Наконец такое издание появилось: вышла в свет книга «Ямбургский Екатерининский собор зодчего Антонио Ринальди». Ее автор - кингисеппский искусствовед Андрей Белобородов. Текст книги содержит более 600 ссылок, что делает проделанную автором работу совершенно «прозрачной» для читателей и последующих исследователей. В научный оборот вводятся вновь выявленные архивные материалы екатерининского времени.
Как отмечает автор, ему удалось обнаружить и опубликовать уникальные документы советского периода из рассекреченных архивных фондов. Среди них - свидетельства по притеснению прихожан Екатерининского собора в эпоху воинствующего атеизма и секретная переписка по закрытию храма.
На основе собранных архивных документов автор оспаривает и некоторые укоренившиеся легенды и утверждения, ставшие за многие годы непререкаемой истиной. К примеру, развенчан миф о том, что в соборе стоял гроб с телом Кутузова в ночь с 20 на 21 мая 1813 года. Его действительно занесли в храм, отслужили краткую литию, затем панихиду, но после их завершения траурный кортеж выдвинулся в село Ополье. Именно там в Крестовоздвиженской церкви и стоял ночью гроб с телом Кутузова...
На страницах книги можно найти подробности драматической истории битвы за спасение собора, после войны долгое время остававшегося в руинах. У планов по восстановлению уникального памятника церковной старины были и влиятельные противники. Председатель Кингисеппского райисполкома Василий Смирнов предлагал снести руины, а битым кирпичом засыпать расположенную рядом низину.
23 января 1960 года городской исполком приказал «ускорить решение вопроса о сносе или реставрации разрушенного собора в г. Кингисеппе». Через месяц судьба Екатерининского собора обсуждалась уже на заседании исполкома райсовета, который постановил: «Рассмотрев ходатайство исполкома городского Совета депутатов трудящихся о сносе разрушенного собора в г. Кингисеппе, который не представляет ценности для государства, исполком райсовета решает: просить исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся разрешить снести разрушенный собор или переоборудовать его под здание народного историко-краеведческого музея».
Из двух вариантов местные власти склонялись к первому. Ряды общественников, не согласных со сносом собора, возглавил краевед фронтовик Дмитрий Смольский. Несмотря на давление со стороны райкома партии, он собрал 80 подписей под письмом в защиту собора и отправил его министру культуры СССР Н. А. Михайлову. «Кто вам разрешил писать?» - гневно обрушились на Смольского в райкоме партии. Тем временем в Москве запретили разрушать собор, но, пока не пришел ответ, Смольский с товарищами сторожил уже подготовленные к взрыву руины храма.
Так собор был спасен. 25 марта 1960 года Леноблисполком вынес предписание, в котором собор признавался памятником; производить в нем какие-либо переделки, а тем более сносить категорически запрещалось.
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10307042@SV_Articles