Сегодня
многие - и внешние, и сами христиане - видят в Церкви «человеческое,
слишком человеческое». Мелкие страстишки и амбиции, которыми больнó
человечество, заслоняют главную реальность - всегда, во все времена
Церковь остаётся телом Христовым, и Христос любит её и пребудет в ней
до скончания века.
Тот, кому кажется, что в Церкви наши времена хуже прежних, может,
просто плохо помнит историю. Предлагаем освежить в памяти один
из её эпизодов, вспомнить, для примера, из какого сора воссиял
драгоценный бриллиант святости великого вселенского учителя и святителя
Иоанна Златоуста.
В 397 году скончался Константинопольский архиепископ Нектарий. С уходом патриарха внутри правящей элиты Византийской империи развернулась борьба: каждому хотелось продвинуть на вакантное место своего кандидата. В результате победила партия во главе с евнухом Евтропием - препозитом (хранителем) спальни императора. На тот момент его влияние на слабовольного императора Аркадия было громадным...
Византийская империя оставалась самой влиятельной державой тогдашнего мира. Пребывание Евтропия на вершине её политического олимпа было подобно цветению папоротника - едва уловимый миг в бесконечной череде событий политической истории. Однако цветение это не было бесплодным. Именно трудами этого всесильного временщика вселенной было открыто такое сокровище, как святитель Иоанн Златоуст (греч. Χρυσόστομος, букв. «золотоустый»).
26 февраля 398 года в сердце Византийской империи, патриаршем храме Святой Софии в Константинополе, царила необыкновенно торжественная обстановка. Множество архиереев собрались здесь для участия в возведении на кафедру нового архиепископа столицы - антиохийца Иоанна Хризостома.
Однако внимание присутствующих было приковано к ещё одной персоне - влиятельному Александрийскому патриарху Феофилу. Недоброжелатели называли его «фараоном». На лице владыки Египта можно было легко прочесть разочарование происходящим. Константинополь был лакомым куском, и Феофил очень болезненно переживал провал своего кандидата. Он так и не смог смириться с поражением и, вернувшись в Александрию, стал старательно собирать компромат на только что поставленного на кафедру Константинопольского архиепископа.
Первые пять с половиной лет служения Златоуста прошли под знаком бескомпромиссной борьбы с пороками жителей столицы. Он повёл решительную борьбу со стяжательством, распущенностью, невниманием зажиточных горожан к бедам простого люда. Среди знати, чьи пороки святитель подвергал беспощадной критике, желание поскорее избавиться от дерзкого епископа усиливалось с каждой произнесённой им проповедью.
Хлёсткое слово талантливого антиохийца не обходило стороной и первых лиц государства. Поводом для критики двора стал случай с виноградником вдовы сенатора. Императрица Евдоксия присвоила его себе, оставив, таким образом, без средств к существованию детей почившего сенатора вместе с его супругой. Иоанн пытался вразумить Евдоксию лично, но она не прислушалась к его настойчивым просьбам изменить своё решение и попросила навязчивого архиепископа освободить покои.
На следующее утро Евдоксии не было в храме. Но узнав подробности сказанной Златоустом проповеди, где речь шла о библейской Иезавели, несправедливо завладевшей виноградником Навуфея, царица вскипела и стала искать возможность наказать бесстрашного пастыря.
Императрица Евдоксия обладала властным характером, в отличие от императора Аркадия. Потому можно понять, насколько ценным было для подданных заслужить расположение её величества. Пребывая в конфликте с Хризостомом, всемогущая авгу́ста стала потенциальной союзницей Феофила. Последний немедленно воспользовался сложившейся ситуацией и начал действовать.
Славный древний город Антиохия - современная Антакья на территории Турции. Антиохия прочно вошла в историю Церкви как место, где впервые последователи учения Иисуса Христа стали называть себя христианами. В 398 году у жителей Антиохии появился ещё один повод порадоваться за свой город. С этого времени на всю империю стало греметь имя их земляка - Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста. Будущий епископ был выходцем из богатой семьи. Отца он помнил только по рассказам матери, которая, овдовев в молодости, приняла решение не искать счастья в новом браке, а посвятить всё своё время сыну. После её смерти Иоанн ушёл к отшельникам в горы, где провёл два года в монашеском затворе. Но резко ухудшившееся здоровье заставило подвижника вернуться в город и служить Богу в окружении людей.
