Стослов духовных созерцаний и пастырских поучений Патриарха Сербского Павла

Часть 4

Источник: Правосланая жизнь

К 30-летию со дня интронизации Святейшего Патриарха Сербского Павла, продолжаем публикацию его пастырских поучений, записанных епископом  Крушевацким Давидом (Перовичем).

О синергиии и о хождении под Богом

36. Давайте будем соработниками Бога, делая то, что в наших силах, и Бог поможет нам избавиться от того, чему мы не можем противостоять.

37. Нельзя быть неосмотрительным в словах и заявлениях, потому что мы не знаем, к чему можем побудить других, и что можем породить!

О рассуждении и о благорассмотрении себя

38. Человек из-за идеи, понятия и слова становится бесчеловечным. Убивать невинных людей, потому что другие убивали невинных людей?! Мы не можем поступать бесчеловечно из-за бесчеловечных поступков других людей.

39. Если мы уверены, что наша жизнь в опасности, тогда каждое мгновение надо быть в том, что нас поддерживает, чтобы можно было мирно дождаться опасностей и принять их.  При этом не страшась двойной угрозы: из-за неготовности к концу и духовных потерь  вследствие неисполнения обязанностей. 

40. Когда Бог поможет кому-то сделать что-то возможное, тот захочет невозможного, и начинает стремиться к невозможному, переставая интересоваться возможным. И таким образом, человек снова попадает в ситуацию, когда невозможное предпочитает возможному.

41. Все получают пользу от благоделателя: прежде всего, он сам, затем его родители и, в конце концов, весь мир.

42. Быть в мире со всеми, насколько это в наших силах, означает также вот что: свою позицию объяснять спокойно, не злясь, если она не будет понята другой стороной. Чтобы в противном случае, то есть, обозлившись, не проявить тщеславие, вызванное чужим несогласием.

43. Будем соработниками Божьими, делая то, что в наших силах, всегда продвигаясь  постепенно: от того, что есть, через то, как можно сделать, к тому, что должно быть, и Бог поможет, чтобы так и было. По-другому или наоборот, начиная с того, чем этот процесс завершается, — не бывать!

44. Если одинаково трудно творить добро и делать зло, быть человечным или бесчеловечным, разве не ощутимее окупается, когда мы творим добро и бываем человечными? Если одинакового тяжело и то, и другое, то все-таки, окупается и идет на пользу только одно.

Акривия и икономия

45. Акривия и икономия соотносятся так же, как мудрость и незлобивость. Акривия — это мудрост, а икономия — незлобивость. Рассуждая по-евангельски, одно без другого немыслимо.

Да, усердствовать необходимо, но по уму. Нужно осознавать необходимость этого в  пастырствовании.

Каждый несет в себе принцип икономии и акривии, поступать можно более снисходительно или более строго. Но пока мы не возрастем духовно, мы не сможем точно различить, как поступить правильнее. А когда возрастем, то в определенной ситуации  сможем точно понять, какое решение будет самым лучшим и самым спасительным.

Когда мы как народ возрастем церковно и духовно, и когда будем точно знать, что для нас самое лучшее и самое спасительное, тогда поймем, какой путь для нас самый правильный и лучший.

Конечно, остается напомнить, чтобы в данных обстоятельствах мы делали все, насколько только можем, больше и лучше. А это значит: ни меньше и ни больше возможного, а в самый раз.

Наконец, остается осознание, что нет такого добра или спасения, которое достигается погибелью своей души или в ущерб другому человеку. Потому что, какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Акривия подразумевает ответственное и совестливое соблюдение всех заповедей Божиих. А соблюдением заповеди мы стяжаем любовь (Ин. 14, 15; 1. Ин. 5, 3), с которой в нас сотворяется Царство Божие (Ин. 14, 23).

Снисходить к духовно незрелым и неокрепшим, учитывать трудности времени и обстоятельств и выдвигать христианам требования менее суровые и более легкие для выполнения, называется икономией. 

Тот христианин, который совершает малое, но то, что в его силах, все равно исполняет Божию волю, а одновременно и силится возрасти к полному и строгому исполнению того, что предписано ему по акривии. Нужно помнить, что если кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. (Иак. 4, 17. Лк. 12, 47).

Усердие

46. Усиленное стремление к хорошему зовется усердием. Но только не надо превышать меру. Христианский принцип: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби, работает с условием, что мудрость и незлобивость мы развиваем бесконечно, но равномерно.

Иначе говоря, согласно блаженному Иерониму, мудрость без доброты есть злостность, а простота без разумности — глупость.

Второй пример — об овце среди волков. Овца может остаться овцой среди волков только с условием, что не будет точить зуб и не превратится в волка. Не это нужно делать, а так, чтобы и волки не разорвали, и чтобы самой не стать волком.

Третий пример — о вечном загрязнении. Все пачкают, а я надрываюсь, вытирая. И наоборот. Я пачкаю, а остальные надрываются, убирая грязь. Бессмысленно, когда один поддерживает чистоту, а остальные загрязняют, но и наоборот тоже — когда остальные поддерживают чистоту, а один будет загрязнять.

Если кто-то добр, не садись ему на шею, и если кто-то строг, не серди его.

Настоящее усердие разумно, оно — евангельское, оно подобно Господнему. Только с ним мы сможем избежать любого фанатизма и не впасть в крайность (Ин. 2, 13 – 17. Рим. 10, 2).

Перевод с сербского – Елены Буевич

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)
Все статьи Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)
Последние комментарии
В Москве откроют Ельцин-Центр
Новый комментарий от Брат
16.01.2021 11:22
Мы потеряли Украину... По вине ОВЦС МП
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.01.2021 10:12
«Этот праздник совершенно необходим»
Новый комментарий от Мирянин
16.01.2021 09:55
Примет ли Путин своего бывшего заблудшего советника?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.01.2021 09:26
Как относиться к вакцинации?
Новый комментарий от Ортодоксос
16.01.2021 08:34