Пасха и война

Новости Москвы 
0
436
Время на чтение 7 минут

Ныне исполняется 100 лет с начала Второй Отечественной войны, так до революции в России называли Первую мировую. В связи с этим в Ленинградской области прошла необычная выставка, посвящённая празднованию Пасхи в те, опалённые войной, годы. В конце апреля и начале мая её экспонаты можно было увидеть в выставочных залах храма Царственных Страстотерпцев (п. Раздолье) и храма Коневской Божьей Матери (п. Сапёрный) Приозёрского благочиния. С 18 мая выставку повторят в п. Раздолье в рамках фестиваля «Россия - священная наша держава», посвящённого дню рождения Императора Николая II. Что интересно, уникальные экспонаты для неё собраны одним человеком - культурологом и коллекционером, руководителем выставочного центра «Раздолье» Вадимом КУСТОВЫМ. Наш корреспондент задал ему несколько вопросов.


Безымянное фото, найденное в домашних архивах

- Почему вас заинтересовала история Первой мировой войны?

- Всегда интересно то, что неизвестно. О той войне мы мало знаем. Есть и личные мотивы. В семейном архиве нашёл я фотографию унтер-офицера. Этакий маленький, размером с пятирублёвую монету, вырезанный овал. На нём явно мой родственник, но подписи нет, и теперь уж не узнать, как его звали. И знаете, стало грустно: что вот были живые люди, великие исторические события - и словно канули в Лету... Нам нужно соединить связь времён, чтобы жизнь нашей страны стала для нас реальной.

- Вы коренной петербуржец?


Вадим Кустов ведёт экскурсию на выставке

- В седьмом поколении. Предки по материнской линии были ярославскими «питерщиками» - ездили из Ярославля в столицу на отхожий промысел. Кстати, ярославцы тогда имели самое большое землячество в Петербурге. Мой прапрапрадед Фёдор пришёл в Питер 9-летним мальчиком, да так и остался в Петербурге. А по отцу у меня были псковские отходники. Сам же я родился под Ленинградом, в Сестрорецке. С этого городка и началось моё увлечение краеведением.

В 90-е годы, спустя несколько лет после крещения, в епархиальном журнале прочитал я статью о Свято-Троицком Линтуловском монастыре. Оказалось, что он совсем рядом с Сестрорецком - а я и не знал! Стал собирать материал, одно уцепилось за другое... А потом понял, что это не «внешняя» история, а и моя тоже - через моих предков. В семейном архиве сохранилось много рождественских и пасхальных открыток, стал их разбирать, и так появилось ещё одно направление поисков, связанное с историей поздравительных открыток.

- Они есть на вашей выставке?


На открытке - Императрица с Цесаревичем

- Да, конечно. Одну из пасхальных открыток мы поместили на афише. На ней изображены Цесаревич Алексей в образе мальчика в матроске и Государыня Императрица в образе сестры милосердия, поздравляющие раненого в госпитале. Эта открытка известна коллекционерам и растиражирована в Интернете, но всё же считается редкостью. А моя открытка уникальна своей оборотной стороной. Там есть текст письма, в котором сестра милосердия одного царскосельского госпиталя передаривает эту открытку, сообщая, что получила её от Государыни Императрицы. На ней адрес и почтовый штемпель Царского Села. То есть сюжет открытки отражает не просто «образ», а реально происходившие события. Есть и другие открытки, уже чисто художественные. Например, с «пасхальным зайцем» автора Вибке - такой сюжет выбрал её издатель, Российский комитет помощи семьям убитых офицеров. Эта открытка, кстати, из тех обнаруженных в семейном архиве, с которых и начался мой интерес к дореволюционному быту.

- На выставке не только открытки?

- Собраны самые разные предметы того времени, связанные с Пасхой. От подарочного яйца до периодики с пасхальными поздравлениями: «Нива», «Огонёк», «Солнце России», «Петроградская газета», а также и менее известные, редкие - «Сборник русского чтения» и «Алтын». Я сам о них узнал впервые, разыскивая материал к выставке.

Мне интересна культура повседневности, которая передаёт дух времени. Очень хорошо она видна на фотографиях. Смотришь на фото унтер-офицера около землянки, на обороте подписано: «Фотографировался 10 апреля 1916 г. в первый день Пасхи», - и сразу представляется...

- ...как на фронте справляли Пасху?

