Ты укажешь мне путь жизни

Псалтирь - книга, которая постоянно присутствует в жизни Церкви, в жизни каждого православного христианина. Составляющие ее древние священные песни - псалмы - читаются и поются как в храме, будучи неотъемлемой частью богослужения, так и дома. Традиция чтения Псалтири сформировалась на Руси в первые века христианства. В некоторых монашеских обителях Псалтирь читалась неусыпаемо, то есть непрерывно - десятилетиями, а может быть, и веками. Псалтирью христианина провожают в жизнь вечную; а в жизни привременной она помогает в любой беде и разделяет с прилежным своим читателем каждую радость, уча его при этом благодарить и славить Творца. Псалтирь - это неисчерпаемый источник духовных смыслов, это свидетельство людей о Боге.

В прошлый раз в статье «Сто пятьдесят одна священная песнь» диакон Владимир Василик рассказал об истории формирования Псалтири, о том, что значили псалмы в жизни ветхозаветных иудеев. Сегодня наш разговор - о богословском и пророческом содержании этой книги.

В псалмах поет, плачет и радуется Сам Господь Иисус Христос и Его Церковь... Эти слова блаженного Августина говорят о богодухновенности Псалтири, о том, что устами царя Давида, его сподвижников и продолжателей говорил Сам Святой Дух. Он открывал глубокие тайны богословия, таинство Святой Троицы.

Бог, явленный в Псалтири, - щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый (ср.: Пс. 102, 8). И в то же время Он - не только многомилостивый, но и истинный (Пс. 85, 15), и все суды Его - правы. Яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти (Пс. 50, 6), - восклицает царь и пророк Давид в покаянном 50-м псалме. Часто Псалтирь говорит о гневе Божием, что смущает некоторых читателей этой книги. Но слово «гнев», во-первых, носит антропоморфический характер и относится к тому же понятийному, символическому ряду, что и «очи Господни, уши Господни» и т. д. Во-вторых, гнев - символ Божественной справедливости, которая является оборотной стороной Божественной любви. По замечанию раннехристианского автора Лактанция, если Бог не карает нечестивых и не награждает праведников, то где Его справедливость и где Его любовь?

В Псалтири прикровенно явлена тайна Святой Троицы. В 32-м псалме царь Давид провозглашает: Словом Господним небеса утвердились и Духом уст Его вся сила их (6). Не случайно Господь наш Иисус Христос, обличая фарисеев и свидетельствуя о Своем мессианском достоинстве, приводит именно слова царя Давида из 109-го псалма: что вы думаете о Христе? чей Он сын?

Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? (Мф. 22, 42-45).

Бог трансцендентен и имманентен, сокровенен и явен одновременно. Он покрыт мраком, который в то же время есть блистательный свет. И тьму положи покров свой (Пс. 17, 12), но при этом: Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу (Пс. 103, 2).

Бог является в Псалтири во всей силе Своего творческого могущества - как Творец духовного и материального мира: Простираяй небо, яко кожу, покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое. Творяй Ангелы Своя Духи и слуги Своя - пламень огненный (Пс. 103, 2-4). В 103-м псалме царь Давид показывает чудную картину Божественного творчества - сотворения неба, земли, вод, гор, растительного и животного мира: Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.

От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю. Ты послал источники в долины: между горами текут воды, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос (5-11).

Этот псалом соотносим с Шестодневом - и в последовательности творения (от неживого к живому, от простого к сложному), и в восхищении Божественным творением: Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси (Пс. 103, 24).

Особенное восхищение у Псалмопевца вызывает сотворение человека.

Когда я взираю на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, всё, преходящее морскими стезями.

Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! (Пс. 8, 4-10).

Итак, человек превыше и превосходнее всего творения, кроме Ангельского мира. Однако позднее святой апостол Павел скажет: не Ангелам Бог покорил будущую вселенную (Евр. 2, 5) - и далее, процитировав 8-й псалом, переосмыслит умаленное положение человека по сравнению с Ангелами как временное унижение Иисуса Христа для искупления рода человеческого и восхождения в полноту славы.

Псалмопевец восхищается и духовным, и телесным устроением человека: Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! (Пс. 138, 13-17).

В другом месте Псалмопевец говорит: Ты еси Бог от чрева матери моея (Пс. 21, 11). Эти свидетельства Священного Писания являются сильнейшим аргументом против тех, кто утверждает, что плод во чреве матери - еще не человек, а лишь часть ее тела и поэтому с ним-де можно делать все, что угодно.

