Власти Москвы сделали шаг навстречу православной общественности. В среду комиссия по градостроительной деятельности города Москвы дала согласие на то, чтобы увековечить духовный подвиг новомучеников и исповедников Российских. Храм с этим посвящением вскоре будет возведен на Большой Лубянке на территории Сретенского монастыря. В 1930-е годы этот кусочек земли был обильно полит кровью тысяч новых мучеников, которые стали жертвами страшной эпохи гонений на Церковь.
Символично, что Божья обитель была изначально возведена в 1397 году в память об избавлении Москвы от большой крови - нашествия Тамерлана (в этом месте состоялось сретение (встреча) чудотворной Владимирской иконы Божией Матери). Спустя несколько столетий кровь проливали уже не иноплеменники. В конце 1925 г. Сретенский монастырь был закрыт, а большая часть его храмов и сооружений были разрушены. Через некоторое время здесь обосновались офицеры НКВД. Расстрелы проводились прямо на монастырской территории, которая примыкает к главной резиденции чекистов. В память об эпохе воинствующего богоборчества при входе в монастырь в 1995 г. был установлен поклонный крест. До сих пор это единственный мемориал, который напоминает о трагических событиях.
Еще одним побудительным мотивом стала необходимость появления нового, вместительного храма в монастыре, которая назрела давно. При том, что Сретенский монастырь по размерам самый небольшой в Москве, он пользуется заслуженной популярностью среди верующих. Как рассказал наместник обители архимандрит Тихон (Шевкунов), службы собирают такое количество прихожан, что единственный уцелевший в годы репрессий собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери просто не в состоянии вместить всех желающих. Порой люди на морозе слушают трансляцию богослужения, стоя на улице. Преодолеть стесненные обстоятельства можно было только путем строительства нового храма.
Для участия в конкурсной программе на создание проекта храма было прислано около 50 работ. Большинство членов жюри, представленного священнослужителями, художниками и архитекторами, отдали победу проекту Юрия Купера и Дмитрия Смирнова. Аристократически величественное сооружение сразу притягивает взгляд. Представленное архитектурное решение воплощает эсхатологический образ победы Духа над Смертью, по образному выражению отца Тихона «победы Церкви, града Небесного, нового Иерусалима». Храм покоится на величественном стилобатном постаменте, что, помимо прочего, решает задачу максимально эффективного использования подземных площадей на ограниченном пространстве. На территории проекта, помимо храмовых помещений, также разместятся воскресная школа, казначейство, швейный цех, издательство монастыря, совет по культуре РПЦ, а также автомобильная парковка, что является по нынешним правилам обязательным условием строительства. Несмотря на масштаб, храм органически вписывается в исторический комплекс.
Для реализации проекта необходимо снести несколько построек, которые не имеют архитектурно-исторической ценности. Вопреки расхожему мнению, бюрократический барьер оказался не самым главным испытанием на пути к сретению старой и новой Руси. Эксперты рабочей группы комиссии при правительстве Москвы по вопросам градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия согласились с необходимостью сноса шести зданий под строительство нового храма.
Казалось бы, строительство мемориального храма - дело решенное. Сносу подлежат несколько строений, которые не являются памятниками архитектуры. Все они построены в конце XIX - начале XX века в качестве доходных домов монастыря. Каждое из строений многократно перестраивалось. В общем, никакой аутентичности или «живого дыхания старины». Тем не менее, снос обветшалых построек спровоцировал настоящий массированный информационный «артобстрел» этого начинания. Подчиняясь «законам жанра» в применении манипулятивных технологий, закоперщики кампании вооружились прекраснодушной культурно-охранительной риторикой. На ресурсах с красноречивыми названиями вроде a-theism.ru стали появляться материалы о том, как ущерб архитектурному облику столицы якобы нанесет снос шести пристроек и последующее возведение «Сретенского гаража».
Вспоминаются стихи Александра Межирова:
Вы, хамы, обезглавив храмы
Своей же собственной страны,
Создали общество охраны
Великорусской старины.
При этом весь пафос борцов за сохранение архитектурного облика центра столицы на поверку оказывается идеологически ангажированным мифотворчеством. По крайней мере, он легко разбивается о ряд конкретных аргументов. Во-первых, ни одно из сносимых зданий не является памятником архитектуры, о чем свидетельствует историко-культурная экспертиза застройки монастыря, проведенная Институтом Генерального плана Москвы. В свою очередь, здания, являющиеся объектами культурного наследия и исторически ценными градоформирующими объектами, сохраняются.
