Настоятель монастыря преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке, известный проповедник и миссионер схиархимандрит Иоаким (Парр) - о духовных болезнях нашего времени, служении христианина, подлинной красоте и радости.
«Если по-настоящему любишь - это всегда о другом, а не о тебе»
Схиархимандрит Иоаким (Парр)
- Отец Иоаким, свои беседы с людьми в церкви и лекции вы начинаете с темы любви. Почему столько внимания вы уделяете проблеме любви и взаимоотношений с ближними в жизни человека?
- Суть человеческих взаимоотношений - настоящих взаимоотношений! - Священное Писание объясняет нам очень просто: «Вы можете делать что угодно: выполнять любую прекрасную работу, заботиться о страждущих и болящих, воскресать мертвых, ходить по воде, двигать горы, но если не имеете любви - вы ничто!» Потому что в этом и есть смысл жизни - наши отношения с людьми, единение с ними, связь с ближними. Но поскольку истинных взаимоотношений не может быть без любви, в первую очередь мы должны заботиться об окружающих нас людях. Заботиться больше, чем о себе самих. Поэтому любовь требует, чтобы мы вышли за рамки своего «я», своего эгоизма, чтобы мы отдавали, а не брали - любили других, а не себя.
Любовь - единственный истинный человеческий акт, это свобода от изоляции. Всё, что мы совершаем, будучи человеческими существами, имеет отношение к любви - любви к себе, к Богу или ближним. Любовь к себе деструктивна, она изолирует человека от мира и окружающих его людей, превращает в индивидуалиста: человек замыкается в собственном мирке, постоянно тревожится, волнуется, переживает по поводу и без. Любовь к Богу или ближнему заставляет человека отринуть себя и свои потребности, человек больше хочет дарить, чем получать.
Причина, по которой я постоянно говорю о любви, в том, что о любви говорил Христос. В самом начале в Евангелии сказано: «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного». Единственная причина пребывания Христа на земле - любовь. И приходил Он для того, чтобы научить нас любви. Люди часто говорят: «Я должен любить себя, должен заботиться о том и об этом», - на что я отвечаю: «В четырех Евангелиях, что оставлены нам в качестве руководства ко спасению, нет ни одного места, где бы говорилось о любви к себе - ни в одном из четырех Евангелий вы не найдете такой заповеди». Единственная заповедь, которую оставил нам Христос, - заповедь о любви друг к другу. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Слышите, ни слова о любви к себе! Более того, Бог говорит, что мы должны возлюбить своих врагов! Весь смысл послания Христа - в любви. Поэтому невозможно говорить о Христе или о Церкви, даже о человеке, не затрагивая тему любви. Вот почему я постоянно, везде и всюду говорю о любви.
- Вы акцентируете внимание на том, что люди не умеют любить. И подчеркиваете, что на самом деле мы даже не понимаем, что это такое - истинная любовь.
- До грехопадения Адам и Ева жили в полном осознании Бога и Его присутствия в их жизни, находились в постоянном общении с Ним. Когда же первые люди стали думать о себе, превратили прежнее сознательное понимание Бога, любовь к Нему и отношения с Ним в то, что называется «а как же я?», - они согрешили, стали гордыми и непослушными. Именно из-за грехопадения осознание постоянного Божиего присутствия и связь с Богом были потеряны для человека. Поэтому мы больше не находимся в постоянном богообщении. Теперь, чтобы быть с Богом, мы должны это выстрадать. Требуются огромный труд и работа над собой на протяжении всей жизни, чтобы вернуть то состояние, которое было в раю до грехопадения.
Адам и Ева пали потому, что вместо Бога поставили в центр себя и свое «я». Поэтому с тех пор люди зациклены на себе, думают только о собственных нуждах. И так как всё теперь вращается вокруг нас самих, любые взаимоотношения представляют трудность. Мы говорим так: «Я люблю тебя, а ТЫ любишь МЕНЯ? ТЫ обещал, но не выполнил своего обещания! ТЫ не сделал то-то и то-то!» Мы всё время ставим в центр себя и говорим о собственной персоне, даже не замечая этого! Поэтому мы должны учиться любить.
Любовь присутствует там, где есть забота о другом, а не о себе. Если любишь, в центре стоит другой человек, а не ты. Если же наоборот, то это эгоистичная любовь к себе. Если вы говорите: «Я люблю всех в этой комнате, кроме одного человека», - другими словами, один из этих людей вам не нравится - любите ли вы? Конечно, нет - вы не любите никого. Единственный, кого вы любите, - это вы сами. Если вы любите человека только при условии, что он к вам хорошо относится - то есть в соответствии с тем, как вы судите о нем, - то это тоже любовь к себе. Мы должны следовать заповеди и подражать Христу - любить всех людей без исключения. Никаких различий! Любить не за внешность или заслуги, не из-за выгоды или потому, что кто-то обещал что-то сделать для нас, - нужно любить человека таким, какой он есть. Кто мы есть? Кто вы? Кто я? Мы чада Божии, и Он любит нас одинаково, не делая между нами различий. Если я говорю, что не люблю какого-то определенного человека, то я и любого другого тоже не люблю, хоть и утверждаю обратное.
