Прекратившиеся было в первые месяцы экономического кризиса в Италии высадки на Сицилию беженцев с африканского континента вновь участились. Не проходит и дня, чтобы программы новостей не сообщали о новых трагедиях, происходящих в море.
Еще не найдены тела всех затонувших у сицилийского острова Лампедуза, где загорелось плавучее средство, перевозившее иммигрантов (в настоящее время число погибших уже превысило 300 человек), как произошла новая трагедия - еще один катер перевернулся в море. Около 50-ти человек погибли, остальных спасли подоспевшие итальянские и мальтийские службы. А на горизонте со стороны Африки появляются все новые и новые плавсредства с отчаявшимися людьми на борту...
Те, кто отплывает от берегов Ливии или Туниса в поисках счастья в «цивилизованном мире», бегут от войн и нищеты не только из самих этих стран, но и других, таких как Сомали, Эритрея, Чад, Судан, Сирия, Афганистан.
Продав имущество, чтобы заплатить перевозчикам, беженцы месяцами живут в палаточных городках, ожидая своей очереди и надеясь, что их беды закончатся, едва они вступят на итальянскую землю.
Но какая судьба ждет большинство из тех, кому посчастливилось преодолеть трудный морской путь?
Проблемы для «вновь прибывших» начинаются сразу же, поскольку те, кто не получают статуса беженца, автоматически попадают в разряд нелегальных иммигрантов и, следовательно, согласно «закону Босси-Фини», принятому в 2002 году, уголовно наказуемых.
В силу этого большинство иммигрантов, попавших в Италию морским путем, сразу же стремится скрыться от глаз полиции, чтобы не попасть в «центры идентификации», откуда они в принудительном порядке могут быть отправлены обратно.
Но и те, кто находятся в «центрах идентификации» или в гостиницах в ожидании статуса беженца (зачастую на это уходят месяцы, а то и годы), по сути, предоставлены самим себе. Многие из них, пытаясь самостоятельно устроить свою жизнь, попадают в зависимость от криминала.
Подобное явление особенно распространено на юге, где нелегалы становятся легкой добычей «каморры» и других криминальных структур, начинают заниматься проституцией, распространением наркотиков или работают за гроши по 10-11 часов в день на плантациях по сбору сезонных овощей и фруктов.
Впрочем, выходцы из Африки не единственные, кто таким своеобразным образом поддерживают продукцию «made in Italy». На плантациях работают и выходцы из Восточной Европы, а на подпольных фабриках китайские иммигранты успешно подделывают известные модные марки одежды. Контрабандные товары затем продают на улицах все те же выходцы из Африки.
Масштаб нелегальной иммиграции в Италии поистине впечатляет: только по неофициальным данным около 500 тысяч человек без документов и, соответственно, без прав находятся на ее территории, пополняя ряды новых рабов.
Недавние трагические события у острова Лампедуза заставили итальянские власти вновь остро поставить вопрос о нелегальной иммиграции в Европейском парламенте, поскольку большинство прибывающих в республику, на самом деле, устремляются в более богатые европейские страны.
Сегодня обсуждается возможность создания «гуманитарного коридора» для беженцев, чтобы те могли еще за границами Евросоюза попросить политического убежища, не становясь заложниками криминальных структур, которые сегодня и осуществляют незаконные перевозки.
В последнее время в итальянских СМИ даже высказывается предложение направлять вновь прибывающих в страны с большими незаселенными территориями, такие как Канада, Китай и даже Россия с ее южной частью Сибири (!).
У Европы до сих пор нет серьезной политики в отношении иммигрантов из африканских стран. Она пытается всеми силами остановить этот неуправляемый процесс, но остановить отчаявшихся людей невозможно. Иммигранты продолжают прибывать, морским путем, несмотря на то, что с 1988 года в Средиземном море по самым общим подсчетам погибло уже свыше 19.000 человек.
Провалились и все попытки добровольной репатриации: люди не хотят возвращаться туда, где были проданы в рабство и пережили насилие, а то и пытки.
В то же время нельзя не замечать и того, что сосредочение такого большого количества людей, находящихся вне закона, на столь небольшом клочке земли, каким является Италия, становится просто опасно. Это ведет к росту криминала и к исчезновению европейского гражданского общества. На юге Италии уже произошли волнения среди иммигрантов, и можно не сомневаться, что если все останется по-прежнему, они будут только нарастать.
Это происходит на фоне растущих антииммигрантских настроений и по всей Европе. Националистическая партия «Лига Севера» контролирует три самых богатых и экономически развитых региона Италии - Пьемонт, Ломбардию и Венето. В Греции набирает силу неонацистская партия «Золотая заря», во Франции - «Национальный фронт» Марин Ле Пен. В Норвегии на последних выборах ультраправая «партия Брейвика» вошла в правительство.
Все это говорит о том, что политика традиционных партий в отношении иммигрантов больше не убедительна для европейцев.
Феномен рабства, появившийся в Италии через столетия, безусловно, является позором, но чтобы преодолеть его, недостаточно закрыть границы, выслать всех «понаехавших» и начать усиленное патрулирование берегов.
Должна быть выработана новая экономическая политика, без привычного для европейцев колониального мышления, направленного на то, чтобы воспользоваться природными ресурсами менее удачливых стран, обрекая их народы на нищету. Пока же можно констатировать, что никаких конкретных шагов в этом направлении не сделано.
А тем временем поток отчаявшихся людей не иссякает...