itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Боттичелли - рыцарь Богоматери

Александр Сергеевич Пушкин 
0
403
Время на чтение 9 минут

29 апреля 2014 года в ГМИИ имени Пушкина открылась выставка, приуроченная к году Италии в России. Пятьдесят восемь работ величайших живописцев эпохи Возрождения из собрания Академии Каррара в Бергамо. Целое столетие и десять художников, таких как Пизанелло, Перуджино, Карпаччо, Лоренцо Лотто и, конечно, Боттичелли. Выставка продлится до 27 июля.

Именно Боттичелли хочется вспоминать в апреле. Ведь это он написал «Весну» с такой нежностью и трепетом, будто сам был влюблен в нее. Он оживил миф, показав «Рождение Венеры» из пены морской. Он расписал Сикстинскую капеллу, был приближен к дому Медичи, дружил с Леонардо да Винчи. Он создал десятки портретов флорентийской элиты. Но еще больше написал икон, в которых воспел Пресвятую Богородицу.

Приобретение графа Строганова

«Мадонна Евхаристии» (ок.1470)

В зале итальянских мастеров в ГМИИ Пушкина в простенке между окнами висит небольшая икона. Если быть точной, то это две створки одного полиптиха. Так назывались переносные складные алтари, которыми часто пользовались миссионеры. Переносной алтарь, вероятно, был изготовлен для монастыря Сан Марко во Флоренции. Когда-то две створки располагались с двух сторон центрального алтарного образа, позже были объединены в одну композицию общей рамой. Уже в таком виде «Благовещение», а именно так принято называть эту работу, несмотря на то, что это не единая композиция, оказалось в России. Случилось это благодаря коллекционеру и президенту Императорской академии художеств графу Александру Строганову, который купил для себя несколько работ Боттичелли у одного флорентийского антиквара в 1862 году. Вплоть до 1922 года «Благовещение» находилось в Строгоновском дворце-музее, пока его не передали в собрание Эрмитажа, а шестью годами позже «Благовещение» поступило в коллекцию Государственного музея изобразительных искусств.

Пресвятая Богородица - покровительница Флоренции

Символ Флоренции - лилия. И хотя на гербе города этот цветок красный, сама лилия во все времена был олицетворением чистоты и непорочности. Именно лилию держит в руках благовествующий архангел Гавриил, стоя перед Девой Марией. Жители Флоренции были уверены, что если не прекрасная Венера (а этот миф был распространен среди флорентийцев в эпоху увлечения античностью), то сама Пресвятая Богородица является покровительницей «города цветов». Когда придет время Страшного суда, Богоматерь самолично вступится перед Царем Небесным за жителей Флоренции. А пока последние времена не настали, она защищает верующих от тягот жизни и невзгод. Нет ее нежнее, добрее и милосерднее. В «Божественной комедии» флорентиец Данте Аллегьери так говорил о Деве Марии:

«...А в дельном мире, смертных напояя,

Ты - упования живой родник.

Ты так властна, и мощь твоя такая,

Что было бы стремить без крыл полет -

Ждать милости, к тебе не прибегая.

Не только тем, кто просит, подает

Твоя забота помощь и спасенье,

Но просьбы исполняет наперед.

Ты - состраданье, ты - благоволенье,

Ты - всяческая щедрость, ты одна -

Всех совершенств душевных совмещенье!»

С неменьшей любовью отец Сандро Боттичелли рассказывал сыну о жизни Девы Марии. И мальчик тянулся к светлой радости, которая струилась из изображений Богоматери на многочисленных фресках и иконах флорентийских церквей.

Однажды он даже пообещал своим родным, что когда-нибудь, а он мечтает только об этом, напишет образ Пресвятой Девы, воспоет ее в красках.

Рыцарь Мадонны и «бочонок» Боттичелли

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи был сыном флорентийского дубильщика кожи. Мы знаем его как Боттичелли. И хотя «бочоночком» (именно так переводится это слово) был его старший брат Джованни, прозвище досталось младшему в семье и так за ним закрепилось. Возможно потому, что старший брат фактически воспитывал Сандро. Лет в четырнадцать родители, которые не знали куда деваться от пусть и болезненного, но чересчур любознательного и сумасбродного юноши, отдали его учеником в ювелирную мастерскую. Ведь в этом возрасте подросток становился полноправным гражданином и обязан был заниматься чем-то определенным. К тому же родители надеялись, что это может положить начало семейному бизнесу. Но как быстро Сандро усвоил уроки чтения, письма и счета, так же легко овладел премудростями золотых дел мастера. Справедливости ради скажем, что был он медлителен и вместо исполнения поручений мастера часами любовался алтарями местных церквей. Поэтому крестный (а именно в его ювелирную мастерскую поступил юноша) рекомендовал отцу Сандро поискать парню другое дело. Тем более сам Сандро уже понял, что хочет стать живописцем, только и говорит, что его мечта - написать Мадонну.

