Двойка по русскому

Зачем преподаватели русского языка объединились во Всероссийскую ассоциацию учителей-словесников

Новости Москвы 
0
284
Время на чтение 5 минут
 Фото: Евгений Биятов/РИА Новости www.ria.ru
Фото: Евгений Биятов/РИА Новости www.ria.ru В учредительном съезде Ассоциации, который прошел в Москве на площадке Московского государственного педуниверситета, приняли участие более 250 делегатов из 82 регионов страны. Учителя собрались для того, чтобы попытаться выработать единые подходы к преподаванию русского языка и поддержать учителей-словесников, которые оказались в сложной ситуации: грамотность школьников и интерес к русскому языку и литературе катастрофически падают.

- В задачи Ассоциации будет входить также экспертиза учебников, правовая защита педагогов, - рассказала "РГ" делегат съезда из Барнаула завуч школы №59 Ирина Филиппова.- Еще одна цель - создание единого методического пространства. Но о единой концепции учебника по русскому языку или подготовке такого учебника речь не идет. Хотя, безусловно, 250 книг по русскому языку, литературе и литературному чтению, которые сейчас входят в перечень, слишком много, и представители министерства, выступая на съезде, подчеркнули, что список учебников, скорее всего, сократится.

В России сейчас около 100 разных ассоциаций учителей-словесников. Они есть почти в каждом регионе и, конечно, останутся. Но реальные полномочия и право голоса при принятии важных решений будет, видимо, у Всероссийской Ассоциации. Ее председателем выбран учитель русского языка и литературы московской школы 1400 Роман Дощинский.

Если школьники сейчас не научатся читать, грамотно говорить и писать, в самом скором будущем они разучатся даже ставить галочки и крестики на ЕГЭ. Фото: PhotoXpress

По последним данным международного исследования PISA, по качеству чтения и пониманию текста Россия среди 65 стран заняла 41-е место, хотя еще недавно была на 27-м.  Достаточно взять в руки любое сочинение, а там "хочу умчатся вдаль", вместо "умчаться", "нет не машин, не людей", вместо "ни машин, ни людей", "вазможный" и "чуюствующий"... Даже отличники, которые претендуют на 100 баллов, ЕГЭ пишут с ошибками. Завкафедрой русского языка и литературы Таганрогского пединститута Андрей Нарушевич рассказал "РГ":

- Выпускники плохо справляются с пунктуацией, не выделяют деепричастные и причастные обороты, вводные слова; не знают, как ставить знаки препинания в сложном предложении. Школьники путают разряды местоимений, служебные части речи. В целом теорию наши школьники знают довольно хорошо, но беда в том, что с реальной грамотностью дела обстоят гораздо хуже.

Зато ЕГЭ они сдают с каждым годом все лучше и лучше. Если в 2012 году в России было 1697 стобалльников, то в 2013-м 100 баллов получили 2523 ученика. Правда, часть работ потом была аннулирована, но значительно это картину не изменило. А вот результаты Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе дают совсем иную пищу для ума. На последней Всероссийской олимпиаде по литературе самую высокую оценку получил десятиклассник из Москвы Михаил Кипнис, который набрал всего 133,5 балла из 150 возможных.

Политики в пылу борьбы за русский язык предлагают отказаться от заимствований. Владимир Жириновский, например, считает, что слово "дилер" надо заменить на "посредник", "перфоманс" - на "представление", "бутик" - на "лавку", "мутон" - на "овчину", а "бар", "ресторан" и "кафе" - на "хорошее русское слово "закусочная".

Школы тоже всячески подчеркивают, что борются за чистоту языка и пытаются всеми силами привить к нему любовь. Сочинения "За что я люблю русский язык" дети начинают писать чуть ли не с первого класса. Разумеется, под диктовку родителей, которые перед этим усиленно копаются в интернете. Ибо порассуждать на эту сложнейшую мировоззренческую тему на одной-двух страницах под силу, извините, далеко не каждому. Сочинения сдаются, дети получают хорошие оценки, а потом пишут: "Жизненный опыт приходит с гадами"...

Комментарии

Галина Левина, проректор Института русского языка им. А.С. Пушкина:

- Единственный путь к грамоте - текст перед глазами. Когда человек читает, то перед ним все время грамотное написание слов. Если много читаешь, то и писать будешь хорошо, правильно. Но беда в том, что современные дети вообще ничего не читают. Заставить их не удается, чтобы заинтересовать чтением, педагогическому сообществу придется искать и пробовать какие-то новые способы. 

Надо понимать, что у книги как у способа развлечься очень сильный соперник - интернет, а школа виновата перед детьми в том, что она их перестала учить думать, размышлять над чувствами и судьбами литературных героев, сопереживать. Школу и родителей беспокоит ЕГЭ. Дети больше не учат стихи, так как школьная программа этого не требует. Следствием становится эмоциональное обеднение. Чтение перестало быть удовольствием.

Общие для всех знания по литературе перестают быть общими. Это разобщает нацию. Раньше все знали, что Обломов олицетворяет собой лень и безделье, Коробочка - скупость, а Наташа Ростова - чистоту и юность. А кто сейчас читает Толстого? Мой внук рассказал, что в его классе только треть ребят прочитала "Евгения Онегина" и лишь одна девочка - "Войну и мир".
Как быть? Может, нужны какие- то совсем уж фантастические, на первый взгляд, способы преподавания русского языка и литературы. Допустим, прекращаем в начальной школе зубрить правила, а все освободившееся время читаем книги и обсуждаем их. Или переписываем в тетрадь и учим наизусть отрывки из классических произведений? Если мы хотим сохранить уровень грамотности школьников, придется, наверное, принимать нестандартные решения.

Борис Панов, преподаватель литературы школы для одаренных детей 1199, Москва:

- Очень хорошо, что мои коллеги собрались, чтобы обсудить, как надо преподавать русский и литературу. Но смущает одно обстоятельство. В новостных лентах сообщалось, что новая ассоциация "поможет учителям создать единую методологию преподавания русского языка и литературы в школе". Мне не очень ясно, как может быть выработана единая методология преподавания, ведь дети разные и по своей подготовке, и по уровню культуры, и с точки зрения психологии? Единой универсальной системы преподавания быть не может. На уроках литературы в одних классах нужно начинать с чтения книг вслух, как советует Пеннак, в других - заниматься серьезными филологическими исследованиями. В нашей школе в учебные программы и в планы уроков постоянно вносятся изменения в связи с тем, что дети разные. Сегодня, например, у меня на уроке литературы были живые писатели - участники VIII Московского биеннале поэтов. Естественно, такую встречу можно организовывать только для заинтересованных и подготовленных детей.

Это же касается и русского языка. Будет здорово, если коллеги обратят внимание на психологические основания преподавания школьных предметов. Учителя в своей массе работают так, как будто психологами не было сделано никаких открытий в области непроизвольного запоминания, концентрации внимания и т.п. Причем многое из того, что не востребовано педагогами, освоила реклама.

http://www.rg.ru/2013/11/15/russkii-site.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Ивойлова
Война и мир в школе
Сколько можно экспериментировать со школьной программой по литературе?
10.01.2017
ЕГЭ из 9"Б"
20.07.2015
Чувство веры
Если Основы религиозных культур станут обязательным предметом для всех классов, придется переписать учебники
04.12.2012
Мигрант на обучение
Скоро 30 процентов учеников в классах будут составлять дети гастарбайтеров
02.10.2012
Азы и буки веры
Учителей научат, как преподавать новый предмет
04.02.2010
Все статьи Ирина Ивойлова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06