Не так давно свое служение в нашей стране в качестве Предстоятеля
Белорусской Православной Церкви начал митрополит Павел. Учитывая, что
большинство верующих в Беларуси - православные, каждое слово Митрополита
Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси приобретает
особую значимость и оказывает существенное влияние на наше общество.
Редакция журнала "Беларуская думка" обратилась к Владыке с рядом
вопросов.
- Ваше Высокопреосвященство, ожидаемым для Вас было назначение в
Беларусь или, напротив, эта миссия стала совершенно внезапным поворотом
судьбы? Каково Ваше главное впечатление от нынешнего служения?
- До декабря 2013 года я предполагал, что завершу свою жизнь в Рязани.
Даже присмотрел себе место захоронения. Назначение Патриаршим Экзархом
всея Беларуси было для меня абсолютно неожиданным. Но не "поворотом
судьбы". Как и любой православный христианин, я верю, что нет безликой
судьбы, нет случайностей, а есть воля Божия, есть промысл Божий о каждом
из нас. И этот промысл - всеблагой и всесовершенный. "Бог не играет в
кости" - воспользуюсь образным выражением Альберта Эйнштейна. Господь
ведет каждого из нас по уникальному и неповторимому пути в Царство
Небесное. А наша задача - сотрудничать с Богом в деле спасения нашей
души.
Я действительно воспринял решение Священного Синода о моем назначении в
Беларусь как волю Божию. Святейший Патриарх Кирилл, напутствуя меня
перед новой миссией, сказал: "Я очень люблю Беларусь и белорусский
народ. Уверен, что и вы полюбите эту страну и людей, живущих там".
Сегодня я говорю совершенно искренне: да, я полюбил Беларусь и ее народ.
Конечно, я рад, что не чувствуется особого языкового, культурного
барьера. Любуюсь чистотой белорусских городов, порядком на улицах.
Насколько я могу судить, белорусы - трудолюбивая, дисциплинированная,
законопослушная нация. И при этом очень радушная и сердечная.
Свое служение в Беларуси я бы, пожалуй, легким не назвал, хотя бы уже
потому, что территориально Белорусский Экзархат гораздо обширнее
Рязанской митрополии. Степень моей загруженности намного увеличилась, а
уровень ответственности моего служения сильно возрос. Осознание этого во
многом вдохновляет. Окрыляет и общение с людьми. И, конечно же, главный
источник, из которого я черпаю жизненные силы, - это молитва, чтение
Писания, проповедь и общение - Литургия, как соединение всего
перечисленного.
Рад, что сегодня в Беларуси между государством и Православной Церковью
выстроены очень конструктивные и плодотворные отношения, что наше
соработничество имеет много векторов и основывается на продуманной
законодательной базе. В этом я вижу огромную личную заслугу моего
предшественника, Митрополита Филарета, и столь же значительную личную
заслугу Президента Александра Григорьевича Лукашенко. Моя цель -
сохранить, поддержать и по возможности развить этот курс на совместное
служение Церкви и государства нашему белорусскому народу.
- Что, по-Вашему, роднит Беларусь с другими преимущественно православными странами, а в чем ее самобытность?
- Меня очень впечатлило, что в белорусских храмах много мужчин и детей.
Это значит, что целыми семьями люди участвуют в богослужебной жизни. С
одной стороны, налицо приближение к христианскому идеалу "домашней
Церкви", как называет семью апостол Павел. С другой стороны, это
благоприятный сигнал обществу в целом: православные семьи, как правило,
крепкие, нередко многодетные, в них на порядок ни же вероятность
разводов. Чем больше таких семей, тем крепче само общество.
Православие в Беларуси, полагаю, становится конфессией "с молодым
лицом". Особенно много молодежи в храмах столицы и областных центров.
Действуют молодежные хоры. Молодежь, настроенная на совершение добрых
дел, часто организуется в братства и становится заметной движущей силой
церковного социального служения. Естественно, я собираюсь продолжать и
углублять свое знакомство с Беларусью. Я уже посетил несколько
епархиальных центров: Могилев, Гродно, Витебск, древний Туров.
Получился, как видите, своеобразный крест: восток - запад - север - юг.
На очереди новые епархии и приходы, новые города и села. Мне интересны
не только храмы и монастыри. Огромное удовольствие я испытываю от
знакомства с белорусской культурой в целом, от замечательных видов
местной природы, от чистоты и ухоженности улиц.
- Многие задаются вопросом, почему та или иная конфессия становится
преобладающей на определенной территории. В частности, как раз по
Беларуси, если можно так выразиться, пролегает граница между
католицизмом и православием, разумеется, при всей условности такого
"водораздела". Как Вы объясняете этот феномен?
- Как Вы сами понимаете, он объясняется исторически и политически.
Прекрасно, что граница между православием и католицизмом на белорусской
земле не является линией фронта. Так было не всегда, и тем более ценен
тот мир в отношениях между двумя конфессиями, который в итоге
установился на Белой Руси.
Сейчас мы с римо-католиками находимся в состоянии спокойного
гражданского диалога. Спорные вопросы догматики или истории при этом
обсуждаются очень мало - и то узкими специалистами в границах научно
богословских конференций.