Ювелиры тесно сотрудничали с художниками. Не удивительно, что вскоре талантливого рисовальщика принял в свою мастерскую художник фра Филиппо Липпи. Высоко оценив способности ученика, видя, как быстро он достиг совершенства в рисовании, понимая, что Сандро действительно одарен, фра Филиппо рано стал поручать ему серьезные заказы. Даже заказчики редко могли отличить работу ученика от мастера. Тогда-то Сандро с большой любовь и благоговеянием начал писать своих Мадонн под вуалью. Несколько лет спустя Сандро уже учился у Леонардо дель Верроккьо, живописца, скульптора, ювелира. И тоже много создавал икон с образами Богоматери. Однажды отец даже упрекнул сына, что в своем рвении он напоминает рыцаря, который дал обет пожизненного служения Деве Марии.

Когда Сандро едва исполнилось двадцать четыре года (в 1469 году) он начал работать в отцовском доме на улице Санта Мария Новелла на виа Нуова в собственной мастерской. Вскоре он вступил в гильдию Святого Луки, что дало ему возможность вести дела уже самостоятельно и иметь учеников, получать заказы на фрески, картины на дереве, книжные иллюстрации, рисунки на штандартах. Художники редко выбирали тему для своих работ. Обычно работали на заказ. Подмастерья брались за росписи мебели: спинок кресел и сундуков. Мастера - за более значительные заказы. Сандро Боттичелли был человеком не особенно амбициозным, не гнушался ни первого, ни второго.

Очень быстро мастерская Боттичелли начала пользоваться популярностью среди жителей Флоренции. Но не только потому, что он брал ничтожно малую цену за свой труд. Флоренция была городом искусств. Искусство наряду с политикой, было настоящей страстью флорентийцев. Самый последний ремесленник разбирался в архитектуре, живописи и скульптуре и на досуге мог много и долго рассуждать об этом.

От своих учителей Сандро воспринял не только знания, которые требовались для создания исторических картин и досок на библейские сюжеты, но и мастерство, позволявшее ему писать совершенных Мадонн.

Он легко применял на практике приемы ювелира и скульптора. Будто гравировал контуры своих фигур, уделял внимание изяществу линий, свету, движению. Как проповедовали его учителя фра Филиппо и Верроккьо, не боялся экспериментировать, давал волю воображению, но совершенство пропорций понимал по-своему. Вообще, Боттичелли не был философом, он был живописцем-ремесленником. И считал, что предназначение искусства состоит в создании прекрасного, того, что поможет человеку в его общении с Богом.

«Мадонна с младенцем и двумя ангелами», «Мадонна в розарии» (1470) были первыми самостоятельными работами художника. «Мученичество святого Себастьяна», прославившее его, было написано по заказу горожан в 1474 году. Осенью от города только отступила «черная смерть», выкосившая целые деревни вокруг Флоренции. Горожане заказывали художникам изображения святых, способных отвратить страшную гибель. Образ святого Себастьяна был установлен в церкви Санта Марии Маджоори, и в городе только и говорили, что о Боттичелли. Не меньше Боттичелли писал портретов, которые как раз вошли в моду, «тондо» - картины круглой формы. Единственное, что беспокоило художника, что заказчики требовали точно воспроизводить действительность и не позволяли фантазировать.

Боттичелли очень рано познакомился с правящим домом Медичи, был представлен ко двору флорентийской элиты и впоследствии создал немало произведений по их заказам, в том числе для украшения виллы в Кастелло. После блестяще выполненного в 1475 году заказа для флорентийского богача Гаспаре дель Ламы, Сандро стал известен за пределами Флоренции. В заказанной картине «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Мария Новелла он не только изобразил евангельских персонажей, но также семейство Медичи и свой автопортрет. Молва о гениальном художнике и протекция Медичи принесла Ботиччелли новый заказ. В 1481 году папа Сикст IV пригласил художника руководить работами по росписи только что построенной папской часовни (Сикстинской капеллы). Здесь он работал вместе с Перуджино, Пинтуриччино, Гирландайо. Написал «Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея, Дафана и Абирона», «Исцеление прокажённого».

Благая весть для больницы

«Благовещение» (1489) Самое большое «Благовещение» кисти Ботиччелли было создано в 1481 году. Огромная фреска, достигающая в длину 55 метров, написана художником по случаю окончившейся в городе чумы. Надо сказать, что чума не раз посещала Флоренцию, унося десятки тысяч жизней. Сотнями заболевшие чумой поступали в госпиталь Сан Мартино делла Скала, который находился недалеко от дома Сандро Боттичелли. Когда эпидемия благополучно завершилась, благодарные Богу флорентийцы заказали художнику изобразить «Благовещение» на одной из стен больницы.