В результате перестроек и ремонтов, проведенных в XX веке, здания претерпели значительные изменения, практически полностью утратив аутентичность, включая первоначальные архитектурно-стилистические решения и интерьеры. Популистские и медийно выигрышные ссылки на подземную парковку также рассыпаются при первом соприкосновении с реальностью. Как указывают разработчики архитектурного решения, это, мягко говоря, неправда. Как минимум 50% строящихся площадей будут задействованы под верхний и нижний храмы и его службы, ризницы, а также лестницы, эвакуационные пути, коридоры.
Достаточно заметить, что апологетов консервации «городской среды» нисколько не смущал тот факт, что еще относительно недавно монастырь был вынужден соседствовать с «храмом плотских утех и увеселений». Это заведение удалось закрыть только после настоятельных просьб наместника обители отца Тихона. Не исключено, что последующие кликушеские посты в либеральной части блогосферы на тему «церковники против исторического облика Лубянки» всего лишь «маленькая сладкая месть» со стороны тех, для кого рокировка «храм вместо борделя» неприемлема в силу индивидуальных предпочтений. У всей этой истории есть еще одна немаловажная подоплека. Наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон с недавних пор находится в авангарде миссионерской и просветительской деятельности Церкви. Достаточно напомнить, что отец Тихон руководит издательством Сретенского монастыря, является главным редактором интернет-портала Православие.Ru, член редколлегии журнала «Русский Дом». Настоятель принимал деятельно участие в процессе воссоединения Русской Православной Церкви с РПЦЗ.
Широкой публике настоятель Сретенского монастыря известен как автор получившего широкий резонанс фильма «Гибель империи. Византийский урок», а также литературного бестселлера (тираж превысил миллион экземпляров) «Несвятые святые и другие рассказы», представляющего собой сборник реальных историй из жизни монахов и многих известных людей, которых он знал лично. Фигура такого масштаба неизбежно становится объектом критики со стороны тех, кто желал бы видеть Русскую православную церковь в роли декоративного института, а ее пастырей безучастными наблюдателями происходящих процессов. В этом свете возведение долгожданного храма должно стать символом возвращения Церкви подобающего ей значения духовного модератора социальной реальности.
Советник министра правительства Москвы, руководителя Департамента культурного наследия города Николай Переслегин считает, что принятое решение способствует восстановлению исторической справедливости.
- Такой храм Москве нужен. Что касается самой эстетики проекта и архитектурного решения здесь, возможно, имеет смысл дополнительно провести консультации с экспертным сообществом и архитекторами. Так или иначе, это правильное решение, которое должно было рано или поздно состояться. Я бы не так его поддерживал, если бы храм возводился в честь каких-то других мучеников. В данном случае важно символическое и концептуальное значение. Трудно не приветствовать, когда справедливость торжествует, и признаются жертвы ГУЛАГа, или строятся музеи Холокоста. Это важно не только с религиозной, но и с общечеловеческой точки зрения. Так что создание такого храма - важный и правильный символический жест. Что же касается качества архитектурного решения, а также масштаба, то к этому нужно подойти крайне ответственно.
В разговоре с корреспондентом «СП» член Общественной палаты, председатель центрального совета «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» Галина Маланичева высказала мнение, что храмы, монастыри и часовни Русской православной церкви должны максимально эффективно использовать имеющиеся площади для проведения богослужений.
- Трудно отрицать проблему расширения и реконструкции храмов. Любые решения, которые учитывают мнения и пожелания прихожан, вызывают самое положительное отношение. Другое дело, что реконструкция культовых сооружений, находящихся в охранной зоне или историческом центре, неизбежно вызывает повышенное внимание как профессионалов, так и представителей общественности.
«СП»: - Насколько трудно достичь взаимопонимания?
- Как правило, диалог заканчивается компромиссом - мы находим понимание друг у друга. Я знакома с предпроектной концепцией реконструкции Сретенского монастыря и ее оценкой профессиональными архитекторами. Считаю, что прихожане храма действительно находятся в стесненных условиях. Тем более, что сносу подлежат объекты, которые никогда не выступали в качестве объектов исторического наследия. Это разного рода пристройки, которые неоднократно перестраивались, доходные дома и т.д. Единственная просьба состоит в том, чтобы объемы нового строительства были соразмерны той исторической застройке, которая сохранилась. Новый храм должен органично вписываться в историко-культурное пространство Большой Лубянки.
«СП»: - Как Вы оцениваете перспективы реализации предложенного проекта?
- Уверена, мы договоримся. Отец Тихон прекрасно знает возможности этой территории. Мы будем исходить из возможного и с учетом соразмерности, которая характерна для этого уголка Москвы. Русская православная церковь демонстрирует положительное отношение к такого рода дискуссиям.
Действительный член Академии архитектурного наследия, архитектор-реставратор Валерий Шмыков поделился с читателями «СП» своими соображениями по поводу проекта реконструкции Сретенского монастыря.
