itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Крещение Господне. Чего ищут люди?

0
402
Время на чтение 5 минут

Миновал праздник Крещения Господня, или Богоявления. Трещат морозы, иордань на Волге быстро затянулась льдом... А мы решили вернуться к празднику, чтобы поразмышлять о том, что он для нас означает, что он нам дал и как меняется наше отношение к нему... Если меняется, конечно.

По мнению многих жителей нашей области, праздник Крещения важнее двух самых значительных праздников Православной Церкви - Пасхи и Рождества Христова. Об этом говорят цифры: храмы Саратовской митрополии в праздник Рождества Христова посетили 115 тысяч, а в праздник Крещения Господня - 178 тысяч!..

Люди приходят за Великой Агиасмой, за святой водой. Они верят в ее благодатную силу. Это, с одной стороны, хорошо, но с другой - многие относятся к святой воде чисто утилитарно. Не задумываются о смысле праздника, о том, почему он называется еще Богоявлением, не вникают в богослужение, не чувствуют его красоты, не вслушиваются в читаемые паремии... И оттого не понимают, что набрать святой воды и принести ее домой - дело хорошее, но все же вторичное. Крещенская вода не может заменить веру и участие в богослужении. Многие, набрав воды, поспешно уходят из храма... а возвращаются лишь через год, опять - за водой.

Мы решили спросить священнослужителей: что происходило в храмах в день Крещения, как себя вели люди, с каким настроением они приходили в церковь, какая атмосфера царила в храме? И меняется ли что-­то к лучшему, наконец? Предлагаем их наблюдения вашему вниманию.

Ключарь Свято-Троицкого собора города Саратова священник Александр Домовитов:

- Последние два-три года люди ведут себя иначе, не так, как раньше. Раньше многие приходили, действительно, лишь за водой. И ничего их больше не интересовало: ни богослужение, ни то, о чем говорит священник, да и слышать они ничего не хотели. А сейчас большинство пришедших в храм людей молятся за Литургией, слушают проповедь, ведут себя спокойно, как в обычный день. А потом, после службы, набирают воду, с благоговением, со страхом Божиим, в тишине, понимая, что делают.

Не наблюдал в этом году, чтобы люди толкались, мешали друг другу. Большинство людей пришли в храм осознанно, потому что сами стали интересоваться, прислушиваться к словам священников, читать о празднике, его смысле и значении, о богослужении. Во время проповеди клирики нашего храма неоднократно напоминали всем пришедшим о том, что святая вода является великой святыней, о том, как должно ее использовать в нашей повседневной жизни, для чего Господь предлагает нам такой дар.

Даже те, кто не присутствовал на богослужении, а пришел в храм только за святой водой, вели себя спокойно, тихо, с пониманием, терпеливо ожидая своей очереди. Несколько человек из наших прихожан - в основном молодые люди - раздавали листовки, как и во многих других храмах, - с информацией о смысле праздника Крещения и о свойствах святой воды.

Как объяснить, что на Крещение было больше людей, чем на Рождество? На Рождество в храмах ничего не раздается, а на Крещение можно набрать святой воды. Пусть эти люди нечасто бывают в храмах, но ведь они приходят за великой святыней, она им нужна. Если человеку не нужна святыня, он за ней не придет. Так что здесь все-таки не совсем уж утилитарный подход: люди ищут благодати Божией и верят, что она действует через Великую Агиасму.

Клирик храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Саратова священник Кирилл Петрович:

- Людей у нас в храме на Крещение было много, но все же меньше, чем в прошлые годы. Я это связываю с тем, что количество храмов растет. Мы постарались сделать так, чтобы те, кто пришел просто за водой, не мешали тем, кто участвовал в службе, причащался. Хотелось бы сказать, что народ вел себя значительно спокойнее, чем в прошлые годы. Не было никаких конфликтных ситуаций, не было давки.

Почему на Крещение было больше людей? Те, кто пришел на Рождество, действительно пришли на праздник. А на Крещение многие приходят за водой. Хотя на Крещение мы старались и этим людям что-то объяснить: раздавали информационные листовки, а те, кто стоял на раздаче воды - наши постоянные прихожане, учащиеся воскресной школы для взрослых - беседовали с пришедшими людьми, рассказывали им о празднике Богоявления, о святой воде. Практически непрерывно пели праздничный тропарь, к пению присоединялось все больше людей: тропарь был напечатан на листовках. Надеюсь, что люди будут все больше узнавать о Церкви, о богослужении, о праздниках. Ведь и через общение с церковными людьми, хотя бы и нерегулярное, можно приблизиться к Церкви.

