Публикуем фрагменты недавно вышедшей книги «Сообщения из распятого Косово» - сборника документов, отчетов и сообщений Патриарха Сербского Павла в годы его епископского служения в Рашско-Призренской епархии (1957-1990) Святейшему Архиерейскому Синоду. Эти документы свидетельствуют о крайне тяжелом положении сербского народа и Церкви в Косово и Метохии на протяжении многих десятилетий - с тех пор как началось массовое заселение Косова албанцами.
* * *
Православный епископ епархии Рашско-Призренской
<Без номера>
7 мая 1969 года
Призрен
За последний год принял постриг и рукоположен один студент богословского факультета, больше никого не было ни в женских, ни в мужских монастырях... Возведен в сан архимандрита настоятель монастыря Дечаны. Умерла монахиня в монастыре Девич. Внешних тягот у монастырей много. До ноябрьских демонстраций 1968 года в Приштине и других местах албанцы избили монахиню из монастыря Бинча за то, что защищала монастырские земли. Этой весной албанец жестоко избил игумению монастыря Девич, а цыган-мусульманин топором ранил послушника монастыря Дечаны в монастырском лесу. Духовник монастыря Гориоч ранен камнем, который был брошен из албанского двора и попал ему в голову.
* * *
№ 112
17 мая 1973 года
Призрен
Общие недостатки и трудности
Наряду с иными тяготами, которые связаны с постоянным выселением наших верующих из всех областей епархии, в прошлом году были и другие проблемы. Во многих селах епархии албанское население оскверняет наши могилы, уничтожает памятники, не говоря уже о временных деревянных крестах (Сербовац, Шиполе, Велика Хоча, Ретимлье, Оптеруша, Ораховац, Жегра и др.). В Шиполе у Косовской Митровицы молодые албанцы, распевая оскорбительные для сербов песни, разрушили 20 могил.
Журналист, который написал об этом в «Единстве» от 27 июля 1972 года, в конце статьи напоминает, что в прошлом году 17-летний серб разрушал развалины мечети в Баньской и был осужден с формулировкой: «за то, что, несмотря на небольшой ущерб объекту, как и его непригодность, акт совершен с намерением вызвать межнациональную нетерпимость и религиозную ненависть, приговорен к году тюремного заключения». Сообщение заканчивается словами: «Будет ли вынесен такой приговор в этот раз? - справедливо спрашивают граждане». Конечно, в этот раз решение было иным.
Руины монастыря святого Марка. Нынешнее состояниеНа могиле Сима Игуманова, большого благотворителя Призренской семинарии, полностью разбита мраморная плита с надписью. Разгромлена старая церковь в селе Винарац у Косовской Митровицы. Неизвестные преступники сначала разобрали кровлю и набросали вниз отбросов. Верующие очистили церковь, поправили кровлю и укрепили двери, но тогда преступники разбили и унесли двери, в церкви перебили всю утварь. Священник жаловался милиции, но безуспешно...
В монастыре святого Марка близ Призрена жители села Кабаш, албанцы, еще в Первую мировую войну полностью разгромили монастырские конаки, в церкви уничтожили иконостас и древнюю живопись и тогда уже не пощадили могилу Сима Игуманова, разбив плиту, а роту изголодавшихся сербских солдат обманом разоружили, убили и бросили с обрыва в коришскую реку. В восстановленном монастыре во время Второй мировой войны вновь до основания уничтожили конаки, крышу церкви и внутреннее ее убранство. После этой войны была восстановлена только церковь, покрыта бетоном. А на второй день Рождества, когда несколько верующих из Кориша пошли молиться, они нашли разбитые двери, внутри церкви три костра, на которых сожжены облачения, занавеси и книги, иконостас и врата обгорели, икона Спасителя в иконостасе повреждена топором, как и Евангелие. Мы направили жалобу скупщине муниципалитета Призрен и комиссии по религиозным делам. Приезжала комиссия Института по защите памятников культуры и установила, какой нанесен ущерб. Ко мне приходили два чиновника из Управления внутренних дел, обещали сделать всё, чтобы найти виновных, но безрезультатно.
* * *
№ 33
23 апреля 1977 года
Призрен
Общие недостатки и трудности
Выселение наших людей продолжается; когда я прибыл в епархию 20 лет назад, в Подуево было два священника, два прихода и около 1000 домов. Шесть лет назад, когда на приход прибыл нынешний священник, осталось 610 домов, сейчас их уже 350. Приход на периферии епархии, в сторону Нишской епархии, в 30 километрах от Приштины, так что из Приштины его окормлять очень трудно, а в самом приходе священнику выжить невозможно.