На наших встречах речь обычно идет о совместной защите традиционных
нравственных ценностей и о нашей общей вере в то, что современный
человек ничуть не менее, чем его предок, нуждается в Христе.
- Какова Ваша оценка строительства православных храмов в Беларуси,
достаточным ли является их количество? Какие проблемы здесь, на Ваш
взгляд, еще нуждаются в решении?
- Храмы должны быть в шаговой доступности для людей. Такова идея
Святейшего Патриарха Кирилла, которую я, как его экзарх, постараюсь
реализовать здесь, поскольку, думаю, и в отношении Беларуси эта
установка справедлива.
Идеальное воплощение этого принципа - храм примерно в радиусе
километра-двух от дома православного человека. Более умеренный вариант -
хотя бы один православный храм на десять тысяч жителей. Хотелось бы в
связи с этим обратиться к разработчикам проектов строительства новых
населенных пунктов и новых городских спальных районов с просьбой сразу
предусматривать в проектах идею возведения новых храмов.
Что касается проблем... Верно говорят: храм не в бревнах, а в ребрах.
При храме должна существовать община из людей, которые не просто заходят
время от времени поставить свечку или набрать освященной воды, но
сознательно и регулярно участвуют в таинствах Исповеди и Причащения, а в
от ношениях между собой стремятся исполнить заповедь Божию о любви к
ближнему. Литургия - это сердце прихода, но приходская жизнь не должна
исчерпываться богослужениями. Нормой для каждого при хода является
наличие воскресной школы со взрослой группой и регулярной практики
собеседований с теми, кто желает креститься или венчаться. При храмах
нужно обустраивать приходские культурные центры, и в Беларуси начало
этому положено, но завершенным процесс назвать нельзя.
Имеются проблемы с возможностью открытия православных школ и детских
садов. Полагаю, что нам еще много нужно потрудиться в этом направлении.
- Что бы Вы могли сказать по поводу канонизации белорусских святых?
Как нынешняя ситуация выглядит на фоне сходных процессов в Русской
Православной Церкви?
- За последние два десятка лет в Русской Православной Церкви было
канонизировано около трех сотен святых. Это во много раз больше, чем в
XVIII и XIX веках, вместе взятых!
Кто эти святые? В большинстве своем - новомученики, пострадавшие во
время богоборческих гонений. Народное почитание новомучеников сейчас
имеет довольно скромные масштабы, и отчасти это поддается объяснению
(объяснение, замечу, не равно оправданию). Жития новомучеников, в
отличие от житий древних святых, обывателю не так увлекательно читать, в
них редко можно найти описания каких то ярких чудес, мистических
событий. Но в них отражается главное: красота человеческого духа и
величие верности Христу, как говорится в Откровении апостола Иоанна
Богослова, "даже до смерти".
В этом плане ситуация в Беларуси представляет собой производную от
российской. Состав Собора Белорусских святых был установлен по
благословению Святейшего Патриарха Пимена и по инициативе Митрополита
Минского Филарета 30 лет назад, в 1984 году. С тех пор он пополнился
несколькими десятками имен. И в первую очередь это, конечно же, имена
новомучеников.
Хотелось бы подчеркнуть, что канонизации должна предшествовать серьезная
научно-исследовательская работа. Например, основной источник данных о
тех же новомучениках - это архивы органов государственной безопасности.
Чтобы состоялся анализ документов, которые будут потом заложены в
"фундамент" жития новопрославленного святого, нужно, во первых, согласие
со стороны государства открыть доступ к этим документам, а во вторых,
нужны грамотные специалисты со стороны Церкви. В Беларуси такая работа
ведется, в том числе на местах. У нас на данный момент 11 епархий, и при
каждой из них функционирует комиссия по канонизации. Существуют и
корректируются епархиальные мартирологи - списки репрессированных
священнослужителей и прихожан. Не все, кто значится в этих списках,
будут канонизированы: часто необходимых сведений не хватает. Но,
надеюсь, мартирологи внесут свою лепту в восстановление национальной
исторической памяти.
На мой взгляд, канонизации нельзя форсировать. В Белорусской
Православной Церкви нет и не может быть планов про славить к такой то
дате столько то святых. Святость требует бережного и вдумчивого
отношения, действовать кавалерийскими наскоками здесь неуместно. В целом
же, я убежден, подлинный Собор Белорусских святых гораздо
многочисленнее, чем тот, что нам теперь известен. Надеюсь, что Господь в
будущем явит новые имена белорусских подвижников, которые сегодня
пребывают сокровенными, а вместе с этим - и новые сведения об уже
известных святых.
- Должна ли, на Ваш взгляд, возрастать роль Церкви в жизни общества вообще и в решении политических вопросов в частности?
- Христиане призваны быть солью земли и светом миру (см. Мф. 5: 13, 14).
Пола гаю, это касается не только межличностных контактов, но и
отношений между сообществами людей.
