Источник: Правосланая жизнь
К 30-летию со дня интронизации Святейшего Патриарха Сербского Павла, продолжаем публикацию его пастырских поучений, записанных епископом Крушевацким Давидом (Перовичем).
О синергиии и о хождении под Богом
36. Давайте будем соработниками Бога, делая то, что в наших силах, и Бог поможет нам избавиться от того, чему мы не можем противостоять.
37. Нельзя быть неосмотрительным в словах и заявлениях, потому что мы не знаем, к чему можем побудить других, и что можем породить!
О рассуждении и о благорассмотрении себя
38. Человек из-за идеи, понятия и слова становится бесчеловечным. Убивать невинных людей, потому что другие убивали невинных людей?! Мы не можем поступать бесчеловечно из-за бесчеловечных поступков других людей.
39. Если мы уверены, что наша жизнь в опасности, тогда каждое мгновение надо быть в том, что нас поддерживает, чтобы можно было мирно дождаться опасностей и принять их. При этом не страшась двойной угрозы: из-за неготовности к концу и духовных потерь вследствие неисполнения обязанностей.
40. Когда Бог поможет кому-то сделать что-то возможное, тот захочет невозможного, и начинает стремиться к невозможному, переставая интересоваться возможным. И таким образом, человек снова попадает в ситуацию, когда невозможное предпочитает возможному.
41. Все получают пользу от благоделателя: прежде всего, он сам, затем его родители и, в конце концов, весь мир.
42. Быть в мире со всеми, насколько это в наших силах, означает также вот что: свою позицию объяснять спокойно, не злясь, если она не будет понята другой стороной. Чтобы в противном случае, то есть, обозлившись, не проявить тщеславие, вызванное чужим несогласием.
43. Будем соработниками Божьими, делая то, что в наших силах, всегда продвигаясь постепенно: от того, что есть, через то, как можно сделать, к тому, что должно быть, и Бог поможет, чтобы так и было. По-другому или наоборот, начиная с того, чем этот процесс завершается, — не бывать!
44. Если одинаково трудно творить добро и делать зло, быть человечным или бесчеловечным, разве не ощутимее окупается, когда мы творим добро и бываем человечными? Если одинакового тяжело и то, и другое, то все-таки, окупается и идет на пользу только одно.
Акривия и икономия
45. Акривия и икономия соотносятся так же, как мудрость и незлобивость. Акривия — это мудрост, а икономия — незлобивость. Рассуждая по-евангельски, одно без другого немыслимо.
Да, усердствовать необходимо, но по уму. Нужно осознавать необходимость этого в пастырствовании.
Каждый несет в себе принцип икономии и акривии, поступать можно более снисходительно или более строго. Но пока мы не возрастем духовно, мы не сможем точно различить, как поступить правильнее. А когда возрастем, то в определенной ситуации сможем точно понять, какое решение будет самым лучшим и самым спасительным.
Когда мы как народ возрастем церковно и духовно, и когда будем точно знать, что для нас самое лучшее и самое спасительное, тогда поймем, какой путь для нас самый правильный и лучший.
Конечно, остается напомнить, чтобы в данных обстоятельствах мы делали все, насколько только можем, больше и лучше. А это значит: ни меньше и ни больше возможного, а в самый раз.
Наконец, остается осознание, что нет такого добра или спасения, которое достигается погибелью своей души или в ущерб другому человеку. Потому что, какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Акривия подразумевает ответственное и совестливое соблюдение всех заповедей Божиих. А соблюдением заповеди мы стяжаем любовь (Ин. 14, 15; 1. Ин. 5, 3), с которой в нас сотворяется Царство Божие (Ин. 14, 23).
Снисходить к духовно незрелым и неокрепшим, учитывать трудности времени и обстоятельств и выдвигать христианам требования менее суровые и более легкие для выполнения, называется икономией.
Тот христианин, который совершает малое, но то, что в его силах, все равно исполняет Божию волю, а одновременно и силится возрасти к полному и строгому исполнению того, что предписано ему по акривии. Нужно помнить, что если кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. (Иак. 4, 17. Лк. 12, 47).
Усердие
46. Усиленное стремление к хорошему зовется усердием. Но только не надо превышать меру. Христианский принцип: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби, работает с условием, что мудрость и незлобивость мы развиваем бесконечно, но равномерно.
Иначе говоря, согласно блаженному Иерониму, мудрость без доброты есть злостность, а простота без разумности — глупость.
Второй пример — об овце среди волков. Овца может остаться овцой среди волков только с условием, что не будет точить зуб и не превратится в волка. Не это нужно делать, а так, чтобы и волки не разорвали, и чтобы самой не стать волком.
Третий пример — о вечном загрязнении. Все пачкают, а я надрываюсь, вытирая. И наоборот. Я пачкаю, а остальные надрываются, убирая грязь. Бессмысленно, когда один поддерживает чистоту, а остальные загрязняют, но и наоборот тоже — когда остальные поддерживают чистоту, а один будет загрязнять.
Если кто-то добр, не садись ему на шею, и если кто-то строг, не серди его.
Настоящее усердие разумно, оно — евангельское, оно подобно Господнему. Только с ним мы сможем избежать любого фанатизма и не впасть в крайность (Ин. 2, 13 – 17. Рим. 10, 2).
Перевод с сербского – Елены Буевич