Митрополит Павел: "Я полюбил Беларусь и ее народ"

0
455
Время на чтение 10 минут

Не так давно свое служение в нашей стране в качестве Предстоятеля Белорусской Православной Церкви начал митрополит Павел. Учитывая, что большинство верующих в Беларуси - православные, каждое слово Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси приобретает особую значимость и оказывает существенное влияние на наше общество. Редакция журнала "Беларуская думка" обратилась к Владыке с рядом вопросов.

- Ваше Высокопреосвященство, ожидаемым для Вас было назначение в Беларусь или, напротив, эта миссия стала совершенно внезапным поворотом судьбы? Каково Ваше главное впечатление от нынешнего служения?

- До декабря 2013 года я предполагал, что завершу свою жизнь в Рязани. Даже присмотрел себе место захоронения. Назначение Патриаршим Экзархом всея Беларуси было для меня абсолютно неожиданным. Но не "поворотом судьбы". Как и любой православный христианин, я верю, что нет безликой судьбы, нет случайностей, а есть воля Божия, есть промысл Божий о каждом из нас. И этот промысл - всеблагой и всесовершенный. "Бог не играет в кости" - воспользуюсь образным выражением Альберта Эйнштейна. Господь ведет каждого из нас по уникальному и неповторимому пути в Царство Небесное. А наша задача - сотрудничать с Богом в деле спасения нашей души.

Я действительно воспринял решение Священного Синода о моем назначении в Беларусь как волю Божию. Святейший Патриарх Кирилл, напутствуя меня перед новой миссией, сказал: "Я очень люблю Беларусь и белорусский народ. Уверен, что и вы полюбите эту страну и людей, живущих там". Сегодня я говорю совершенно искренне: да, я полюбил Беларусь и ее народ. Конечно, я рад, что не чувствуется особого языкового, культурного барьера. Любуюсь чистотой белорусских городов, порядком на улицах. Насколько я могу судить, белорусы - трудолюбивая, дисциплинированная, законопослушная нация. И при этом очень радушная и сердечная.

Свое служение в Беларуси я бы, пожалуй, легким не назвал, хотя бы уже потому, что территориально Белорусский Экзархат гораздо обширнее Рязанской митрополии. Степень моей загруженности намного увеличилась, а уровень ответственности моего служения сильно возрос. Осознание этого во многом вдохновляет. Окрыляет и общение с людьми. И, конечно же, главный источник, из которого я черпаю жизненные силы, - это молитва, чтение Писания, проповедь и общение - Литургия, как соединение всего перечисленного.

Рад, что сегодня в Беларуси между государством и Православной Церковью выстроены очень конструктивные и плодотворные отношения, что наше соработничество имеет много векторов и основывается на продуманной законодательной базе. В этом я вижу огромную личную заслугу моего предшественника, Митрополита Филарета, и столь же значительную личную заслугу Президента Александра Григорьевича Лукашенко. Моя цель - сохранить, поддержать и по возможности развить этот курс на совместное служение Церкви и государства нашему белорусскому народу.

- Что, по-Вашему, роднит Беларусь с другими преимущественно православными странами, а в чем ее самобытность?

- Меня очень впечатлило, что в белорусских храмах много мужчин и детей. Это значит, что целыми семьями люди участвуют в богослужебной жизни. С одной стороны, налицо приближение к христианскому идеалу "домашней Церкви", как называет семью апостол Павел. С другой стороны, это благоприятный сигнал обществу в целом: православные семьи, как правило, крепкие, нередко многодетные, в них на порядок ни же вероятность разводов. Чем больше таких семей, тем крепче само общество.