- Были праздничные богослужения и простые солдатские радости. Воины в окопах получали подарки, писали домой письма с пасхальными поздравлениями. Пели и танцевали под гармошку на позициях - это видно на фотографиях. А на обложках газет и журналов появлялись пасхальные сюжеты: вот раненые, перемещённые в тыл, вместе с сёстрами милосердия и мирным населением идут к пасхальной заутрене, а вот жена посещает своего мужа на позиции. На других картинках Царь христосуется с солдатами. Много сюжетов про то, как народ собирает подарки, а потом вместе с куличами их раздают бойцам в окопах. Так всё реально и было - есть документальные фото, как священники освящают куличи непосредственно на позициях. Для сбора подарков проводились благотворительные акции «Красное яичко в окопы». Это отражено в фотографиях, помещённых в «Петербургской газете» за 1916 год. В них принимали участие разные социальные слои. В пасхальном выпуске «Огонька» за 1915 год есть рисунок «На позиции - Пасхальное яичко рабочих», то есть пролетариат тоже принимал в этом участие.


Слева: «Красное яичко в Галиции», журнал «Летопись войны», выпуск 31-й, 1915 г., автор С. Колесников

Для народа это был великий праздник, но, возможно, кто-то относился к нему просто как к традиции. И к войне тоже относились по-разному. Судя по рекламе в журналах и газетах, предлагавшей немало развлечений, может показаться, что войны никакой и вовсе нет, что это где-то далеко происходящие события, которые мало заботят общество. В сюжете журнала «Алтын» показан сбор пожертвований в Москве «На подарок солдату к Светлому празднику» - и мы видим развлекающуюся респектабельную самодовольную публику, устроившую в кабаре аукцион по продаже туфельки балерины Гельцер. Рядом с фронтовой хроникой часто соседствовала малоуместная политическая карикатура, в которой к тому же использовались пасхальная тематика, традиции и символы праздника. Всё это было рассчитано на буржуазную мещанскую среду, которая вскоре поддержала февральскую революцию.

Надо сказать, во время войны Пасху отметили всего три раза, а полноценно - вообще два. Последняя Пасха, 1917 года, была уже окрашена в революционные тона.

- Готовя эту выставку, вы сделали какие-то открытия для себя?

- Узнал много нового. А ещё был замечательный подарок судьбы, связанный с книгой «Казанский собор и война», попавшей в моё распоряжение. Она очень редкая, в фондах Российской национальной библиотеки имеется только один экземпляр. Книга рассказывает о благотворительной деятельности собора в период войны, когда его настоятелем был новомученик протоиерей Философ Орнатский. По его инициативе спустя три недели после начала войны был создан первый епархиальный лазарет для раненых, он же был инициатором сбора подарков на Рождество и Пасху, которые были отвезены донским казакам. На них пал выбор, так как именно они пожертвовали серебро для изготовления иконостаса в Казанском соборе во время Отечественной войны 1812 года. В книге приведены благодарственные письма казаков и несколько фотографий лазарета. На задней стороне обложки есть и объявление о следующем сборе: «На Красное яичко русским воинам-героям».

Занимаясь выставками, я познакомился с потомком священномученика Философа - Сергеем Михайловичем Доброумовым, у которого в семейном архиве хранятся уникальные снимки того времени. И вот у нас родилась идея переиздать книгу, включив туда фото из его и моего архивов. Также уместно будет включить стихотворение «У Казанской Божьей Матери», первую публикацию которого я обнаружил в одном из номеров «Нивы». Его во второй год войны написал известный русский поэт Сергей Городецкий, служивший военным корреспондентом на Кавказском фронте, а затем работавший санитаром в лагере для больных сыпным тифом. Тоже документ эпохи. Прежде Городецкий был символистом, воспевал языческую славянскую мифологию, но перед войной порвал с этим и обратился к крестьянской теме, патронировал Есенина, Клычкова, Клюева. Стихотворение его так заканчивается:

Мы воюем за спасение
Братьев - страждущих славян.
Мы свершим освобождение
Подъяремных русских стран.
С кем враждует Русь лучистая -
Враг и Сына Твоего.
Дай же, Дева, дай, Пречистая,
Нашей силе торжество!
У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд.
Жёны, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят.

Мы недооцениваем Вторую Отечественную войну, которая на фоне Великой Отечественной не была столь тотальной. Но война есть война - смерти, увечья, страдания. Что принципально различается, так это то общество, которое было в неё вовлечено. В начале ХХ века наша страна была другой. Увидеть её, надеюсь, и помогут наши выставки. С отцом Борисом Ершовым, настоятелем храма в посёлке Раздолье, надеемся устроить ещё несколько выставок, а в перспективе и духовно-просветительский центр.

Задавал вопросы М. ВЫГИН

http://www.rusvera.mrezha.ru/707/9.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Михайлович Кустов
Блокадные выставки
Историко-литературным музеем «Вася Тёркин» подготовлены две выставки к 75-летию полного снятия блокады Ленинграда
23.01.2019
Все статьи Вадим Михайлович Кустов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07