К 385 году, когда незаурядный проповеднический талант Иоанна получил признание антиохийцев, Феофил уже занимал одну из крупнейших кафедр христианского мира - был Александрийским патриархом. За последующие тринадцать лет, до того, как Златоуст принял кафедру в Константинополе, Феофил успел подчинить своему влиянию епископов Египта и Ливии. Прочно обосновавшись в африканских провинциях империи, архиепископ теперь распространял свои завоевательные планы на весь христианский Восток. Александрийский владыка успел подчинить своему влиянию также и местную светскую власть. Префекты Египта не могли не учитывать наличие у патриарха влиятельных друзей при дворе, а многие были лично обязаны Феофилу своим назначением.
В столицу он приехал побеждать. Первые шаги повелителя римской Африки по земле града Константина были встречены восторженным ликованием толпы египетских матросов, находившихся в этот момент в порту в большом количестве. Чувствуя себя хозяином положения, Феофил направился на север Малой Азии, в город Халкидон, в поместье с необычным названием «Под Дубом» - туда, где для плетения сетей Златоусту были созданы самые благоприятные условия.
Тридцать шесть епископов против сорока. Сторонники Александрийского папы, явившиеся на судилище над Хризостомом, оказались в меньшинстве. Однако это обстоятельство не смутило собравшихся. После того, как Иоанн Златоуст отказался принять участие в заседаниях «Под Дубом», он был низложен заочно.
Светская власть получила зелёный свет для реализации своих планов, и Евдоксия не заставила себя долго ждать. Вскоре последовал вердикт - выслать дерзкого архиепископа за пределы столицы. «Фараон» ликовал, но уже к вечеру его настроение было испорчено громкими призывами возмущённого плебса: «Утопить Феофила в Боспоре!» Александрийский папа решил не испытывать судьбу и тайно удалился из столицы.
После того, как Иоанн оставил кафедру, в Константинополе произошло сильное землетрясение. Тогда же у императрицы случился выкидыш. Евдоксия опомнилась и приказала немедленно вернуть изгнанника. Однако не прошло и трёх месяцев, как между нею и архиепископом Иоанном разразился новый громкий конфликт. На этот раз причиной послужило желание Евдоксии поставить статую самой себе в центре столицы, недалеко от главного собора империи - Святой Софии. Златоуст отреагировал гневной проповедью, осуждающей идолопоклонство. Затухший было конфликт вспыхнул с новой силой. Хризостом отправился в ссылку во второй раз. Теперь его путь лежал в неприметный армянский городок Кукуз, где святителю суждено было провести больше двух лет.
Тем временем Константинопольскую кафедру занял бесхарактерный Арзакий - и Александрийский папа, наконец, стал доминировать на всём христианском Востоке. Сменивший вскоре Арзакия архиепископ Аттик также был противником Златоуста, а значит, союзником Феофила. После того, как Римский папа Иннокентий признал решения собора «Под Дубом» незаконными, отношения столиц двух половин Римской империи стали резко ухудшаться. Резкие выпады императора Гонория, осуждающие репрессии по отношению к Хризостому, вызвали у Аркадия протест, и он сослал Иоанна ещё дальше - в Питиунт (современная Абхазия).
Трудности перехода оказались невыносимыми для Златоуста. Святой страдалец скончался в 407 году в городе Команы. Среди немногих, кто положительно отреагировал на этот факт, был и Феофил. Через пять лет, в 412 году, пришёл и его черёд - он отошёл в мир иной, так и не раскаявшись в гонениях на учителя Вселенной.
Как говорят, великое видится на расстоянии, и для нас спустя столько веков Златоуст - один из самых дорогих и удивительных святых нашей Церкви. Но и в те далёкие времена, когда ещё живы были современники Иоанна и Феофила, совсем немного потребовалось времени, чтобы поставить точку в этом противостоянии. Достаточно было подождать всего лишь четверть века - в 438 году состоялось прославление Иоанна Златоуста в лике святых. Так мало времени понадобилось, чтобы осыпалась шелуха политических интриг и человеческого несовершенства. Так быстро стало очевидным для всей Церкви и для истории истинное значение святителя Иоанна.