Особенно серьезно то, что существует организованное давление на наше население со стороны определенного числа молодых граждан албанской национальности: нападения, избиения, использование самых разных средств с целью создания атмосферы нестабильности и неизбежного выселения, о чем заявляется совершенно открыто: «Уезжайте, тут вам не Сербия!»
Обычное явление, когда подростки и молодые люди выкрикивают оскорбительные непристойные слова, даже когда идет похоронная процессия; людей забрасывают камнями, плюются и так далее. Каждый день это приходится испытывать и мне. Прошлым летом по дороге в монастырь Девич я встретил двух албанских подростков, которые пошли со мной. Из разговора узнал, что старший закончил 7-й, а младший - 4-й класс восьмилетки. Они остановились, о чем-то договариваясь, потом младший подошел ко мне и говорит: «Дай нам 10 динар». Спрашиваю: «Зачем?» Он шел за мной, упорно требуя денег. Я отказал. Старший что-то ему сказал, младший поднял камень и показал мне. Я шел дальше, не дав ему денег, тот отстал, и оба стали кидать в меня камни - не попали. Недалеко оказались какие-то молодые люди, я спросил у них: «Это дети из Войводича?» Они ответили, что они из семьи Ватала, и только тогда те подростки, матерно ругаясь, перестали бросать камни.
Я пожаловался руководству общины Србица и Религиозной комиссии в Приштине, потому что такое происходит по отношению ко многим паломникам монастыря Девич и самим монахиням, на которых часто нападают албанские пастухи; загоняют скот на их посевы, ломают садовые деревья, разоряют огороды. Секретарь общины ответил, что обратится к судье с жалобой на родителей этих подростков, но этот поступок не может рассматриваться как шовинизм, так как речь идет о несовершеннолетних.
Меня догнал молодой человек лет 16-17 и с криком: "Эй, поп!" - схватил за бороду...
Еще более неприятный случай произошел со мной в канун дня святого Саввы, 25 января этого года. Около половины шестого я пошел на почту отправить бандероль. На тротуаре перед гостиницей «Теранде» меня догнал молодой человек лет 16-17 и с криком: «Эй, поп!» - схватил за бороду. Я оттолкнул его, он убежал, а я пошел дальше; когда входил в здание почты, кто-то сзади сильно ударил меня по голове, - я обернулся и увидел того же подростка, который снова убежал.
После этого я письменно пожаловался председателю общины Призрен, Религиозной комиссии области и Религиозной комиссии Сербии. У председателя общины Призрен я был лично, приходили и представители Управления внутренних дел, спрашивали, что случилось. Спустя некоторое время позвали меня для опознания, так как задержали молодых людей по подозрению в нападении. Но я не мог с уверенностью сказать, что это сделал один из четырех задержанных, тем более что моя ошибка могла иметь фатальные последствия для будущего этого мальчика. Я сказал, что даже если это он, я готов простить его, если он исправится и поймет, что такие поступки не принесут пользы ни ему, ни народу, ни религиозной общине. Те четверо молодых людей совершали и другие, более тяжкие преступления, в масках нападая на местных сербов, но мне объяснили, что речь не идет о шовинизме и что это не направлено ни против сербов, ни против священства.
* * *
№ 86
5 апреля 1983 года
Призрен
Трудности с албанцами продолжаются. В ноябре 1982 года в монастыре Девич подожгли шесть стогов сена и один стог соломы, пришлось потратить 800 000 динар на закупку корма скоту. Спасибо народу, который пришел на помощь и помог кормом для скота и денежными пожертвованиями. Произошло и другое несчастье: подверглась нападению 73-летняя монахиня Анна. Игумен Савва отправился в Исток на базар. Преступник ворвался в кухню, набросил ей на голову старый плащ, который попался под руку, повалил на пол и стал рвать одежду. Она сопротивлялась, просила: «Сынок, Бог с тобой, я тебе в матери и в бабушки гожусь!» Сообщник насильника дал знак, что к монастырю идут люди, тот бежал; человек из села Синай видел двух мужчин, убегающих в лес. Я был в этом монастыре, говорил с монахиней и отцом Саввой, насильник до сих пор не найден.
Из села Петровац, чисто сербского села со времен турецкого ига и до последней войны, сегодня уехала последняя сербская семья
Выселение наших людей не прекращается. Из села Петровац в районе Гнилана, чисто сербского села со времен турецкого ига и до последней войны, сегодня уехала последняя сербская семья. В церкви разбиты окна и черепица на крыше, крыша протекает, необходимо вынести иконы из иконостаса, чтобы они не погибли. Беда, что такое не только в Петроваце.
Святому Архиерейскому Синоду преданный во Христе брат
епископ Рашско-Призренский Павел
(впоследствии Патриарх Сербский)
Перевела с сербского Светлана Луганская