Поэтому любовь - это всегда Бог. Без Бога любви нет. Вы не можете утверждать, что любите своего мужа или жену, но при этом не любите Бога. Увы, вы не любите и супруга тоже, а любите только себя и понятия не имеете, кто есть ваш муж или жена. Вы даже не знаете, кто вы есть на самом деле. Необходимо помочь людям прийти к осознанию, что подлинные взаимоотношения - это любовь к Богу и ближнему.
- На ваш взгляд, что является основной проблемой в духовной жизни в наши дни?
- Эгоизм, зацикленность на себе. Я бы даже сказал - одержимость собственной персоной. Когда человек думает о себе, другие люди для него представляют интерес только в том случае, если от них можно что-то получить. Если люди дают вам то, что вы хотите, вы принимаете их в круг своих интересов, они находятся в вашем сознании. Ежели нет - они вне ваших мыслей и дел, вы держите их на расстоянии. Важно только то, что ВЫ чувствуете, что ВЫ хотите: важны ли вы в обществе или семье, как вы выглядите, заботятся ли о вас другие и тому подобное. Вы не можете думать ни о чем другом, кроме себя - ваш разум вращается вокруг вас и никого больше. Но Господь говорит: «Возлюби Бога всем разумением своим». Как человек может любить Бога, будучи одержимым собой? Это невозможно. Когда мы думаем о себе, в первую очередь мы преступаем против слов Господа: «Люби Меня всем сердцем своим». Вместо этого мы говорим: «Нет, нет, нет, я люблю себя и предоставлю Тебе, Бог, немножко места в своей жизни». Однако Господь не отвечает такому человеку.
- Почему это происходит с людьми? Как нам избавиться от эгоизма и самости?
- Нет ничего нового под солнцем - так было со времен падения первых людей, когда мы потеряли постоянную связь с Богом из-за греха. Необъяснимое желание богообщения, жажда соединения, наполненности, единения, завершенности есть в каждом человеке. Мы ищем нечто, что наполнило бы нас, мы понимаем, что чего-то не хватает. И это что-то - Бог. Это испытывают все люди без исключения. После грехопадения люди всё время ищут этой наполненности. Но ищут не там - они не понимают, чего именно им не хватает, пытаются забыться в отношениях с противоположным полом, затем им становится скучно, и они начинают искать что-то новенькое, потом и это надоедает, и опять по кругу. Человек встречает кого-то, влюбляется, жизнь начинает играть новыми красками, но, увы, опять то же самое: начинают бросаться в глаза недостатки, которые раньше почему-то не замечались, человек разочаровывается, «любовь» сходит на нет.
Вместо того чтобы осознать, что желание наполненности реализуется исключительно в Боге, мы пытаемся найти выход в чем угодно, только не в Нем, - в других людях, в тех, кого мы любим или кто нам нравится, в различных занятиях, работе. Однако ничего не меняется. Всё это происходит потому, что никто не может нам дать того, что дает только Бог, - никто и ничто не может заменить Господа. Мы никогда не сможем построить отношения с ближними, пока не найдем Бога. Вот в чем смысл любых взаимоотношений: они должны приводить нас к Богу. Единственный путь избавления от собственного эгоизма - научиться любить своих ближних.
Когда приходишь в хоспис и помогаешь умирающим: моешь их, убираешь за ними, - тогда приходит осознание, что человек - это нечто большее, чем плоть и кровь.
До тех пор, пока ваша жизнь сфокусирована на вас самих, вы не сможете избавиться от самости. Предлагаю каждому, кто страдает от одержимости собой и хочет научиться любви и самоотречению, позвоните мне или напишите, и я научу вас видеть ваших страждущих братьев и сестер. Это хорошо ударит по вашему тщеславию, вы забудете о себе и собственном «я». Я отведу вас в хоспис или больницу, и тогда вы осознаете: помогая другим, вы спасаете себя. Когда вы помогли бездомному, накормили голодного на улице, ВЫ получили благословение, а не они! Потому что вы дали другому нечто, в чем он нуждался. Вы увидите, как изменится ваша жизнь, осознаете, что вы начали меняться. Когда приходишь в хоспис, где люди умирают от страшных болезней, и помогаешь им: моешь их, убираешь за ними, чистишь им рот, чтобы они могли глотать, - тогда приходит осознание, что человек - это нечто большее, чем плоть и кровь. Внутри тела заключен кто-то другой, плоть - это не весь человек, тело - это не я. Мы должны понять, что у нас абсолютно неверное представление о нас самих. Мы - это наша бессмертная душа. Смысл в том, ЗАЧЕМ я живу, а не КАК я живу.
Сегодня люди нуждаются в том, чтобы скинуть оковы эгоистичной любви к себе, которыми они порабощены. И сделать это они смогут, если начнут жертвовать собой, отдавая себя другим, служа ближним. Но это не просто, конечно. Однако удивительное дело: когда помогаешь страдающим братьям, приходит осознание того, что, проявляя эгоизм, ты становишься немощен, слаб и мал.
Когда вы идете по улице и вдруг кто-то говорит вам: «Ты только посмотри на этого пьяницу!», вы должны ответить: «Посмотри на нашего брата! Он потерян, одинок и печален, он пьян, но это наш брат!» Как мы можем пройти мимо него и не протянуть руки помощи? А если бы это был ваш родной брат по крови, что бы вы сделали? Вы бы не бросили его, потому что любите.
