Каково быть «зайцем»?

0
210
Время на чтение 6 минут
    

Бывают неправильные проступки крупные и мелкие. Однако оказывается, что и за мелкие тоже приходится отвечать.

Мелочь, а неприятно...

Мы приходим на исповедь и каемся в наших больших грехах: мы гневались, обижали других, желали кому-то смерти, желали смерти себе, обижались, клеветали. Каемся и в мелких: раздражались, ворчали на близких, ссорились из-за мелочей. Но есть такие незначительные поступки, о которых никто не вспоминает.

Например, проехали «зайцем» в транспорте. Или «зачитали» чью-то книгу. Хозяин о ней и не вспоминает, она не нужна ему. А нам нужна, мы к ней привязались, она прижилась на нашей книжной полке, и мы ее постоянно перечитываем.

Или получили на десять рублей больше сдачи и поленились вернуться в магазин отдать: это же мелочь, никто до десятки выручку не считает.

Или нашли чужую вещь и не стали искать хозяина, оставили вещь себе.

Все эти поступки не отягощают нашу совесть, они легки для нее. В наши представления о грехе мы часто вкладываем не только то чувство тяжести, угнетенности совершенным, которое приводит нас на исповедь, но и то, что мы привыкли считать «плохим поведением» с детства, то поведение, которое осуждается обществом, не обязательно с точки зрения христианства. Мы быстрее раскаиваемся, когда наше прегрешение сопровождалось «неблаговидным» поведением: мы громко кричали в гневе, мы кого-то ударили, мы не сдержались и ответили злым словом на чьи-то слова, показавшиеся нам обидными. Еще с грехом мы связываем «страсти», сильные чувства, которые толкают нас на грех, или те чувства (ненависть, злоба) испытывать которые грешно само по себе. Иногда грех в нашем представлении - это некие бури внешние или внутренние, которые сотрясают нашу личность, и которые мы не сумели обуздать своей волей, и совершая грех, мы «не владеем собой».

Совершая же не совсем честные, но незначительные, несерьезные поступки, которые и урона-то никому не наносят, мы остаемся, как нам кажется, при полном самообладании, никакой бури страстей не испытываем и ведем себя вполне корректно, не нарушая никаких законов приличия. Поэтому они часто остаются незамеченными нашей совестью. Между тем свой вред они нам наносят. Какой?

Следим за своей совестью

Вот я еду в автобусе, не заплатив. Возможно, я не помню об этом, и тогда я еду спокойно.

Но если помню, то я не спокоен, какая-то часть моей души напряжена, я беспокоюсь, строю планы на случай появления контролера. Ко всем волнениям, которые причиняют мне мирские заботы, я добавляю еще одно. Я выхожу из того состояния душевного покоя, находясь в котором христианин может соотносить свою жизнь с Богом. «Не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, - говорит Христос, - потому что всего этого ищут люди мира сего» (Лк. 12, 29). Чтобы апостолы могли постоянно находится вблизи Бога, Христос наставляет их не беспокоится даже по поводу самого насущного. Неужели я готов отдалиться от Бога ради беспокойства о возможной проверке билетов?

Это же касается и других «мелких» проступков. Когда мы обманываем по мелочам, наша душа так же точно погружается в состояние обмана, как и тогда, когда мы обманываем «крупно». Не важно сколько времени я буду чувствовать себя обманщиком:

  • пятнадцать минут бесплатной поездки в транспорте,
  • пять минут, пока я в том же транспорте делаю вид, что дремлю и не замечаю стоящую рядом с моим сиденьем старушку,
  • все те годы, что мне будет принадлежать нечестно оставленная себе книга, другая вещь.

Все это время моя совесть остается не до конца чистой. Разрешая себе совершать мелкие обманы, мы привыкаем, что наша совесть не всегда чиста. Мы приучаемся жить с нечистой совестью и мириться с этим.

Мы подрываем чужое доверие к людям. Человек, у которого мы «зачитали» книгу, возможно, не помнит, кто ему ее не вернул. Но если он если он до этого полагал, что каждый человек способен на кражу и «все они таковы», то это мнение укрепляется в нем.