Православие в Беларуси, полагаю, становится конфессией "с молодым лицом". Особенно много молодежи в храмах столицы и областных центров. Действуют молодежные хоры. Молодежь, настроенная на совершение добрых дел, часто организуется в братства и становится заметной движущей силой церковного социального служения. Естественно, я собираюсь продолжать и углублять свое знакомство с Беларусью. Я уже посетил несколько епархиальных центров: Могилев, Гродно, Витебск, древний Туров. Получился, как видите, своеобразный крест: восток - запад - север - юг. На очереди новые епархии и приходы, новые города и села. Мне интересны не только храмы и монастыри. Огромное удовольствие я испытываю от знакомства с белорусской культурой в целом, от замечательных видов местной природы, от чистоты и ухоженности улиц.

- Многие задаются вопросом, почему та или иная конфессия становится преобладающей на определенной территории. В частности, как раз по Беларуси, если можно так выразиться, пролегает граница между католицизмом и православием, разумеется, при всей условности такого "водораздела". Как Вы объясняете этот феномен?

- Как Вы сами понимаете, он объясняется исторически и политически. Прекрасно, что граница между православием и католицизмом на белорусской земле не является линией фронта. Так было не всегда, и тем более ценен тот мир в отношениях между двумя конфессиями, который в итоге установился на Белой Руси.

Сейчас мы с римо-католиками находимся в состоянии спокойного гражданского диалога. Спорные вопросы догматики или истории при этом обсуждаются очень мало - и то узкими специалистами в границах научно богословских конференций.

На наших встречах речь обычно идет о совместной защите традиционных нравственных ценностей и о нашей общей вере в то, что современный человек ничуть не менее, чем его предок, нуждается в Христе.

- Какова Ваша оценка строительства православных храмов в Беларуси, достаточным ли является их количество? Какие проблемы здесь, на Ваш взгляд, еще нуждаются в решении?

- Храмы должны быть в шаговой доступности для людей. Такова идея Святейшего Патриарха Кирилла, которую я, как его экзарх, постараюсь реализовать здесь, поскольку, думаю, и в отношении Беларуси эта установка справедлива.

Идеальное воплощение этого принципа - храм примерно в радиусе километра-двух от дома православного человека. Более умеренный вариант - хотя бы один православный храм на десять тысяч жителей. Хотелось бы в связи с этим обратиться к разработчикам проектов строительства новых населенных пунктов и новых городских спальных районов с просьбой сразу предусматривать в проектах идею возведения новых храмов.

Что касается проблем... Верно говорят: храм не в бревнах, а в ребрах. При храме должна существовать община из людей, которые не просто заходят время от времени поставить свечку или набрать освященной воды, но сознательно и регулярно участвуют в таинствах Исповеди и Причащения, а в от ношениях между собой стремятся исполнить заповедь Божию о любви к ближнему. Литургия - это сердце прихода, но приходская жизнь не должна исчерпываться богослужениями. Нормой для каждого при хода является наличие воскресной школы со взрослой группой и регулярной практики собеседований с теми, кто желает креститься или венчаться. При храмах нужно обустраивать приходские культурные центры, и в Беларуси начало этому положено, но завершенным процесс назвать нельзя.

Имеются проблемы с возможностью открытия православных школ и детских садов. Полагаю, что нам еще много нужно потрудиться в этом направлении.

- Что бы Вы могли сказать по поводу канонизации белорусских святых? Как нынешняя ситуация выглядит на фоне сходных процессов в Русской Православной Церкви?

- За последние два десятка лет в Русской Православной Церкви было канонизировано около трех сотен святых. Это во много раз больше, чем в XVIII и XIX веках, вместе взятых!

Кто эти святые? В большинстве своем - новомученики, пострадавшие во время богоборческих гонений. Народное почитание новомучеников сейчас имеет довольно скромные масштабы, и отчасти это поддается объяснению (объяснение, замечу, не равно оправданию). Жития новомучеников, в отличие от житий древних святых, обывателю не так увлекательно читать, в них редко можно найти описания каких то ярких чудес, мистических событий. Но в них отражается главное: красота человеческого духа и величие верности Христу, как говорится в Откровении апостола Иоанна Богослова, "даже до смерти".

