Беседуем с женщиной, она - христианка, работает в церкви, в другом городе, а в Коми приехала в гости. Спрашивает: «Батюшка, а почему вы на литургии в мирной ектенье молитесь "о благословенной весе Визябож, о святей обители сей"? Обитель вашу святой ещё можно назвать, а вот Визябож, мне кажется, проклятое место. Вы посмотрите, как люди живут: пожары, ужасные смерти, в семьях нет лада, многие спиваются, да и вы сами видите, что в церковь из местных никто не ходит. А вы говорите, что он благословенный».
Отвечаю, что в Визябоже есть православный приход с двумя храмами - Блаженной Ксении Петербургской и Святителя Игнатия (Брянчанинова). А ещё строится церковь во имя мученика Вонифатия, которому молятся о наркозависимых, алкоголиках и об исцелении от прочих душегубительных страстей. На приходе три священника, монахиня, два инока, трудники и послушники, а всего нас двенадцать человек. Ежедневно совершается Божественная литургия, по воскресеньям к нам приезжает до семидесяти человек. В Визябоже просторно, он стоит на берегу реки, рядом - ягодный лес. Удалён от шума городского, интенсивно застраивается добротными домами. Раньше здесь был православный детский лагерь, в котором отдыхали и учились христианским началам до пятисот ребятишек за лето, в нём молитва все эти годы не прекращалась.
Женщина всё это выслушала, но, подозреваю, осталась при своём мнении. На следующий день стало ясно, почему для нас, насельников обители, Визябож благословенный, а для некоторых - проклятый.
Утро начинается с колокольного звона. Через полчаса второй звон - на общее утреннее правило. Братия с благоговейным трепетом входит в Божий храм, кланяется в сторону алтаря и друг другу, прикладывается к святым иконам. Молитвы читаются нами по очереди, потом начинается молебен с призыванием Святого Духа перед началом наших дел. Следом читаются часы и служится Божественная литургия. После литургии - трапеза, предваряемая молитвой. И так каждый Божий день. Всё посвящено Ему, даже наше дыхание: «Всякое дыхание да хвалит Господа».
Сам Бог совершает святое Таинство Евхаристии, претворяя хлеб и вино в Свою Кровь и Плоть для нас, грешных, для исцеления наших душ и тел, врачует больных, спасает, сохраняет Своей благодатию не только насельников обители и прихожан, но и весь Визябож с окрестностями. Верю, что Его благодать растопит оледеневших в неверии и умирит ожесточённых злом визябожцев. Со временем они поймут, что лучше жить вечно с Богом, чем вечно умирать с Его противником, - третьего не дано.
После ужина собираемся на вечернее богослужение. И опять Господь преклоняет ухо Своё к нам, грешным: в молебне благодарим Его, как тот евангельский иноплеменник - один из десяти исцелённых расслабленных. Вечером стараемся вести себя сдержанно, бережёмся от ненужных эмоций, понимая, что утро начинается с вечера. А как оно начинается у большинства россиян? Конечно, с телевизора, чашки кофе, быстрого завтрака. Потом детей в садик или школу, а сами - на работу, стараясь не попадаться на глаза начальству. Дьявольское поспешание и едва сдерживаемый психоз - норма. Владеет при этом человеком не радость созидания, а потребность в зарплате. Потом забег по магазинам, ужин перед телевизором на мягком диване: «отдыхаем». Телевизор всё больше разлучает семью: у папы свой, у мамы тоже, у детей ещё один. Растратив свои душевные силы, они проснутся утром раздражёнными, чтобы вновь погрузиться в суету мира. И так изо дня в день, из года в год, не задумываясь - зачем.
Пришла молодая пара, они сожители, но называют себя мужем и женой. Она в положении. Именно забота о будущем ребёнке привела её к нам. Будущая мама хочет исповедаться и причаститься, но не знает, с чего начать. Беседуем в основном с её мужем. Он заявляет: «Хочу быть свободным. Не хочу никому подчиняться, в том числе и на работе. Хотим иметь свой бизнес, но что-то плохо получается. Хорошо бы Бог помог». Отвечаю: «Чтобы быть свободным, нужно стать послушным, а послушным можно стать только тогда, когда над тобой есть руководитель. Пятая заповедь гласит: "Чти отца своего и матерь свою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле". Прежде всего это означает послушание у родителей. Если ребёнок навыкнет к родительскому послушанию, он будет послушен в школе, начальству, законам, правилам дорожного движения и так далее. Послушание он будет выполнять автоматически, всякое насилие над ним будет неуместным, при этом он будет чувствовать себя свободным. А если послушания у человека нет - напрягать его будут все и всё, не только родители и власти, но и обстоятельства. Вся жизнь превратится в борьбу за свободу, победа в которой невозможна».
После исповеди жены муж обращается: «Батюшка, я своих родителей не только не почитаю, я на них даже замахиваюсь. Как жить, если и то нельзя, и другое нельзя?»
Преподобный Амвросий Оптинский так отвечал на этот вопрос:
«Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем моё почтение».
Ответ вроде прост, но без Бога, без христианского мироощущения «не тужить», «не осуждать», «не досаждать» - не получится. Даже тем, кто живёт духовной жизнью, на это понадобятся десятилетия упорного труда, понуждения себя. Конечно, хорошим человеком можно быть и без Церкви. Но только в Церкви есть спасение. Без неё не попадёшь в вожделенное Отечество, да и не будет оно вожделенным.
Перед литургией читаю молитву: «И да возвеселятся все уповающие на Тебя, во век возрадуются, и вселишься в них, и похвалятся о Тебе любящие имя Твое». Конечно, в России во многих местах отношения между людьми адские. Но зло не в селениях, где они проживают, не в реке, не в лесе. Бог Собою всё освещает, сходит в нашу геенну и спасает. Я очень надеюсь, что однажды придут люди из этих домов вокруг нас и попросят их освятить.
Игумен ИГНАТИЙ (Бакаев)