Наше собственное отношение к людям тоже страдает. Нельзя обмануть живого, близкого нам человека, глядя ему в глаза. Обманывают функцию, роль, которую человек играет в нашей жизни: «учителя», «полицейского», «родителя», «жену». Люди перестают для нас быть живыми людьми, они сливаются для нас со своими ролями, и мы уже живем не среди людей, а в некоем бесчеловечном «обществе», где от каждого можно ждать чего угодно, и где нам в случае беды не помогут: к «полицейскому» за помощью не обратишься, обратишься к человеку. «Говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4, 25), - призывает апостол Павел христианскую общину Ефеса, объясняя, что только так они останутся друг для друга близкими живыми людьми.

Мы ослабляем нашу волю и поощряем лень. Мы часто удивляемся тому, что поступили не так, как собирались, а так, как получилось. Наши поступки часто расходятся с нашими намерениями. Собирались поработать, а упустили время зря, настраивали себя не раздражаться, а взорвались так, что сами не ожидали от себя. Часто это происходит из-за того, что мы не привыкли отдавать себе полного отчета в том, что на самом деле совершаем, на что способны, плохо знаем себя и позволяем своей воле бездействовать в тех ситуациях, которые нам кажутся незначительными. Мы не принуждаем себя сделать хорошо, а не плохо, например, ленимся вернуться в магазин, чтобы отдать лишнюю сдачу. Поэтому лень мешает нам и в более серьезных ситуациях.

Душа обязана трудиться

    

Наша совесть привыкает помалкивать. Отключая время от времени совесть в «не заслуживающих внимания» случаях, мы можем ожидать, что она отключится и в другой, более серьезной ситуации. Мы привыкаем ориентироваться не на совесть, а на то, как все выглядит со стороны. Кто осмелиться подойти и сказать человеку, прикорнувшему в метро: «Ты на самом деле не спишь, встань, уступи место пожилому человеку»? Никто. Никто не докажет, что я не спал.  

Так никто не докажет, что Давид послал Урию в самое опасное место военных действий специально. Урия военачальник, воевать - это его работа. А что у него жена красивая, так многие военачальники женаты, и жены их хороши, что же царь никого из них теперь и на фронт послать не может?

«Тренируясь» на мелочах, мы настолько привыкаем отмахиваться от знания об истинной причине своих поступков, что сами начинаем верить в те причины, которые показываем другим, верим в свою чистоту и незапятнанность, и считаем, что наша вина не существует, пока не доказана, забывая, что для совести нет презумпции невиновности.

Честно или нечестно мы поступаем видят также наши дети. Обманывая понемногу, мы должны быть готовы к тому, что наш ребенок скажет нам сначала не всю правду, потом к этой части правды прибавиться еще и ложь, потом ее будет становиться все больше, а затем он станет врать нам и не только нам, а мы будем удивляться: «Откуда? Как? Кто научил?»

Получается, что взяв на себя обязанности христианина перед Богом и перед своей душой, мы должны нести их всегда? И не можем «отдохнуть» на мелочах, не можем время от времени отнестись к жизни легкомысленно? Получается, что «не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга» (Лев. 19, 11), - это что, каждый день и в любой ситуации? Получается, что так...

У христианина нет перерыва на обед, нет отпуска, нет «заслуженного отдыха». И не существует мелочей, не заслуживающих внимания его совести.  

Как быть «зайцу»

Так что же делать, если мы все-таки совершили мелкие проступки?

Допустим, мы вышли из дома, сели в автобус и обнаружили, что в кармане нет ни копейки, забыли дома кошелек. А ехать нужно, очень нужно. Кондуктор прошел мимо. И хорошо?

Если вам становится не по себе, то можно аккуратно подойти к кондуктору и попросить у него разрешение проехать бесплатно, договорившись вернуть деньги за проезд в следующее дежурство кондуктора.

Конечно, не факт, что наша просьба будет принята с любовью. Может случиться, что кондуктор не оценит наших извинений, откажет в просьбе. Но будем надеяться на его человеческую доброту и сострадание. А также не забудем рассказать о том, что произошло, на исповеди. Ведь даже такие мелочи - очень важны!

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/print69677.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Родион Чепалов
Все статьи Родион Чепалов
Последние комментарии
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.12.2024 02:20
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21