Московский Патриархат продолжает диалог с Европой

Представитель Церкви в ПАСЕ о работе с европейскими депутатами, консервативных ценностях и моратории на смертную казнь

0
533
Время на чтение 7 минут
Московский Патриархат продолжает диалог с Европой

Вполне возможно, что, кроме РПЦ, некому будет говорить Европе о российском консерватизме. Фото Reuters

Российская Федерация готовит решение по поводу своего членства в Парламентской ассамблее Совета Европы. Как известно, на сессии ПАСЕ 10 апреля делегацию нашей страны лишили права голоса из-за ситуации вокруг Крыма. Однако в Парламентской ассамблее есть представительство общественной организации, которую косвенно связывают с Москвой. Речь идет о Русской Православной Церкви. На вопросы ответственного редактора «НГР» Андрея МЕЛЬНИКОВА об особенностях работы в ПАСЕ отвечает представитель Московского Патриархата при Совете Европы в Страсбурге игумен Филипп (РЯБЫХ).

- Отец Филипп, в каком формате работает представительство РПЦ в ПАСЕ?

- Оно работает в формате института гражданского общества. Его вес определяется авторитетом Русской Церкви, имеющей многочисленных членов в различных европейских странах. На деле это означает, что церковное представительство при Совете Европы устанавливает и поддерживает диалог с депутатами - членами ПАСЕ из различных стран Европы, а также принимает участие в дискуссиях и мероприятиях, организованных депутатами ПАСЕ на полях основных сессий этой организации.

- В чем отличие от статуса представительства государства?

- Это отличие существенно. Не забывайте, что членами Совета Европы могут быть только государства. Только их представители принимают решения в этой организации. ПАСЕ - это один из органов Совета Европы, который существует для диалога законодателей со всей Европы. Представительство какой-либо религиозной или общественной организации может быть в данном случае лишь участником неформального диалога с членами ПАСЕ. Эта работа подобна взаимодействию организаций гражданского общества с депутатами на национальном уровне в демократическом обществе. Обычно неправительственные организации, вступая в диалог с парламентариями, стремятся донести до них свои проблемы, идеи или опыт. В Совете Европы действия нашего представительства схожи с работой классической неправительственной организации, вступающей в диалог с депутатами.

- Какие задачи перед вами стоят?

- Когда в 2004 году представительство в Страсбурге было создано, то Священный Синод нашей Церкви уполномочил его представлять позицию Московского Патриархата в Совете Европы. В своей программе деятельности мы не зависим от каких-либо внешних идеологических влияний, а основываем ее на православной духовной традиции. Для работы представительства очень важны два церковных документа - «Основы социальной концепции» 2000 года и «Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека» 2008 года. Большое значение для деятельности представительства также имеют заявления и другие документы руководства нашей Церкви по актуальным проблемам.

Могу назвать несколько основных направлений работы. Это отстаивание свободы на религиозные и нравственные убеждения. Еще большое направление - это защита прав религиозных общин на участие в общественной жизни в согласии с традициями и историей каждой конкретной страны. Отсюда вытекает необходимость уважения чувств верующих и религиозных символов в публичном пространстве. Например, после волны различных перформансов в христианских храмах некоторых европейских столиц ПАСЕ приняла резолюцию «Защита прав человека, касающихся религии и убеждений, и защита религиозных общин от насилия». В ходе разработки и обсуждения проекта этой резолюции наше представительство проводило встречи с депутатами и экспертами, включенными в работу над ней. Кроме того, оно приняло активное участие в семинаре «Защита религиозной свободы в Европе сегодня», который прошел в преддверии принятия вышеназванной резолюции в ПАСЕ.

- Вопрос о смертной казни входит в число приоритетных? Какова позиция РПЦ по этой проблеме? Некоторые политики в нашей стране считают, что мораторий на смертную казнь обусловлен сотрудничеством России с Европой, а не ее «цивилизационным кодом».