Свое «Благовещение» Боттичелли писал тогда же, когда по заказу дома Медичи создавал «Весну», поэтому он так много придавал здесь внимания деталям и символам, грациозности линий и изгибов, которые создали неповторимую атмосферу света и музыки.

Его работа экспрессивна. В ней много света и движения. Движения в развевающихся волосах архангела Гавриила, в кроткой позе Богоматери, которая стоит полузакрыв глаза, в лучах света, которые насквозь пронизывают пространство. А в дуновении ветра будто слышно, как Ангел говорит: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.» (Лк 1:30-33)

Очень скоро больница Сан Мартино стала монастырем. В 1624 году фреску решили перенести в атриум церкви. Тогда-то она и получила серьезные повреждения. Может быть поэтому, а может быть потому, что кто-то счел ее старомодной, фреску закрасили в 1700 году. Обнаружили и восстановили ее только в 1920 году, когда работа Боттичелли поступила в галерею Уффици.

Конец династии Боттичелли

"Весна" (1482)

Вслед за популярностью пришла безвестность. Не малую роль здесь сыграли политические события, смерть Лоренцо Великолепного, изгнание из Флоренции семьи Медичи, популярность ревнителя веры Савонаролы и упадок интереса к искусству. В 1497 году на площади Синьории Савонарола приказал сложить огромный костер и публично сжег колоссальное количество книг, картин, музыкальных инструментов, женских туалетов и ювелирных украшений, которые по мнению францисканского аскета и религиозного фанатика символизировали грех. Сложно сказать, эти ли события подорвали хрупкое здоровье пятидесятилетнего живописца, для которого живопись была жизнью и выражением самого себя. Ведь он всегда и много заботился о тех, кто занимался искусством. Возможно, наступившие мрачные времена повергли художника в уныние. К тому же при всех талантах и связях у Боттичелли напрочь отсутствовала торгашеская жилка. Он не умел себя продавать. Одним словом, утратив популярность, жил он в бедности. Болезнь скрутила его, и Сандро Боттичелли едва мог разогнуть спину, редко выходил из дома, а если и выходил, то с двумя костылями. Идеи Савонаролы завладели умом Боттичелли, он примкнул к тем, кого называли «плаксы», и в творчестве его наступил период какого-то разлада с самим собой. Его краски стали скромнее и строже, композиции лаконичнее, детали все более редки. Все это проявилось в «Мистическом рождении» - картине, которую он написал в конце жизни. Но так любимые им удлиненные пропорции тела, исполненные грации движения, легкость и невесомость фигур так и остались фирменным знаком художника.

«Мистическое Рождество» (1500)

Боттичелли никогда не имел семьи. Он умер от тяжелой болезни в бедности в 1510 году. Его быстро забыли современники и не узнали бы потомки, если не Братство прерафаэлитов.

«Весна», «Рождение Венеры» - небольшие работы, созданные для частного пространства, находились в собственности семьи Медичи. Когда в 1737 году, не оставив наследника, умер последний Медичи - великий герцог Тосканский Джан Гастоне Медичи - его несметные богатства, включая коллекцию изобразительного искусства, перешли родной сестре. Она, возможно не без выгоды для себя, признала Лотарингскую династию, которая после ее кончины унаследовала все коллекции дома Медичи. Вплоть до 1859 года (исчезновение великого герцогства Тосканского) мало кто знал о тех шедеврах, которые принадлежали Медичи. И лишь поступив в ведение государства, оказавшись в залах Уффицци, картины художников Возрождения из коллекции флорентийской династии стали доступны публике.

Английские «революционеры» кисти и холста - прерафаэлиты - возвратили миру Сандро Боттичелли. Впервые они заговорили о нем, подражали ему, преклонялись перед его творениями. Прерафаэлиты увидели в Боттичелли, двигавшегося в своем творчестве вопреки течению, реформатора, перевернувшего в эпоху Возрождения представление об истинной вере и настоящей красоте. Правда, случилось это лишь спустя четыреста лет после кончины художника, обессмертившего свое имя «Весной».

Иллюстрации ru.wikipedia.org

Автор: РОЩЕНЯ Дарья

http://www.foma.ru/bottichelli-ryiczar-bogomateri.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дарья Рощеня
Стояние Марии Египетской
Как преодолеть "грешной жизни пустоту"?
25.03.2015
Имя Акакий
Герой повести "Шинель" и православные святые
12.12.2014
Имя Анна: единожды княгиня, но дважды святая
15 октября Русская Православная Церковь вспоминает Анну Кашинскую - благоверную княгиню, которую дважды объявляли святой
15.10.2014
Русский хор, которого не слышала Россия
Почему венские аристократы ломали стулья на концертах?
23.09.2014
Значение имени Борис
Креститель Болгарии и первые русские святые
14.05.2014
Все статьи Дарья Рощеня
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04