- Иногда трудно проявлять любовь к ближнему, который пьет, принимает наркотики, не работает. Даже если любишь его.
- Представьте такую ситуацию: вы пришли на прием к врачу, и доктор ставит вам неутешительный диагноз: у вас рак. Вечером вы объявляете эту новость в кругу семьи, и ваши родные вдруг заявляют: «О, это проблема! Ты собираешься разрушить нашу жизнь, у нас были другие планы, мы не хотим иметь с тобой ничего общего, потому что ты болен». И они уходят, потому что не хотят принять факт вашей болезни, их это не устраивает.
Итак, когда у вашего ближнего проблемы с алкоголем, к примеру, или он в унынии, вы смущаетесь, это непонятно для вас, вы не хотите этого принять. Но ваш ближний страдает, даже если он сам причиняет себе боль. Представим, что я обжег руку. Вы же будете мне сочувствовать, верно? Однако если я стану резать себя ножом, вы закричите, чтобы я перестал, - но ведь боль-то одинаковая. Ваш брат страдает, но вы видите только свою боль и неудобство ситуации для вас лично. Вы злитесь, потому что ничего не меняется. Ваш брат всех беспокоит, вы пытаетесь что-то сделать, как-то повлиять на ситуацию, но тщетно. Но вы не видите главного: ваш брат болен! Какая-то часть этого человека, вашего брата, для вас потеряна, но единственное, что вы видите, - это проблему. А вы должны увидеть человека! Когда в последний раз вы говорили брату, что любите его? Вы должны дарить ему любовь, потому что ваш брат страдает. Это непросто, но это не повод, чтобы не любить.
Бог ждет, Он здесь - неважно, что мы делаем, ведь ничто не может изменить любовь Господа к нам. Он любит нас несмотря ни на что! Бог не может не любить, и ничто не может заставить Его перестать любить нас. Это самый важный урок - мы должны научиться этому у Бога, мы должны учиться любить. Любить не за что-то, не потому что - а вопреки. Это тяжело порой, поскольку мы не понимаем любви, мы полагаем, что любовь - это то, что касается нас, а не другого человека.
«Идея Церкви очень проста - следовать по стопам Христа Спасителя»
- Вы перешли из католичества в Православие в 1970 году. Что подвигло вас на это решение?
- Не было какой-то особой причины, была острая необходимость в развитии. Я открыл для себя, что в Православии сохраняется традиция древней апостольской Церкви, какой она была в период жизни апостолов и в первые сто лет существования христианства. То горение, жажда, уровень устремленности, преемственность - всё это до сих пор живо и есть только в Православной Церкви. Идея преемственности древнехристианской апостольской Церкви, послушание отцам Церкви, принятие наследия Вселенских Соборов, чистота веры - всё это сохранило Православие в неизменном виде. Не каждый, кто находится в Церкви, осознаёт это. Более того, некоторые даже не имеют представления, о чем вообще идет речь. Однако это не означает, что в Церкви этого нет, - Церковь как Тело Христово хранит чистоту веры. В Римско-католической церкви осознание необходимости сохранения ранней апостольской Церкви, традиции следования отцам Церкви и стояния в чистоте веры было серьезно подорвано в Средние века (в XIII веке и позднее) в связи с влиянием схоластики. В качестве основного инструмента в понимании теологии была принята философия, которая своими методами объясняла причины существования Церкви.
Я отвечал: «Если это ваша церковь, то мне действительно тут делать нечего. Церковь должна быть Христовой...»
Конечно, для меня это было большим искушением, борьбой, потому что, когда я начал служить в православном приходе, многие прихожане не понимали, о чем я вообще толкую. Даже если они с младых ногтей росли в православной вере, многие никогда не слышали о древней апостольской Церкви и понятия не имеют, что это такое. Мне могли сказать, к примеру: «Почему вы здесь, вы же американец, а не русский - это наша церковь!» На что я отвечал: «Если это ваша церковь, то мне действительно тут делать нечего. Церковь должна быть Христовой, частью которой являемся все мы. Если вы родились в России и крестились в раннем детстве, это не делает вас более православными. Я не менее православный, хоть и родился в другой стране и крестился в более зрелом возрасте. Православными нас делает Таинство Крещения, а не национальность».
Итак, когда я стал православным, это было счастьем и бременем одновременно. Во-первых, я искал этого всю свою жизнь. А тяжело было, поскольку пришлось принять Православие вместе с культурой, которую оно в себе несет. Скажем, вы хотите выпить воды, но это невозможно сделать, если у вас нет емкости, в которую воду можно налить, потому что жидкость должна быть во что-то налита, иначе она растечется. Иногда мы видим только воду и забываем про стакан, который ее удерживает. Так же и здесь: православная вера тесно связана с русской культурой и религиозной практикой, но зачастую, к сожалению, люди путают стакан с водой - Православие связывают с практикой и особенностями местных приходов.