В Псалтири ничего не говорится о грехопадении Адама и Евы, но последствия грехопадения показаны с ужасающей наглядностью и конкретностью. Во-первых, грех - наследственная болезнь. Се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50, 7). Во-вторых, о грехах и падениях достаточно часто говорится в псалмах. От тайных моих очисти мя и от чуждих пощади раба Твоего, тогда чист буду от греха велика (Пс. 18, 13-14). Грех связывается с неведением: Грех юности и неведения моего не помяни (Пс. 24, 7). Однако он также ассоциируется и с рабством. Состояние грешного человечества достаточно наглядно отображается в описании евреев, пребывавших в египетском плену: Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего. Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил (Пс. 106, 10-16).

События Исхода становятся одними из ключевых для авторов Псалтири. Они исполнены множества чудес. Вот как восторженно описываются они в 113-м и 104-м псалмах: Во исходе Израиля от Египта дома Иакова от людей варвар бысть Иудея святыня Его и Израиль - область Его.

Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять (Пс. 113, 1-3).

Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью. Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их. Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим, ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему, и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии, и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных (Пс. 104, 39-44).

Израиль, однако, вновь и вновь отвечает на эти благодеяния неблагодарностью:

Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду. Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря (Пс. 105, 6-7).

И мы видим, что Исход для Израиля - не завершен, что необходим новый Исход и новый Моисей - Господь наш Иисус Христос.

Псалтирь - христологическая книга. В ней содержатся почти все пророчества о Христе - и о Его предвечном рождении, и о Рождестве: Из чрева прежде денницы родих тя, клятся Господь и не раскается. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову (Пс. 109, 3-4). С одной стороны, здесь говорится о вечном рождении Сына - до сотворения светил и, в частности, - утренней звезды, денницы, с другой стороны - о Его Рождестве на земле, которое произошло ночью, до появления на небе этого светила. Христос пришел на землю, чтобы принести уникальную и единственную жертву за все человечество. Именно поэтому Он называется священником во век по чину Мелхиседекову.

Более того, в Псалтири, как и в Ветхом Завете, присутствует тоска по боговоплощению. Неоднократно Псалмопевец обращается к Богу с мольбой: Господи, приклони небеса и сниди (Пс. 143, 5).

В псалмах провидятся многие евангельские чудеса, например, насыщение пяти тысяч верующих пятью хлебами и четырех тысяч семью (см.: Мф. 14, 15-21; 15, 32-38): Господи, от малых от земли раздели я в животе их и сокровенных Твоих исполнися чрево их, насытишася сынов и оставиша останки младенцем своим (Пс. 16, 14). А теперь вспомним, что после чудесного насыщения хлебами осталось - в первом случае двенадцать коробов, а во втором семь корзин остатков.

Псалмопевец с потрясающей точностью предсказал распятие Христа. В 21-м псалме он описал его так, как будто сам был на Голгофе: Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс. 21, 15-19). Позднее святые евангелисты вспомнят об этом пророчестве: Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины (Ин. 19, 23-24).

В Псалтири содержатся пророчества и о Воскресении Христовом. Одно из самых ярких находится в 15-м псалме: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек (Пс. 15, 8-11).

Позднее святой апостол Петр приведет именно эти слова для обращения Израиля к покаянию: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.

Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели (Деян. 2, 29-32).

Возвещает Псалтирь и о Вознесении Господнем: Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубнем (Пс. 46, 6). Пророчествует и о грядущем суде, когда Господь придет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы - по истине Своей (Пс. 95, 13).

Подводя итоги, скажем словами святителя Василия Великого: «Давид у нас - первый и последний».

Журнал «Православие и современность» № 26 (42)

Диакон Владимир Василик

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-11-21-23-43-35-ti-ukajesh


Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Василик:
Выведение старообрядцев из революционной исключительности
Следует ли Русской Православной Церкви принимать участие в праздновании 400-летия протопопа Аввакума?
20.10.2020
«Нельзя создавать ещё одно потерянное поколение…»
Согласно опросу Российского движения школьников, несмотря на медийную развратительную среду, наша молодежь нравственно здорова, но отлучена от религии
09.10.2020
Смелое слово отца Саввы (Мажуко) и беспомощное блеяние его критиков
Насельник Никольского монастыря в Гомеле раскритиковал участников беспорядков в Белоруссии, чем вызвал возмущение у людей, сочувствующих этим протестам
30.09.2020
Россия должна вмешаться в конфликт в Нагорном Карабахе
В том числе с применением военной силы
29.09.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-10-22 12:10
По улице отца Димитрия Смирнова…
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-10-22 11:43
«С Римом всегда нужно держать ухо востро»
Новый комментарий от monarhist
2020-10-22 10:14
Как «московский чеченец» разбудил Европу
Новый комментарий от monarhist
2020-10-22 08:37
Сбербанк забирает всё
Новый комментарий от monarhist
2020-10-22 07:54
Ещё немного - и некого будет убивать
Новый комментарий от monarhist
2020-10-22 07:36
Из плена иллюзий с верой в возрождение!
Новый комментарий от Николаич
2020-10-22 07:12