В этом плане ситуация в Беларуси представляет собой производную от российской. Состав Собора Белорусских святых был установлен по благословению Святейшего Патриарха Пимена и по инициативе Митрополита Минского Филарета 30 лет назад, в 1984 году. С тех пор он пополнился несколькими десятками имен. И в первую очередь это, конечно же, имена новомучеников.

Хотелось бы подчеркнуть, что канонизации должна предшествовать серьезная научно-исследовательская работа. Например, основной источник данных о тех же новомучениках - это архивы органов государственной безопасности. Чтобы состоялся анализ документов, которые будут потом заложены в "фундамент" жития новопрославленного святого, нужно, во первых, согласие со стороны государства открыть доступ к этим документам, а во вторых, нужны грамотные специалисты со стороны Церкви. В Беларуси такая работа ведется, в том числе на местах. У нас на данный момент 11 епархий, и при каждой из них функционирует комиссия по канонизации. Существуют и корректируются епархиальные мартирологи - списки репрессированных священнослужителей и прихожан. Не все, кто значится в этих списках, будут канонизированы: часто необходимых сведений не хватает. Но, надеюсь, мартирологи внесут свою лепту в восстановление национальной исторической памяти.

На мой взгляд, канонизации нельзя форсировать. В Белорусской Православной Церкви нет и не может быть планов про славить к такой то дате столько то святых. Святость требует бережного и вдумчивого отношения, действовать кавалерийскими наскоками здесь неуместно. В целом же, я убежден, подлинный Собор Белорусских святых гораздо многочисленнее, чем тот, что нам теперь известен. Надеюсь, что Господь в будущем явит новые имена белорусских подвижников, которые сегодня пребывают сокровенными, а вместе с этим - и новые сведения об уже известных святых.

- Должна ли, на Ваш взгляд, возрастать роль Церкви в жизни общества вообще и в решении политических вопросов в частности?

- Христиане призваны быть солью земли и светом миру (см. Мф. 5: 13, 14). Пола гаю, это касается не только межличностных контактов, но и отношений между сообществами людей.

Православная Церковь в нашей стране не стремится "подмять" государство под себя и диктовать чиновникам, что и как делать. Но право, скажем так, консультативного голоса она за собой оставляет. Церковь объединяет в своих рядах большое число людей, интересы которых она может представлять в своих взаимоотношениях с государством. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано: "Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп". Характерный пример печалования - это ходатайство о смягчении судебного приговора. В наши дни Церковь обращается с подобными просьбами во властные инстанции, хотя и не афиширует эти просьбы.

В 2012 году Священный Синод напомнил, что участие иерархов и священнослужителей Русской Православной Церкви в деятельности политических партий недопустимо. Оно запрещено во всех видах - будь то членство в партии, агитация за нее и так далее. Церковь Христова не может быть Церковью какого либо политического лидера. Ее место - "над схваткой", ее миссия - быть "всем для всех", как говорит апостол Павел (см. 1 Кор. 9: 22).

Вспомним, что во времена земной жизни Христа Палестина была ареной ожесточенных политических разногласий. Святая Земля в буквальном смысле слова была оккупирована римлянами. Тем не менее Спаситель не был замечен ни в раболепстве перед имперскими властями, ни в вооруженной борьбе против них.

- В чем, по-Вашему, заключается главное отличие канонического православия от неканонического? Каково Ваше отношение к событиям в Украине?

- Ответ очевиден: неканонические "церкви" образуются с нарушением канонов, то есть норм церковного права. Если же смотреть глубже, то нередко в основе возникновения таких "церквей" лежат старые человеческие страсти - гордыня и зависть. Дух первенства и разделения, который начал себя проявлять уже во времена апостолов.

Понимаю, почему в Вашем вопросе объединены проблема каноничности и Украина. Действительно, для человека, живущего на территории пастырской ответственности Московского Патриархата, классический пример "неканоничности" - это самопровозглашенные украинские автокефалии, которые не признаются не только РПЦ, но и другими Православными Поместными Церквами.