Приведу характерный пример: в последнее воскресенье накануне Пасхи, в Вербное воскресенье, я был в одном приходе, где люди утверждали, что нужно использовать только вербу: «Это же и есть Церковь! Вербное воскресенье - это исключительно ветки вербы! Вот Православие!» Я начал объяснять, что во времена Христа не использовалась верба - тогда были пальмы и другие деревья. «В нашей местности тоже растут пальмы, - сказал я, - но вы настаиваете на вербах только потому, что в это время года в России распускаются вербные деревья. И это Православие? Это, извините, сумасшествие!» В итоге мы использовали в храме разные ветки, но люди пришли в еще большее негодование: «Вы отрицаете нашу традицию, нашу веру! Вы меняете Церковь!» Они не понимали меня совсем - поэтому было непросто вначале. Сейчас это всё уже позади, и я понимаю данные трудности, связанные с традицией.
- Христиане призваны быть миссионерами. Что именно мы должны делать, и в чем состоит миссия Церкви?
- Суть церковной миссии была открыта нам Христом: нести в мир весть о Боге, научить все нации, Кто был и есть Иисус Христос, крестить их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. К этому призывает нас Сын Божий - открывать людям путь к Отцу Небесному. И путь этот - Иисус. Миссия Церкви - привести всех людей ко спасению. Православные христиане, которые не верят, не осознают, что только Христос есть путь, истина и жизнь, находятся не на правильном пути. Нужно верить, прежде чем доносить эту веру до других, нужно сделать это частью своей жизни. В первую очередь миссионеры должны быть христианами, и задача Церкви - привести всех ко Христу. Некоторые утверждают, что все религии одинаковые и не столь важно, как верить. Но это очень важно!
Что касается социального служения в Церкви, на мой взгляд, зачастую это не очень удачное дело, так как не сближает нас с ближними, лишает возможности близкого контакта с теми несчастными, кому нужна наша поддержка. Человек просто кладет деньги в ящик для пожертвований или покупает еду или одежду нуждающимся, считая, что таким образом исполнил свой христианский долг. Но мы не видим за всем этим человека как личность. Мы даем милостыню ради самих себя, чтобы почувствовать себя лучше, а не потому, что мы любим нашего страдающего брата или сестру и переживаем за них.
Как вы думаете, какая самая серьезная болезнь современного общества в России? Одиночество!
Как вы думаете, какая самая серьезная болезнь современного общества в России? Что вы видите повсюду? Я думаю, самая большая проблема в наши дни - это одиночество. Сейчас почти все одиноки, люди не могут оставаться в тишине на долгое время, не могут быть одни - потому что они пусты внутри и напуганы. Молодежь принимает наркотики и алкоголь, чтобы не думать, забыться, спрятаться от проблем. Они втыкают в уши наушники, в которых гремит музыка, «уходят» в компьютерные игры, фильмы, видео и тому подобное. У них половые отношения, а не любовь. У них есть деньги, различные игрушки-развлекалки, они трудоголики - всё это для того, чтобы только не оставаться наедине с самими собой. Одиночество - огромнейшая язва, болезнь современного общества. И всё потому, что люди далеки от Бога, у них нет связи с Ним, нет отношений друг с другом - и они не знают, что делать.
Идея Церкви очень проста - следовать по стопам Христа Спасителя. Что Он делал, когда жил на земле? Для чего Он пришел в мир? Что нам делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Христос сказал очень ясно: «Всё, что вы сделали своему ближнему, вы сделали Мне. Когда Я был голоден, вы не дали Мне еды; когда испытывал жажду, вы не дали Мне пить; когда Я был в тюрьме, вы не навестили Меня; когда Мне было одиноко, вы не пришли ко Мне». Ученики спросили Христа: «Когда Ты был голоден, хотел пить, был в тюрьме или одинок?» И Господь ответил: «Каждый раз, когда ваш брат был голоден, жаждал, был в заключении, на улице, одинок, наг, - это был Я, и вы не помогли Мне». Вот завещание Христа. Если мы хотим увидеть лик Христа, мы должны научиться любить наших ближних. Иисус сказал: «Кто видел Меня, тот видел Отца». Можно перефразировать это так: «Если ты видишь Христа в своем ближнем, то ты лицезришь Самого Бога». Если ты узнал во Христе Бога Отца, то узнаешь в своем ближнем Христа. Если же ты не можешь увидеть Христа в своем брате, то никогда не увидишь Его - поэтому мы и страдаем. Почему Церковь настолько отделена, далека от общества? Потому что люди не слышат призыв. Вы живете в Москве, где большинство людей в возрасте от пятнадцати до сорока не интересуются Церковью, они даже не думают об этом.
- Часто можно слышать от невоцерковленных людей: «У меня Бог в душе»...
- И им не нужна Церковь, я понял. Они с таким же успехом могут сказать, что они не нуждаются в пище, так как еда у них в желудке, или им не нужен воздух - он у них в легких. Это нонсенс - оправдание, чтобы ничего не делать. Вера - это взаимоотношения с Богом, она не существует сама по себе. Люди, которые говорят, что Бог у них в душе и поэтому им не нужна Церковь, - эгоисты, которые любят только себя и отрицают тот факт, что они должны находиться в отношениях с другими людьми. Они говорят: «Я люблю всех, я люблю Бога. Бог во мне, мне не нужна Церковь!» Но это же просто абсурд! Под всем этим скрывается тот факт, что такие люди не хотят чем-то жертвовать, отдавать себя, не желают быть частью Церкви, они хотят жить для себя и жить так, как хотят.
