Дела религиозные, дела национальные

0
151
Время на чтение 4 минуты
Дела религиозные, дела национальные

После прозвучавшей из уст спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко идеи создать ведомство по делам религий и национальностей вновь поднялась дискуссия по поводу целесообразности возрождения в современных условиях аналога ставшего печально известным в советские годы Совета по делам религий. Политолог, публицист, редактор портала РЕЛИГАРЕ Александр Щипков обратил внимание на еще одну сторону проблемы: категорически нельзя смешивать национальную проблематику с религиозной.

- Уже не первый раз звучат призывы создать единый государственный орган по делам национальностей и религий. Подобное министерство существовало в постсоветскую эпоху. Его возглавляли разные люди и, честно говоря, оно показало довольно низкую эффективность. Я не хочу сказать, что национальную и религиозную сферы не надо регулировать, и понятно, что государство не может самоустраниться из этой сферы. Но Валентина Ивановна, как и многие другие, допускает очень серьезную ошибку. Дело в том, что категорически нельзя смешивать национальную проблематику с религиозной.

В борьбе за полномочия чиновники стремятся все сложить в одну корзину. Однако национальные и религиозные проблемы, которые, безусловно, существуют, на самом деле решаются совершенно по-разному. Религиозные проблемы - как внутрирелигиозные, так и религиозно-государственные - можно решать одним-единственным способом - договорным. Существуют разные оттенки договорной системы: симфонические, согласительные, конкордатные... Но как ни назови, это система, которая подразумевают договоры и компромиссы между различными сторонами, подразумевает права и обязанности сторон.

Что касается национальных проблем, то они должны решаться с помощью законодательства: должны быть нормы взаимоотношений, установленные государством, - органами, которым мы, избиратели, делегируем право создавать законы. И регулироваться они должны достаточно жестко, потому что национальные конфликты существовали, существуют и будут существовать, - все эти россказни про толерантность и мультикультурализм остаются только россказнями. Уже всем очевидно, что мультикультурализм недееспособен, это даже не система, это - идеологическая концепция, навязываемая меньшинством большинству. Понимая это, нужно в вопросах национальных отношений вводить жесткие правила, что, с другой стороны, совершенно недопустимо в религиозной сфере.

Дело в том, что природа национальных чувств отлична от природы чувств религиозных. Религия по своей сути наднациональна. Каждый человек, опираясь на свои национальные чувства, действует в одном векторе, а если опирается на религиозные - то совершенно в ином. Поэтому смешивать эти две вещи категорически нельзя, и прозвучавшее предложение создать некую структуру, которая будет заниматься и национальными, и религиозными проблемами одновременно, свидетельствует о полном непонимании разности этих двух сфер. На самом деле их нужно развести в разные стороны. Именно поэтому данную идею я считаю неправильной и нежизнеспособной.

В различных органах власти у нас существуют структуры, которые занимаются национальными проблемами. Например, в Минрегионразвития есть целый департамент, который достаточно успешно работает. Есть также несколько структур, которые занимаются религиозной проблематикой. Действуют Совет при Президенте, профильный комитет в Государственной Думе, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации. Мне кажется, что существующих сегодня органов вполне достаточно, поскольку в религиозной сфере в последние годы мы наблюдаем весьма положительную динамику, чего не скажешь о сфере межнациональных отношений.

В любом случае, подобные предложения надо предлагать на публичное обсуждение, и решение таких вопросов не должно быть келейным, потому что касается всех нас.

Повторю - самое главное, что меня беспокоит в выдвинутой инициативе, - это попытка соединить два направления - религиозное и национальное - при том, что их категорически надо разводить.

Хотелось бы немного углубиться в историю. А нужно ли вообще ведомство по надзору за религиозными организациями? Каким образом подобные обязанности выполнял в СССР Совет по делам религий и как это сказывалось на жизни верующих?

- При советской власти Совет по делам религий занимался только религией. Заметьте, советские идеологи не смешивали разные темы: отдельно занимались религией и отдельно - национальными вопросами, потому что понимали разницу между ними.

Главная задача Совета по делам религий, которую ставила перед ним КПСС, состояла в постоянном уменьшении религиозности в государстве. Но поскольку религиозность - вещь абсолютно нерациональная и измерить ее невозможно, то Совет по делам религий соотносил религиозность народа с количеством приходов и иных религиозных общин. Заметим, что ко все религиям тогда относились одинаково скверно.

Итак, Совет по делам религий в своих отчетах стремился показать, что количество приходов ежегодно уменьшается. На этом основании власти утверждали, что религиозность в СССР неуклонно падает. Для того, чтобы получить эти показатели, каждый год закрывали храмы и их становилось все меньше и меньше.

В середине 80-х эти закрытия велись уже почти формально: закрывали два прихода в год, а то и один. А в 1987 году, за год до празднования 1000-летия Крещения Руси, не закрыли ни одного! Так же было в 1988 году, а с 1989 года начинается постепенное открытие храмов. С боем, но открывались - сначала один, два, так и пошел обратный процесс.

Что представлял собой Совет по делам религий? Это была структура внутри исполнительной власти, при Совете министров, которая боролась с христианством и вообще с религиозностью. Сейчас В.И. Матвиенко предлагает создать ту же самую схему (министерство, ведомство или агентство) в недрах исполнительной власти. И это одна из ключевых ошибок.

К сожалению, любая государственная структура не только в России, но и во всем мире в той или иной мере неизбежно связана с коррупцией. Следовательно, чиновничество, работающее в этой структуре, будет впадать в соблазн вымогать деньги у религиозных организаций, обещая преференции или угрожая лишить чего-то. Кроме того, такой рычаг вводит в соблазн регулировать, раскалывать, стравливать... Эта система ущербна изначально.

Поэтому я утверждаю, что диалоги с религиозными организациями могут быть только согласительными - возможна именно симфоническая система, когда государство и религиозные организации договариваются о правилах общения и поведения и даже заключают об этом договор на бумаге. Например, у Русской Православной Церкви были заключены договоры о сотрудничестве с Миноборны, Минздравом и иными ведомствами. Эта тенденция с годами может вылиться в заключение договора с государством в целом. Но никто не торопит, не спешит, не форсирует. Мы все видим, повторяю, положительную динамику отношений Церкви и государства, Церкви и общества. Так что не нужно портить уже созданное и наработанное.

Специально для портала "Приходы"

http://prichod.ru/aktualniye-voprosy/8449/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Щипков
Путин и Русский Мир
«Щипков № 297»: Анализ интервью Такеру Карлсону
28.02.2024
Все статьи Александр Щипков
Последние комментарии