Православная Церковь в нашей стране не стремится "подмять" государство
под себя и диктовать чиновникам, что и как делать. Но право, скажем так,
консультативного голоса она за собой оставляет. Церковь объединяет в
своих рядах большое число людей, интересы которых она может представлять
в своих взаимоотношениях с государством. В Основах социальной концепции
Русской Православной Церкви сказано: "Традиционной областью
общественных трудов Православной Церкви является печалование перед
государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных
граждан или общественных групп". Характерный пример печалования - это
ходатайство о смягчении судебного приговора. В наши дни Церковь
обращается с подобными просьбами во властные инстанции, хотя и не
афиширует эти просьбы.
В 2012 году Священный Синод напомнил, что участие иерархов и
священнослужителей Русской Православной Церкви в деятельности
политических партий недопустимо. Оно запрещено во всех видах - будь то
членство в партии, агитация за нее и так далее. Церковь Христова не
может быть Церковью какого либо политического лидера. Ее место - "над
схваткой", ее миссия - быть "всем для всех", как говорит апостол Павел
(см. 1 Кор. 9: 22).
Вспомним, что во времена земной жизни Христа Палестина была ареной
ожесточенных политических разногласий. Святая Земля в буквальном смысле
слова была оккупирована римлянами. Тем не менее Спаситель не был замечен
ни в раболепстве перед имперскими властями, ни в вооруженной борьбе
против них.
- В чем, по-Вашему, заключается главное отличие канонического
православия от неканонического? Каково Ваше отношение к событиям в
Украине?
- Ответ очевиден: неканонические "церкви" образуются с нарушением
канонов, то есть норм церковного права. Если же смотреть глубже, то
нередко в основе возникновения таких "церквей" лежат старые человеческие
страсти - гордыня и зависть. Дух первенства и разделения, который начал
себя проявлять уже во времена апостолов.
Понимаю, почему в Вашем вопросе объединены проблема каноничности и
Украина. Действительно, для человека, живущего на территории пастырской
ответственности Московского Патриархата, классический пример
"неканоничности" - это самопровозглашенные украинские автокефалии,
которые не признаются не только РПЦ, но и другими Православными
Поместными Церквами.
В свете уже сказанного отмечу, что неканонические псевдоцерковные
группировки часто не выдерживают искушения партийностью и участием в
политике. Риторика раскольнического "Киевского патриархата" крайне
политизирована.
Я молюсь о мире в Украине, о том, чтобы не лилась братская кровь, и о
том, чтобы прекратились всевозможные манипуляции чувствами простых
людей, возмущенных социальной несправедливостью. Ну и, конечно же, пусть
самой несправедливости во всех ее проявлениях будет меньше.
- Что нового Вам хотелось бы привнести в деятельность Белорусской Православной Церкви в качестве ее главы?
- В Евангелии заключена такая новизна, которую христиане, поколение за
поколением, в разных формах несут миру. Слово "Евангелие" в переводе с
греческого означает "благая весть" или, если уж совсем по современному,
"хорошая новость". Содержание Нового Завета обладает непреходящей
новизной для всех народов и во все времена. Белая Русь крещена более
тысячи лет тому назад, но задача евангелизации и просвещения ее народа
по прежнему актуальна.
Моя задача номер один - проповедовать Христа распятого и воскресшего.
Говоря словами моего святого покровителя апостола Павла, "горе мне, если
не благовествую!" (1 Кор. 9: 16). Центром жизни человека, называющего
себя христианином, должен быть Сам Христос, Который и есть Глава Церкви.
Наше досье
Митрополит Павел (в миру Георгий Васильевич Пономарев). Родился в 1952
году в г. Караганде. В 1973-1976 годах учился в Московской духовной
семинарии. В 1980 году окончил Московскую духовную академию со степенью
кандидата богословия. В 1980-1981 годах - слушатель аспирантуры при
Московской духовной академии. В октябре 1977 года принят в число братии
Троице-Сергиевой лавры, в декабре пострижен в мантию. В марте 1978 года
рукоположен в иеродиакона, в мае - в иеромонаха.
В 1979-1981 годах - референт отдела внешних церковных сношений. С
сентября 1981 года - член Русской духовной миссии в Иерусалиме. С июля
1982 года - заместитель начальника миссии. В 1983 году возведен в сан
игумена Патриархом Иерусалимским Диодором I. С июля 1986 по июль 1988
года - начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. В августе 1986
года Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан архимандрита. В
1988-1992 годах - наместник Псково-Печерского монастыря.
Решением Священного Синода от 19 февраля 1992 года определено быть
епископом За райским, управляющим Патриаршими приходами в США и временно
в Канаде. 22 марта 1992 года за Божественной литургией в Богоявленском
кафедральном соборе Святейшим Патриархом Алексием II и Преосвященными
архиереями, участвовавшими в наречении, хиротонисан в епископа
Зарайского, викария Московской епархии. В 1999 году назначен епископом
Венским и Австрийским. В 2001 году возведен в сан архиепископа с титулом
"Венский и Будапештский". С 7 мая 2003 года - архиепископ Рязанский и
Касимовский. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 года
присвоен титул "Рязанский и Михайловский", назначен главой
новообразованной Рязанской митрополии. 8 октября 2011 года возведен в
сан митрополита.
Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 года назначен Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.
Галина МОХНАЧ