- Основной задачей конкурса было создание образа Храма-памятника Новомучеников и Исповедников Российских на крови. На сегодняшний день таких в Москве раз-два и обчелся. По заданию нужно было вписать новое сооружение в существующий архитектурный ансамбль. Оно должно соответствовать традициям церковного зодчества. С другой стороны, в задании указывалось, что храм должен подчеркнуть особый статус места и стать достойной вехой в развитии монастыря.
Давайте вспомним ситуацию с реконструкцией Зачатьевского московского монастыря. Это не менее посещаемый и значимый храм для верующих, а также выдающийся памятник архитектуры для всех жителей нашей страны. На территории монастырского комплекса был воссоздан собор Рождества Пресвятой Богородицы. По сути это 100% новодел, можно сказать, архитектурный вымысел. Тем не менее, многие верующие говорят о том, что данная постройка очень удачно вписалась в городскую среду. Этот проект прошел согласование во всех инстанциях, в его обсуждении участвовали представители общественности.
«СП»: - Скептики нашлись даже у идеи воссоздания Храма Христа Спасителя
- Так и есть. Сегодня это один из почитаемых символов России, а тогда критики говорили зачем нам новодел, в строительстве которого будут использоваться новые элементы и материалы. Дескать, у церкви и так много проблем. Деньги лучше направить на реставрацию существующих культовых сооружений. Хотя с тех пор Храм посетили миллионы верующих, и он символизирует духовное возрождение России. Призывы оберегать руины от восстановления напоминают «либеральное мракобесие». Из поборников аутентичности мало кого волновало, что значительная часть территории Зачатьевского монастыря, скажем так, пребывала в плачевной состоянии.
«СП»: - Воинствующие аутентисты забывают о том, что любой древний храм когда то был нещадно клеймимым ими новоделом.
- Очевидно, что перестроенный храм или монастырь будет жить еще века. Нельзя просто взять и законсервировать его навечно. Самое главное, к предлагаемым вариантам расширения Сретенского монастыря нужно относится не как к готовому проекту, подлежащему реализации. Это скорее концепция проекта, точнее предпроектные предложения-идеи. Доведение их до ума в обязательном порядке предполагает широкую общественную дискуссию. Много частных вопросов еще не получили разрешения. Например, какой высоты будут те или иные элементы. Не имея представления о пропорциях, сегодня они могут кому-то показаться вычурными. И только после детализации проекта он воплощается в жизнь. Допустим, кому-то не нравится лестница, кому-то еще что. Повторюсь, храм Новомученников и Исповедников Российских на крови это не просто церковь. Выражаясь секулярным языком, это отчасти еще и мемориал, который увековечивает память о духовном подвиге мучеников за веру. Соответственно, архитектурные решения должны символизировать победу над злом, вечной жизни над смертью. Такой храм и должен выглядеть величественно.
Он не просто воспроизводит, а органично объединяет в себе особенности владимирской, новгородской, псковской архитектуры. На первом этапе не обошлось без эклектики, но это поправимо. Приведу немного крамольную аналогию с созданием новой марки автомобиля. Сначала дизайнеры разрабатывают броский внешний вид, но потом, когда дело доходит до поточной стадии производства, облик авто постепенно «доводят до ума».
Территория вокруг Сретенского монастыря очень живописна, это «оазис покоя и умиротворенности» посреди шумной Москвы, вспоминает писатель, заместитель главного редактора газеты «Литературная Россия» Роман Сенчин.
- Монастырский дворик, где я люблю бывать, отличается не только своей ухоженностью и чистотой, но и миниатюрностью. Проблема нехватки пространства видна невооруженным взглядом. Эту проблему нужно решать. Если здания и монастырская земля переданы Церкви, то это ее прерогатива определять, как их использовать наиболее разумным образом.
Думаю, что главная причина информационной шумихи связана с фигурой настоятеля монастыря отца Тихона. Это один из наиболее активных и деятельных проповедников и популяризаторов православия. У многих сил (как внутри страны, так и внешних) это вызывает раздражение. Скорее всего, за поднятой информационной шумихой и прочей мышиной возней скрывается банальное сведение счетов. Защитники архитектурного наследия, несмотря на риторическое прекраснодушие, увы, далеко не всегда чисты и непорочны в своих помыслах. Я бы вообще не придавал особого значения кликушеским высказываниям в блогосфере. С одной стороны это действенный инструмент давления на оппонентов, а порой людям элементарно скучно, и они начинают «раздувать из мухи слона». Хорошо, что будет большой новый храм.
Фото: Сергей Гунеев/ РИА Новости
http://svpressa.ru/society/article/77438/?rss=1