Схиархимандрит Иоаким (Парр)
- Некоторые утверждают, что им еще рано ходить в храм, они слишком молоды для этого, хотя людям за сорок-пятьдесят лет.
- Я бы им сказал: «Бегите в храм! А то будет слишком поздно!» Могут ли они гарантировать, что будут живы завтра? Они, конечно, на это надеются, но что, если Бог призовет их завтра? Что они скажут Ему? «Прости, Господи, я был занят, мне было не до Тебя, я не хотел отдать Тебе свою жизнь, я слишком эгоистичен, люблю только себя». Мы должны зажечь в этих людях огонь. Пригласите их разделить со мной чашечку чая, и мы поговорим об этом. (Улыбается.)
- В духовной жизни бывают моменты охлаждения к Таинствам, службам, появляется теплохладность. Это случается с любым искренне подвизающимся христианином - почти у каждого случаются взлеты и падения на духовном пути. Один иеромонах как-то сказал замечательную фразу, что мы, христиане, всегда должны поддерживать огонек веры, который горит в нашей душей, в глубине нашего сердца. Что может нам помочь, чтобы этот огонек не угасал?
- У нас должна быть жажда Бога, церкви, богослужения, и в то же время мы должны выполнять всё необходимое, чтобы поддерживать это желание и стремление. Взять, к примеру, молодых женщин - они стремятся хорошо выглядеть, у них есть тщеславие. Женщины избегают тех вещей, которые встают на пути к этой цели. Они хотят быть в хорошей форме, иметь красивую, подтянутую фигуру - хотят быть красивыми, это стимулирует делать всё для этого, они постоянно помнят об этой цели. Встав утром, умываются, накладывают макияж, делают прическу и идут на работу. Они не забывают сделать все эти манипуляции; проснувшись, не бегут сразу же на улицу с растрепанными волосами и в помятой одежде - они желают выглядеть представительно. Точно так же мы должны желать и любить Бога - всегда держать Его в нашем поле зрения, всё время думать о Нем. Люди не забывают о том, чтобы хорошо выглядеть, но не помнят о Боге, о молитве, о любви к своим ближним - только потому, что зациклены на себе. Люди полны энергии, их переполняет драйв, стимулирует на различные дела и поступки, но всё это направлено не туда - на них самих, а не Бога.
- Почему современному человеку тяжело молиться?
- Люди в наше время хотят зрелищ и развлечений. Они не хотят жертвовать собой, отдавать себя другим. Всё, чего они хотят, - получать удовольствие. А молитва - это то, что имеет отношение к Богу, а не к нам. Молиться - значит постоянно держать Господа в уме, жить присутствием Бога. Мы не творим это присутствие сами, Бог существует Сам по Себе, Он всегда с нами - Он и сейчас здесь, пока мы с вами беседуем. Мы должны помнить об этом: Бог с нами всегда. Вот что такое молитва - жить в постоянном Божием присутствии, разговаривать с Ним в своем сердце, в своей душе, жить Им - всё должно быть сфокусировано на Боге. Предположим, вы даете интервью в огромном зале, где собрались сотни людей. Вы не можете видеть всех со сцены из-за слепящего света прожекторов, но вы знаете, что зал заполнен до отказа. Мужчина, которого вы встретили месяц назад, в которого влюбились с первого взгляда и о котором постоянно думаете в последнее время, хочет прийти на это важное для вас событие. Но вы протестуете: «Ни в коем случае! Ты не можешь быть там, потому что я буду думать только о том, что ты в зале. Я не смогу работать, буду нервничать, думать, как я выгляжу и что говорю» и тому подобное. Почему у вас такая реакция? Потому что ваша жизнь, ваши мысли - всё сконцентрировано на любимом человеке. Вот такие отношения у нас должны быть с Богом! Но, увы, мы думаем о чем и о ком угодно, только не о Боге.
- Такие понятия, как честь, достоинство, мораль, всё больше обесцениваются. Мы постоянно слышим: «Ты должен быть агрессивным, эгоистичным. Думай о себе, люби себя, бери от жизни все!» Как христиане должны относиться к тому, что происходит в мире? Что должны делать родители, чтобы привить детям столь непопулярные в безбожном мире базовые моральные ценности?
- Обратимся к словам Христа: «Вы должны быть в мире, но не от мира сего». Невозможно жить по понятиям и принципам этого мира, если вы хотите быть христианином. Христианство всегда было вне мира и не подстраивалось под его ложные ценности. В духовном смысле мир - это состояние человека после грехопадения. Я имею в виду духовную жизнь и духовную реальность. После грехопадения человек страдает, потому что не понимает основной посыл, смысл Евангельской вести. Это ужасно трудно для человека, который понимает только собственные желания и нужды.