В свете уже сказанного отмечу, что неканонические псевдоцерковные группировки часто не выдерживают искушения партийностью и участием в политике. Риторика раскольнического "Киевского патриархата" крайне политизирована.

Я молюсь о мире в Украине, о том, чтобы не лилась братская кровь, и о том, чтобы прекратились всевозможные манипуляции чувствами простых людей, возмущенных социальной несправедливостью. Ну и, конечно же, пусть самой несправедливости во всех ее проявлениях будет меньше.

- Что нового Вам хотелось бы привнести в деятельность Белорусской Православной Церкви в качестве ее главы?

- В Евангелии заключена такая новизна, которую христиане, поколение за поколением, в разных формах несут миру. Слово "Евангелие" в переводе с греческого означает "благая весть" или, если уж совсем по современному, "хорошая новость". Содержание Нового Завета обладает непреходящей новизной для всех народов и во все времена. Белая Русь крещена более тысячи лет тому назад, но задача евангелизации и просвещения ее народа по прежнему актуальна.

Моя задача номер один - проповедовать Христа распятого и воскресшего. Говоря словами моего святого покровителя апостола Павла, "горе мне, если не благовествую!" (1 Кор. 9: 16). Центром жизни человека, называющего себя христианином, должен быть Сам Христос, Который и есть Глава Церкви.


Наше досье

Митрополит Павел (в миру Георгий Васильевич Пономарев). Родился в 1952 году в г. Караганде. В 1973-1976 годах учился в Московской духовной семинарии. В 1980 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1980-1981 годах - слушатель аспирантуры при Московской духовной академии. В октябре 1977 года принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, в декабре пострижен в мантию. В марте 1978 года рукоположен в иеродиакона, в мае - в иеромонаха.

В 1979-1981 годах - референт отдела внешних церковных сношений. С сентября 1981 года - член Русской духовной миссии в Иерусалиме. С июля 1982 года - заместитель начальника миссии. В 1983 году возведен в сан игумена Патриархом Иерусалимским Диодором I. С июля 1986 по июль 1988 года - начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. В августе 1986 года Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан архимандрита. В 1988-1992 годах - наместник Псково-Печерского монастыря.

Решением Священного Синода от 19 февраля 1992 года определено быть епископом За райским, управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде. 22 марта 1992 года за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе Святейшим Патриархом Алексием II и Преосвященными архиереями, участвовавшими в наречении, хиротонисан в епископа Зарайского, викария Московской епархии. В 1999 году назначен епископом Венским и Австрийским. В 2001 году возведен в сан архиепископа с титулом "Венский и Будапештский". С 7 мая 2003 года - архиепископ Рязанский и Касимовский. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 года присвоен титул "Рязанский и Михайловский", назначен главой новообразованной Рязанской митрополии. 8 октября 2011 года возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 года назначен Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

Галина МОХНАЧ

Журнал "БЕЛАРУСКАЯ ДУМКА"

http://www.interfax-religion.ru/?act=print&div=17637

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Павел (Пономарев)
На прибалтийских митрополитов давят внешние силы
Глава Управления Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья митрополит Павел подчеркнул, что ситуация с положением Церкви в ближнем зарубежье разнородна, учитывая существенные различия между странами
27.04.2023
Воспоминания о карагандинских подвижниках
6/19 апреля - память прп.Севастиана Карагандинского
18.04.2022
Все статьи Митрополит Павел (Пономарев)
Последние комментарии
Государственная идеология России
Новый комментарий от altlisek
04.11.2024 23:56
Предвыборное интервью Дональда Трампа
Новый комментарий от Агафон
04.11.2024 23:06
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
04.11.2024 22:33
Воспитание наследников отеческого сыновства
Новый комментарий от О. Евгений
04.11.2024 17:23
Крест русского солдата
Новый комментарий от Человек
04.11.2024 16:21
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
04.11.2024 16:13