Стослов духовных созерцаний и пастырских поучений Патриарха Сербского Павла

Часть 4

0
525
Время на чтение 5 минут

Источник: Правосланая жизнь

К 30-летию со дня интронизации Святейшего Патриарха Сербского Павла, продолжаем публикацию его пастырских поучений, записанных епископом  Крушевацким Давидом (Перовичем).

О синергиии и о хождении под Богом

36. Давайте будем соработниками Бога, делая то, что в наших силах, и Бог поможет нам избавиться от того, чему мы не можем противостоять.

37. Нельзя быть неосмотрительным в словах и заявлениях, потому что мы не знаем, к чему можем побудить других, и что можем породить!

О рассуждении и о благорассмотрении себя

38. Человек из-за идеи, понятия и слова становится бесчеловечным. Убивать невинных людей, потому что другие убивали невинных людей?! Мы не можем поступать бесчеловечно из-за бесчеловечных поступков других людей.

39. Если мы уверены, что наша жизнь в опасности, тогда каждое мгновение надо быть в том, что нас поддерживает, чтобы можно было мирно дождаться опасностей и принять их.  При этом не страшась двойной угрозы: из-за неготовности к концу и духовных потерь  вследствие неисполнения обязанностей. 

40. Когда Бог поможет кому-то сделать что-то возможное, тот захочет невозможного, и начинает стремиться к невозможному, переставая интересоваться возможным. И таким образом, человек снова попадает в ситуацию, когда невозможное предпочитает возможному.

41. Все получают пользу от благоделателя: прежде всего, он сам, затем его родители и, в конце концов, весь мир.

42. Быть в мире со всеми, насколько это в наших силах, означает также вот что: свою позицию объяснять спокойно, не злясь, если она не будет понята другой стороной. Чтобы в противном случае, то есть, обозлившись, не проявить тщеславие, вызванное чужим несогласием.

43. Будем соработниками Божьими, делая то, что в наших силах, всегда продвигаясь  постепенно: от того, что есть, через то, как можно сделать, к тому, что должно быть, и Бог поможет, чтобы так и было. По-другому или наоборот, начиная с того, чем этот процесс завершается, — не бывать!

44. Если одинаково трудно творить добро и делать зло, быть человечным или бесчеловечным, разве не ощутимее окупается, когда мы творим добро и бываем человечными? Если одинакового тяжело и то, и другое, то все-таки, окупается и идет на пользу только одно.

Акривия и икономия

45. Акривия и икономия соотносятся так же, как мудрость и незлобивость. Акривия — это мудрост, а икономия — незлобивость. Рассуждая по-евангельски, одно без другого немыслимо.

Да, усердствовать необходимо, но по уму. Нужно осознавать необходимость этого в  пастырствовании.

Каждый несет в себе принцип икономии и акривии, поступать можно более снисходительно или более строго. Но пока мы не возрастем духовно, мы не сможем точно различить, как поступить правильнее. А когда возрастем, то в определенной ситуации  сможем точно понять, какое решение будет самым лучшим и самым спасительным.

Когда мы как народ возрастем церковно и духовно, и когда будем точно знать, что для нас самое лучшее и самое спасительное, тогда поймем, какой путь для нас самый правильный и лучший.

Конечно, остается напомнить, чтобы в данных обстоятельствах мы делали все, насколько только можем, больше и лучше. А это значит: ни меньше и ни больше возможного, а в самый раз.

Наконец, остается осознание, что нет такого добра или спасения, которое достигается погибелью своей души или в ущерб другому человеку. Потому что, какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Акривия подразумевает ответственное и совестливое соблюдение всех заповедей Божиих. А соблюдением заповеди мы стяжаем любовь (Ин. 14, 15; 1. Ин. 5, 3), с которой в нас сотворяется Царство Божие (Ин. 14, 23).

Снисходить к духовно незрелым и неокрепшим, учитывать трудности времени и обстоятельств и выдвигать христианам требования менее суровые и более легкие для выполнения, называется икономией. 

Тот христианин, который совершает малое, но то, что в его силах, все равно исполняет Божию волю, а одновременно и силится возрасти к полному и строгому исполнению того, что предписано ему по акривии. Нужно помнить, что если кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. (Иак. 4, 17. Лк. 12, 47).

Усердие

46. Усиленное стремление к хорошему зовется усердием. Но только не надо превышать меру. Христианский принцип: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби, работает с условием, что мудрость и незлобивость мы развиваем бесконечно, но равномерно.

Иначе говоря, согласно блаженному Иерониму, мудрость без доброты есть злостность, а простота без разумности — глупость.

Второй пример — об овце среди волков. Овца может остаться овцой среди волков только с условием, что не будет точить зуб и не превратится в волка. Не это нужно делать, а так, чтобы и волки не разорвали, и чтобы самой не стать волком.

Третий пример — о вечном загрязнении. Все пачкают, а я надрываюсь, вытирая. И наоборот. Я пачкаю, а остальные надрываются, убирая грязь. Бессмысленно, когда один поддерживает чистоту, а остальные загрязняют, но и наоборот тоже — когда остальные поддерживают чистоту, а один будет загрязнять.

Если кто-то добр, не садись ему на шею, и если кто-то строг, не серди его.

Настоящее усердие разумно, оно — евангельское, оно подобно Господнему. Только с ним мы сможем избежать любого фанатизма и не впасть в крайность (Ин. 2, 13 – 17. Рим. 10, 2).

Перевод с сербского – Елены Буевич

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)
Все статьи Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06