В Евангелии Христос говорит нам, что мы не должны принимать мирские ценности. Будучи христианами, мы не можем жить так, как живет мир, а если мы все-таки это делаем, то вряд ли можем называться истинными христианами. Евангелие предлагает совсем другой взгляд на мир и его ценности, но мы не знаем Евангелия и не пытаемся сохранить то, о чем там говорится. Вследствие этого люди потеряны, они не понимают, зачем помогать бездомному на улице, который не работает, пьет, дебоширит, тогда как другие вкалывают круглые сутки; зачем давать деньги тому, кто пропьет их или купит наркотики. Возникает вопрос: почему Господь позволяет нам жить, если мы не исполняем того, что Он нам заповедал? Почему позволяет нам просыпаться по утрам, в то время как мы любим только себя и думаем только о собственной персоне? Дело в том, что Господь любит нас! Любовь выходит далеко за рамки человеческого поведения и не зависит от его поступков или профессии. Вот в чем всё дело!
Мы оцениваем других по отношению к себе: что мы можем получить от людей? Вот что нас беспокоит, вот как мы судим наших ближних. Когда человек не знает Бога, не имеет с Ним никаких отношений, то он делает богом себя. Неважно, что говорит Бог, - человек даже не знает, что собственно Он говорит, - главное для него - это то, что его волнует, что ему нравится или не нравится. Некоторые говорят: «Я не верю в Бога, какая разница, с кем я живу и как? Кому какое дело, если я не делаю ничего плохого? Я курю, принимаю героин, выпиваю - кому какое дело? Я никому не досаждаю, плачу по счетам - что плохого я делаю?» Дело в том, что в этом случае в центре жизни человека оказывается его «я», оно становится смыслом и целью существования человека. Это означает: «у меня нет ни с кем никаких отношений, кроме меня самого. Я не полагаюсь на Бога, я ничего о Нем не знаю - я делаю, что хочу». Всё это, как правило, заканчивается разбитыми семьями, ненавистью, войнами, беготней от одних любовных отношений к другим. Жизнь таких людей полна пустоты. Поэтому нельзя принимать мирские ценности и привычки, если мы хотим быть настоящими христианами.
Господь говорит: «Возлюби врага своего». Как же я могу убивать своих врагов, если говорю, что люблю их? В мире успех более важен, чем служение и забота о ближнем. Каждый становится своим собственным богом. Мы ставим желание обладать выше самого человека. Всё сводится к тому, что у нас нет отношений друг с другом, мы обособлены. Если ваша мать попросит о помощи, вы же дадите ей деньги, верно? Но если незнакомец на улице попросит вас о том же, что вы сделаете? Наверняка спросите его, почему он не работает, как дошел до жизни такой. Вы не будете приветливы и открыты, как со своей матерью, потому что у вас нет отношений с этим человеком. Но если бы вы были как-то связаны с ним, вся ваша жизнь была бы иной. Причина, по которой мы забываем о морали, чести и достоинстве, не заботимся о своей земле и ближнем - в отсутствии у людей взаимоотношений друг с другом.
Исповедь - это не просто формальное чтение грехов с листочка, это общение со Христом, которое происходит особым образом...
- Отец Иоаким, что вы думаете о недавней дискуссии по поводу отмены обязательной исповеди перед Причастием?
- Тут все просто: исповедь не нужна, если не грешишь. (Улыбается.) Люди часто задают вопрос: «Почему я должен идти на исповедь?» Нужно изменить свою жизнь - вот почему. Нужно понять, как далеки мы от Бога, осознать, что наши самые важные отношения имеют мало общего с Ним. Мы грешим, потому что не любим Бога всем сердцем, всей душой и всем разумением. Когда мы приходим на исповедь, мы должны говорить Богу, что хотим измениться. Мы сломлены, подавлены, не преуспеваем в борьбе с грехом, но у нас должно быть сильное желание не грешить. Исповедь - это не просто формальное чтение грехов с листочка, это общение со Христом, которое происходит особым образом. Во время исповеди Христос невидимо стоит рядом с человеком, Он хочет помочь ему идти вперед и поступать правильно.
Известно, что перед Причастием обязателен пост, но он был бы нам не нужен, если б мы не грешили. Пост предназначен для нас, он помогает нам воздерживаться от грехов. Человек идет на исповедь и говорит: «Господи, вот я пришел к Тебе, я пытался, но у меня опять ничего не вышло, я боролся с грехом, но снова проиграл. Прости меня, Господи, чтобы я мог быть с Тобой». Например, вы выдохлись, дети требуют всё ваше внимание, у вас нет сил, и вы в отчаянии просите мужа помочь: «Пожалуйста, дорогой, купи завтра в магазине то, что нам нужно, я никак не успеваю». «Конечно, дорогая, я все сделаю!» - говорит ваш супруг. На следующий день он приходит домой после работы и понимает, что забыл выполнить обещание, не заехал в магазин. Но он не хотел этого, он забыл не специально, просто был настолько занят, что это вылетело у него из головы. Ваш муж говорит, что сожалеет, и это действительно так. Это не означает, что он вас не любит, - вот это и есть исповедь.
- Почему прощение иногда дается очень непросто? Мы вроде бы прощаем человека, но нам тяжело его видеть, общаться с ним каждый день.