- Совет Европы придает большое значение вопросу о смертной казни. Но я бы не сказал, что он как-то особенно обсуждается на фоне других тем. Среди верующих людей есть разное отношение к этому наказанию. Очень авторитетным является отношение Достоевского, опиравшегося в своей позиции на православное мироощущение и определенный жизненный опыт. Официальную позицию нашей Церкви на этот счет можно найти в «Основах социальной концепции».

- Связывает ли Церковь вопрос о смертной казни с участием того или иного государства в работе европейских структур?

- Ни одна из религиозных организаций не участвует в решении вопроса о членстве той или иной страны в Совете Европы. Критерии и условия членства устанавливаются государствами - членами европейских институтов.

- Все ли депутаты выражают заинтересованность в диалоге с представителями РПЦ? Или есть парламентарии, игнорирующие делегатов РПЦ? Если есть, то из каких стран?

- Давайте будем реалистами. Все депутаты объективно не могут выражать заинтересованность в диалоге, так как некоторые из них придерживаются диаметрально противоположных христианству точек зрения. Это могут быть люди из разных делегаций, не исключая российской.

- Сталкивается ли представительство РПЦ в ПАСЕ с трудностями в последнее время?

- Каких-то новых трудностей не возникало за последнее время, кроме тех, которые регулярно испытывает, наверное, любая некоммерческая организация: дефицит кадров и финансовой поддержки. Мы не получаем государственного финансирования, а существуем на очень скромный бюджет.

Но есть еще одна устойчивая трудность. Совет Европы демонстрирует, с одной стороны, большую открытость к диалогу с традиционными религиозными общинами Европы. Так, в 2008 году Комитетом министров этой организации утверждена «Белая книга» по межкультурному диалогу. В этом документе декларируется необходимость развития религиозного измерения межкультурного диалога. Однако пока эти идеи остаются слаборазвитыми во многом потому, что некоторые страны придерживаются дискриминационных взглядов в отношении участия религиозных общин в дискуссиях об общественном развитии и основополагающих ценностях общественной жизни. На мой взгляд, именно это устаревшее убеждение мешает полноценному развитию открытого диалога Совета Европы с традиционными религиями нашего континента.

Это притом, что мы живем во французском регионе - Эльзасе, где успешно действует система конкордата, то есть активного взаимодействия государства и религиозных общин во имя общественного блага, которой нет в остальной Франции. Здесь в школах преподается религия, в больницах, армии и тюрьмах есть капелланы, а государство платит священникам зарплаты и содержит культовые сооружения традиционных для этой местности религий. По сути, это та система, к которой сегодня пришла Россия.

- Представительства каких религиозных организаций есть еще в ПАСЕ?

- В работе ПАСЕ могут участвовать только депутаты, а любые другие организации могут быть экспертами, советниками или соорганизаторами совместных с депутатами мероприятий и проектов. С членами ПАСЕ ведут диалог очень многие религиозные общины и неправительственные организации (НПО), основанные на религиозных убеждениях. Например, тут работают католические, протестантские, мусульманские и иудейские НПО. Только одна религиозная организация имеет официальный статус в Совете Европы - это Католическая Церковь, и то только потому, что она существует в виде государства Ватикан. Именно это позволяет ей обладать статусом постоянного наблюдателя при Совете Европы.

- Сотрудничает ли представительство РПЦ с представительствами других религиозных организаций?

- У представительства сложились очень тесные отношения с миссией Ватикана в Страсбурге, так как наши Церкви занимают общую позицию по многим общественно значимым вопросам. Более всего сегодня Церкви беспокоят новые подходы к человеческой природе, которые пробивают себе дорогу в Совете Европы и которые все меньше связываются с естественными законами, а все более основываются на фантазиях и желаниях. Прежде всего это касается отношения к началу человеческой жизни и ее концу. Эксперименты с человеческими эмбрионами, аборты, эвтаназия, а теперь еще в Бельгии эвтаназия и для несовершеннолетних, разрушают принцип священности жизни, может, даже больше, чем существование смертной казни.