Настоятель храма во имя святого равноапостольного князя Владимира города Саратова священник Михаил Богатырев:

- Боюсь, что ничего нового не скажу: многим, пришедшим в храм на Крещение, нужна только вода. Все остальное им не нужно: ни служба, ни Сам Бог. Но у меня создается впечатление, что людей, подходящих к празднику и к святой воде осознанно, становится больше.

Хотя нельзя не заметить, что после Великого освящения воды основная часть людей пошла к кресту, как и положено, а кто пришел только за святой водой - тот рванул к бочке, начал ругаться. Ажиотаж среди людей, которые приходят только за водой, проходит примерно минут через сорок после начала раздачи воды. Спустя это время все остальные, все, кому понятен смысл праздника, идут набирать воду, спокойно, с молитвой, с благоговением. В течение дня все желающие приходили за водой, в порядке нормальной очереди, спокойно наливали святую воду без всякой толкотни и суеты.

Мне нравится, что людей в храме становится больше. Пусть эти люди пришли только за водой, но ведь до раздачи воды они стояли и ждали в храме. Они слушали наши молитвы, проповедь священника, и что-то, наверное, доходило до них, чему-то они откликались. И многие из них через какое-то время начнут вникать, задумываться, изучать более подробно все, что происходит в Церкви. Конечно, не все сразу. Но тем не менее, слава Богу, что хотя бы вот так, но люди идут в Церковь, ищут Бога. Ведь Господь к Себе людей приводит по-разному. Не каждый сразу откликается на призыв Божий. Как зернышко - посадил, а оно еще прорасти должно. Всех, кто приходит в храм, мы встречаем, привечаем, всем даем освященную воду - пожалуйста, берите. Многие спрашивают: а что с ней делать? Как обращаться? Объясняем, что это святыня, нужно относиться к ней с благоговением.

Клирик храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Саратова священник Ярослав Коздринь. В праздник Крещения служил в храме во имя святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены в поселке Северный Хвалынского района:

- Отрадно, что прихожане сами, своими силами подготовились к службе, сами пели за богослужением. Заранее поставили много посуды, наполнили ее водой. Потом каждый просто взял ту емкость, которую принес. Таким образом был поддержан порядок, не было толчеи, ничто не оскорбило святыню. У всех было очень хорошее, праздничное настроение. В храме было много мужчин, женщин, маленьких детей, что, казалось бы, редкость для деревни. Да, некоторые пришли только к концу службы - за святой водой, но большинство принимало участие в богослужении.

* * *

Конечно, сегодня многие приходят в храм в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения только лишь набрать воды, и как можно больше, чтобы на год хватило! Ведь это суеверное мнение витает повсюду - вода, набранная именно 19 января, имеет особую целительную силу... Хотя священники во время проповеди объясняют, что это не так, что за Крещенской водой можно приходить в течение 9 дней, до отдания праздника Богоявления.

Но есть надежда, что сердец людей, приходящих в храм всего лишь один или несколько раз в год, коснется благодать Божия; и они, может быть, из «захожан» сделаются прихожанами. Главное - встретить людей в храме с добротой сердечной, не отпугнуть их своей неприветливостью, фарисейским высокомерием («Вы - неправильные, несознательные, вы только за водой, а вот мы - другое дело»), бесконечными замечаниями или попросту невниманием, нежеланием отвечать на вопросы, которые порой кажутся глупыми... Но могут оказаться очень важными для спрашивающих.

Инна Стромилова, Наталья Кацуба

Фото Александра Курочкина

Газета «Православная вера» №2 (502)

http://www.rusvera.mrezha.ru/700/main.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Инна Стромилова
Все статьи Инна Стромилова
Наталья Кацуба
Хоть немного быть похожими на святых братьев...
24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, по улицам города Саратова прошел крестный ход
02.06.2014
Все статьи Наталья Кацуба
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04