- Ну, это не прощение! С таким же успехом можно утверждать, что я не хожу в церковь потому, что Бог у меня в душе. Если человек голоден, а мы не хотим дать ему еды, любим ли мы этого человека? Конечно, нет! Это то же самое, что сказать: «Не волнуйся, я люблю тебя в душе, потерпи, не умирай, всё в порядке!» Смешно, правда?! Мы должны просить прощения и не быть гордыми, потому что прощать мешает именно гордость. Мы думаем: «Он сделал мне больно, почему я должен его прощать? Он меня обидел, лгал мне, он думал только о себе. Я злюсь и не могу простить!» Если человек просит у нас прощения, а мы не прощаем его, - мы выглядим глупо. И если кто-то не просит прощения у нас, он тоже глупец. Господь сказал: «Если не будете прощать братьям своим, то и Я вас не прощу».
- Бывает такое, что пожилому человеку трудно прощать тех, кто младше его. Такой человек уверен, что возраст - это привилегия, чтобы не просить прощения первым.
- Потому что он ничего не знает о том, как любить ближних. Он думает о себе, жалеет себя.
«Человек везде человек, мы все одинаковые. Важно другое - православные ли мы?»
- Вы замечаете разницу между русскими и американскими православными?- Нет никакой разницы - человек везде человек, мы все одинаковые. Важно другое - православные ли мы? Есть много русских, которые считают себя православными, но на деле не являются таковыми. И также среди американцев: есть православные только по названию, однако они считают себя истинными христианами. Если человек не живет Евангельскими заповедями, если не отдает Богу и людям то, что должен, - этот человек не может назваться православным христианином. Можно повесить себе на шею огромный крест и надеть черные одежды, однако это не сделает вас христианином. Если мы не умеем любить, не замечаем наших братьев и сестер во Христе, не прощаем врагов - мы не христиане, а фарисеи.
- Мы опять вернулись к теме любви. It's all about love...
- Love is all уou need! Любовь - это всё. Даже «Битлз» пели об этом! (Смеется.)
- Авва Дорофей писал, что любовь есть узда раздражительности. Раздражение тоже является проблемой в духовной жизни и не только. Мы все раздражаемся, тяготимся друг другом.
- Но ведь не сказано, что если любишь, то не будешь никогда раздражаться. Истинная любовь помогает сглаживать такие моменты. Если мы будем пытаться любить, будучи горды, полны эгоизма, любви к себе, то нас будет раздражать буквально все. Эгоистичная любовь к себе - вот причина всех разрушительных действий человека.
- На одной из своих лекций в Москве вы упомянули о строгих работницах в церкви, которые учат всех и вся. Этот феномен уже стал притчей во языцех. Как нужно правильно реагировать на таких активных бабушек?
- У вас в России тоже есть такие женщины? Мы должны понимать, что эти люди духовно не совсем здоровы. Своими замечаниями, выговорами они осуждают других, а это далеко от истинного христианства. Однажды на лекции я рассказывал о том, что, если человек действительно молится во время богослужения, он не замечает ничего вокруг - тем более чужих недостатков, кто во что одет, как крестится и так далее. Если в храме к вам подойдет одна из таких женщин во время службы и будет настаивать, чтобы вы покрыли голову, в первый раз нужно быть вежливым и поблагодарить. Если же это повторится через пять минут, то можете смело сказать: «Я не покрою голову до тех пор, пока вы не закроете рот». Но, конечно, мы должны быть добрее и терпимее друг к другу.
- Что такое настоящая красота?
- Красота - это всё, что создано Богом. Красота всегда от Бога, не от человека. Если человек красив, это доказательство тому, что в нем отражается божественная красота. Физическая привлекательность не есть красота в подлинном смысле - как правило, это похоть. В этом всегда будет эгоистичный мотив: а что я могу получить от этой красоты? В этом случае человек не ценит то, что является для него красивым. Он хочет обладать этой красотой, использовать ее для себя, чтобы удовлетворить свои потребности. Подлинная красота, при условии, что в ней мы видим Бога, позволяет увидеть нечто великое, нечто более важное, чем ты сам или другой человек.
Когда мы восхищаемся красотой прекрасного леса, то не говорим, что хотим, чтобы лес принадлежал только нам, что мы хотели бы купить его для себя. Вместо этого мы восхищаемся: «Слава Тебе, Боже, что создал такую красоту! Это потрясающе!» Но бывает такое, что какой-то человек хочет присвоить красоту леса для себя, чтобы никто больше не мог его видеть, кроме него, - это уже жадность. Когда мужчины видят красивую женщину, они зачастую не думают: «О, Господи! Слава Тебе за такую красоту! Как дивен Бог!» Да-да, мы редко так думаем! Мы говорим совсем по-другому: «О, какая красота! Как бы мне заполучить ее!» Если женщина красиво одета, женственна, привлекательна, кто-то может подумать: «Я хочу ее!» Это далеко от того понимания, что женщина отражает Божию красоту, здесь она просто объект желания. Мы забываем, что все дело в Боге. Нет ничего, кроме Бога, этот мир ничто - смысл имеет только Бог.
- К слову о женщинах. Многие из них боятся стареть, переживают по поводу возраста и внешней привлекательности. Иногда это принимает маниакальные формы.