Сегодня общество пускается в опасные эксперименты с половой идентичностью. Некоторые предлагают отказаться от восприятия пола как природной данности и перевести ее, в том числе законодательно, в область свободы выбора. Французское Министерство образования даже предлагало отказаться в воспитательном процессе от понятий «мальчик» и «девочка», чтобы не навязывать детям определенную половую идентичность. Еще один удар наносится по естественной семье. Правом заключать браки в некоторых европейских странах уже наделены люди одного пола. Постепенно их сторонники требуют изъятия понятий «мама» и «папа» и замены их на понятия «родитель 1» и «родитель 2». Следующий этап - это законодательное признание инцеста, браков с несовершеннолетними, возможно, с несколькими партнерами или животными одновременно.

Семейные узы также подвергаются эрозии с законодательным разрешением различных форм искусственного зачатия и рождения детей вне естественного союза мужчины и женщины. Активно вводится суррогатное материнство, и тем самым дети превращаются в товар. Некоторые либеральные силы добиваются разрешения смешанного родительства, когда в результате манипуляций с половыми клетками биологическими родителями могут оказаться трое или более человек. Искусственно «возвышаются» права ребенка в ущерб правам родителей, а арбитраж в отношениях «дети-родители» передается уполномоченным органам ювенальной юстиции, которые имеют право изымать детей из семей.

Еще следует сказать об исследованиях по улучшению человеческой природы. С новыми технологиями воскресает однажды уже запрещенная евгеника, то есть желание с помощью определенных манипуляций получить те или иные улучшенные биологические характеристики зачатого человека.

Идет, без преувеличения, фундаментальная переделка европейской цивилизации, ее принципов гуманизма не только христианского, но и светского, на основе которых строилась Европа в течение веков. Здесь, в Совете Европы, уже принято и принимается немало документов в этом направлении. Некоторые страны Европы становятся активными сторонниками подобных изменений.

- Насколько важно для РПЦ участие в работе европейских организаций?

- В этой работе есть смысл. Совет Европы все чаще рассматривает вопросы, напрямую затрагивающие условия жизни верующих людей, а также такие фундаментальные понятия, как «человек», «жизнь», «семья». Эти категории одновременно являются неотъемлемой частью любого религиозного послания. По моему мнению, демократическая процедура разработки и принятия таких решений должна обязательно предусматривать серьезную консультацию с религиозными организациями. Например, Страсбургский суд в свое время принял решение о запрете размещения распятий в государственных школах Италии, не спросив мнения самих итальянцев. Тогда это вызвало бурную реакцию всех христиан Европы. Затем благодаря позиции нескольких стран, в том числе и России, это решение было отменено. Недавно была принята резолюция ПАСЕ с призывами запретить в Европе обрезание детей по религиозным основаниям. Это вызвало резкую реакцию иудеев и мусульман. Мне кажется, что было бы проще провести консультации с религиозными организациями перед тем, как принимать решения по подобным вопросам. Тогда было бы больше согласия на нашем континенте.

http://www.ng.ru/ng_religii/2014-05-21/1_patriarhat.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Мельников
Церкви у края ойкумены
Противники Собора на Крите опасаются его превращения в инструмент модернизации православия
15.06.2016
Владимир Легойда: «Церковное управление в первую очередь помогает, а не контролирует»
Глава новой синодальной структуры разъясняет, кто и как в Московском патриархате будет вести диалог с обществом, СМИ и властью
21.01.2016
Патриархат распространяется на Кавказе
Махачкалинский епископ о возвращении русских в регион, духовно-туристическом кластере и христианском прошлом Страны гор
16.09.2015
Геноцид - это грех, который придется искупать
Экзарх патриарха Армянской церкви в Москве об исторических уроках трагедии своего народа
16.04.2015
Все статьи Андрей Мельников
Архимандрит Филипп (Рябых)
Все статьи Архимандрит Филипп (Рябых)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.11.2024 13:36
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:32
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2024 13:23
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 12:59
Силоамские башни не перестают падать
Новый комментарий от JG
21.11.2024 12:36