонорар нам не уменьшали». Насколько известно, речь идет 4-5 тыс. евро за выступление.
Поскольку российская эстрада насыщена собственными исполнителями, понятно, что закрепиться здесь могут только лучшие певцы и группы. Следовательно, украинскому зрителю остается довольствоваться эрзац-искусством в исполнении новых вариантов «Грынжол», известных по первому майдану: «Разом нас багато, нас нэ подолаты».
Конечно, остаются еще «Океан Эльзы», «Бумбокс», «ВВ», некоторые другие группы, выделяющиеся на сером фоне оставшихся на Украине исполнителей и групп. Однако их идеологическая и политическая ангажированность ведет к утрате гуманистической составной творчества. Техническое совершенство исполнения остается, а человеческое в нем уничтожается антигуманизмом их мировоззренческой позиции.
В любом случае те, кто ратует за войну и не хочет видеть людей в миллионах граждан двух республик Юго-Востока, не могут быть носителями «разумного, доброго, вечного». Они не только растлевают души молодежи, но сами начинают отрицать себя как мастеров искусства. Ибо искусство, восстав против человека, перестает быть таковым, обращаясь в свою противоположность, - мракобесие.
* * *
Так выпало по жизни, что мне довелось немало лет провести вместе с будущим отцом Ани Лорак, учились вместе. Тихий и спокойный парень из Кицманского района, что на Буковине, много читал, обожал «Лунь Юй» Конфуция, увлекался историей родного края. Эта история со временем привела его (на добровольно-принудительной основе) на работу в одну из геологических партий в Казахстане. Ничего, вернулся и доучился, зла ни на кого не держит. До сих работает, пишет интересные очерки по традиционной культуре Буковины. Независимости Украины Мирослав радовался, но и опасался. Он сомневался, получится ли вырастить новое поколение, лишенное перегибов тех, кто в годы войны в погоне за иллюзией пошел на сотрудничество с захватчиками и лишился человечности. Свою дочь он сумел вырастить достойным человеком. А вот остальные... Об этом Мирослав сейчас предпочитает не говорить. Он беспокоится за Ани Лорак.