- В таких случаях я говорю: «Моя дорогая, совсем скоро всё закончится! Это просто естественный процесс разложения. Позволь старости взять свое, пусть всё идет своим чередом». (Улыбается.) Отчаянные попытки сохранить молодость и красоту лица не остановят неминуемый процесс умирания. Надо заботиться о внутреннем содержании своей души, а не о внешнем (телесной оболочке) - всё это рухлядь, которая скоро превратится в прах. Вы знаете, я замечаю, как мужчины в преклонном возрасте флиртуют с молоденькими девушками. Я говорю им: «Что с вами, люди? Это же просто нелепо!» В нашем приходе есть один мужчина, который в молодости был очень привлекательным, с красивой фигурой. Сейчас ему почти шестьдесят, так вот в трапезной он часто садится рядом с молодыми девушками. Понимаете, он до сих пор осознает себя шестнадцатилетним юношей. Одна девушка в нашем приходе однажды сказала ему: «Вы такой милый, мне нравятся пожилые мужчины». Он был обескуражен, раздавлен этой фразой, ведь эта девушка увидела в нем старика, понимаете.
- Этот мужчина страдает...
- Конечно! Всю свою жизнь он позиционировал себя как успешного, красивого молодого человека, пытался привлечь внимание, стремился быть желанным, значимым, но у него не было настоящих отношений. Кстати, у него прекрасная жена, вот только он этого не замечает.
- Молодые девушки и женщины стремятся подольше сохранить молодость и красоту. Сейчас на это работает целая индустрия: ботокс, операции по увеличению губ, изменению формы носа и тому подобное. Почему люди так отчаянно боятся стареть?
- Ничего удивительного. Стоит выйти на улицу, как на вас обрушивается реклама - красивые лица, тела. Все это просто смешно, но люди не понимают этого. Расскажу забавный случай. Однажды в Канаде я выступал на собрании молодых православных профессионалов, где было много известных людей: знаменитые актеры, актрисы, богатые люди. Среди них был молодой человек с девушкой - звезда футбола в своей стране. На девушке было надето то ли платье, то ли пояс - это такие сейчас платья современные, что не поймешь; руки тоже были оголены. Кто-то из присутствующих сказал ей, что такой наряд не подходит для церкви, на что девушка резко отреагировала: «Мне сказали не надевать штаны, поэтому я и пришла в платье!» Было очевидно, что одеться подобным образом на такое мероприятие неприлично, но девушка этого даже не осознавала. Она не видела, как непристойно она выглядела, придя в церковь в таком виде. Эта девушка просто хотела, чтобы ее заметили, она пришла показать себя. Были там и другие женщины, очень сильно накрашенные. Все смотрели на них, но они даже не понимали, как смешно это выглядит и как неуместно в данный момент.
Люди боятся смерти. Но у людей причин бояться смерти нет, потому что они и сейчас не живут.
Люди боятся смерти - это большая проблема в наше время. Но у этих людей причин бояться смерти нет, потому что они и сейчас не живут. Они далеки от Христа, у них нет связи с жизнью и другими людьми, так как настоящая жизнь может быть только во Христе. Поэтому они впадают в панику: «Мне нечего дать другим, я старею, умираю - и что дальше?»
- Сирия - это рана на сердцах христиан по всему миру. Новости пестрят сообщениями об убийствах, пытках, издевательствах, похищениях священников и монахинь, уничтожениях христианских святынь, храмов, монастырей. Как мы должны реагировать на то, что там сейчас происходит?
- Это огромная проблема, но это политика. То, что творится в Сирии, является признаком того, что общество не здорово. Меня очень волнуют проблемы национализма, войны. Считаю, что национализм не очень хорошая вещь. Нравится нам или нет, но мы живем во всемирной реальности: будет ли у нас сегодня еда, свет в наших домах, какая будет у нас зарплата - всё это зависит от состояния экономики в мире. Не только в России - по всему миру. Россия не контролирует мир, она даже себя не может контролировать. И мы, все люди, часть этого мира. И хотя мы живем в этой действительности, мы не думаем об этом.
Основная причина происходящего в Сирии - деньги, экономика и власть. Некие группировки хотят контролировать нефть и заставить людей поступать по-своему. Религия или Бог тут не при чем - эти люди даже не задумываются о таких понятиях. Они не имеют представления о Боге. К сожалению, мы сами поставили себя в столь плачевную ситуацию, играя в эти политические игры.
- Господь заповедал христианам всегда пребывать в радости. Но как мы можем радоваться, когда в мире и наших частных жизнях столько горя, боли и проблем?
- Христиане всегда должны радоваться и за всё благодарить Бога, поскольку главный признак христианства - радость. Почему мы не должны радоваться, если с нами Бог? Если мы с Богом, всё возможно.
- Другими словами, мы должны иметь твердое упование в наших сердцах?
- Надежда - это понимание и принятие того факта, что Христос обещал прийти во славе. Он обещал, и поэтому, если мы верим и делаем то, что Он нам говорит, если мы имеем в сердце любовь к Богу и ближним, мы наследуем вечную жизнь. И тогда надежда воплотится в истинную счастливую жизнь, полную радости, еще здесь на земле.
Со схиархимандритом Иоакимом (Парром)
беседовала Кристина Полякова
Автоперевод с английского