Десять лет назад, 23 мая 2004 года, в соборе Воскресения Христова на канале Грибоедова (более известном как СпаснаКрови) митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром была отслужена первая после более чем 70летнего перерыва Литургия.
Наверное, из всех петербургских храмов Спас-на-Крови - самый необычный, самый невероятный, самый, если хотите, загадочный. Стоящий на том самом месте, где некогда взвился в небо столб огня и дыма от бомбы народовольца Гриневицкого, он теперь сам взвивается к небесам мощным вихрем красок и форм. Да, если с чем и сравнивать его, то именно со взрывом, настолько яростно рвётся он из строгих, холодных панорам петербургского центра.
Это был последний петербургский храм, построенный по царскому повелению. Повеление это было отдано уже 3 марта, всего через два дня после смерти Александра II. К новому царю пришла делегация петербуржцев с просьбой поставить на месте рокового взрыва памятную часовню. Александр III ответил: «Да нет... Мало часовни... Тут церковь нужна». Лучшие русские архитекторы включились в конкурс проектов нового храма. Император их забраковал и повелел строить собор в русском стиле XVII века.
Как говорят, Спас-на-Крови - это зашифрованное послание потомкам. Высота его главного купола 81 метр, что указывает на 1881 год, год цареубийства. Высота второго по величине купола - 67 метров: 67 лет прожил убиенный государь...
...Мы до сих пор не знаем всей подноготной цареубийства 1881 года. Кто был в нём заинтересован? «Народная воля»? Для неё оно стало равносильным самоубийству. Простой народ? Русские крестьяне, как известно, прокляли террористов. Так кто же? Кто понастоящему нажился на первомартовской крови? Почему одну из активнейших террористок Гесю Гельфман оправдали, а простой русский рабочий Тимофей Михайлов, имевший косвенное отношение к теракту, был повешен наравне с главарями «Народной воли»?
Густая тень этой таинственности ложится и на Спас-на-Крови.
С самого начала он был «закрытым объектом». Своего прихода у этого храма не было никогда. До революции он находился в ведении Министерства иностранных дел, входить в него можно было только по специальным пропускам. К чему была такая секретность, сейчас объяснить трудно. Возможно, боялись провокаций, кощунств, - но и сам такой страх ни о чём хорошем не говорит... А может быть, причина тут в другом?
После революции храм попытались сделать приходским, но по понятным причинам ничего из этого не вышло; после этого Спас-на-Крови переходит от одних раскольников к другим - от обновленцев к иосифлянам... Советская власть дважды хотела уничтожить его, оба раза принималось соответствующее решение, и оба раза оно таинственным образом не исполнялось. Сейчас в Спасе-на-Крови вновь служатся литургии, но ирония судьбы заключается в том, что с недавних пор литургии эти стали «миссионерскими», а, как известно, практика «миссионерских литургий» вызвала, скажем осторожно, недоумение среди петербургских православных.
Храм является богатейшим в Европе собранием мозаики, и какой мозаики! Сделанная по эскизам таких титанов русского искусства, как Васнецов, Нестеров, Рябушкин, она принадлежит к числу величайших национальных шедевров. Впрочем, люди, с давних пор всматривающиеся в эти мозаики, не могут не задуматься: откуда в этом храме столько мальтийских крестов, столько пятиконечных и шестиконечных звёзд? Их едва ли не больше, чем собственно христианских символов, причём расположены они в таких местах, где их появление весьма удивляет людей, привыкших к традиционному русскому благочестию. Определённые вопросы вызывают и изображения шестикрылых Серафимов: каждому лику придана такая яркая индивидуальность, что они напоминают не столько изображения Сил Небесных, сколько серию портретов реальных людей. Может быть, так оно и есть? Приданы же Ангелу, стоящему на Александрийском столпе, черты лица Александра I...
Тут кстати будет вспомнить, что известный петербургский праведник XIX века настоятель Троице-Сергиевой пустыни архим. Игнатий (Малышев) (1811-1897), на первых порах активно включившийся в создание Спаса-на-Крови, вскоре без всяких объяснений отошёл в сторону и больше этим не занимался.
Всё же надо помнить, что Спас-на-Крови стоит не только на крови царской, но и на крови простых жителей города. В дни блокады собор был превращён в морг, сюда складывали трупы мучеников-ленинградцев. И ещё одна славная страница есть в истории замечательного собора. В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий 240миллиметровый фугасный снаряд 150 кг весом: видимо, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами из реставрационных мастерских. Лебёдкой снаряд извлекли из купола, вывезли из города и уничтожили в районе Пулковских высот.
Быть может, настанет день, когда Спас-на-Крови станет наконец полноценным приходским храмом (пусть даже сохраняя при этом статус музея). Когда-то мы так долго ждали окончания его реставрации... Дождались! Даст Бог, и этого дождёмся.
Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙhttp://pravpiter.ru/pspb/n271/ta004.htm