Нынешний год в Италии проходит под знаком юбилея Джузеппе Верди. Афиши оперных театров пестрят названиями его опер, композитору посвящаются выставки и симпозиумы, выходят новые исследования о его творчестве.
О любви итальянцев к гению свидетельствует и тот факт, что 3036 дорог, площадей, улиц, аллей и переулков по всей стране носят имя Верди. В этом он уступает разве что только Данте.
Наверное, Верди был бы разочарован сегодняшней Италией. Он, который своим искусством способствовал ее объединению и освобождению от иностранной оккупации, не мог бы смириться с тем, что в политике преобладают сепаратистские настроения и за 150 лет так и не были преодолены противоречия между севером и югом. Верди ратовал за просвещение народа и улучшение условий жизни крестьян, и ему, конечно, было бы горько видеть, что культуре и образованию уделяется сегодня недостаточное внимание, а число бедных головокружительно растет.
Юбилей Верди заставляет по-новому оценить его грандиозную личность и оставленное им наследие. Что сделало этого скромного человека, родившегося 10 октября 1813 года в семье трактирщика в деревне Ле Ронколе в северной части Ломбардии, бывшей в то время французской провинцией, выразителем чаяний итальянского народа? Только ли его выдающееся музыкальное дарование? Или в самой его фигуре было нечто такое, что позволило ему дать итальянцам веру в самих себя?
Музыкальное образование Верди получил сначала в городке Буссето, а позже в Милане, где он сблизился с кругами прогрессивной интеллигенции, мечтавшей о том, чтобы раздробленная и оккупированная разными государствами Италия стала единой и независимой. Первый большой успех молодому композитору принесла опера «Набукко», написанная на сюжет из Библии и поставленная в 1842 году в театре «Ла Скала».
Библейскую историю избавления еврейского народа из вавилонского рабства итальянцы восприняли как призыв к освобождению собственной родины. Арии и хоры из этой оперы распевались на улицах городов.
Проводя зимы в Генуе, где подготавливался поход на Сицилию знаменитой «Тысячи» Гарибальди, встречаясь в Лондоне с идеологом движения Рисорджименто Джузеппе Мадзини, посещая кружки итальянских патриотов в Милане и Париже, Верди был в курсе всех политических событий и живо откликался на них. Среди его близких друзей многие принимали участие в сражениях. Сам Верди во время волнений, охвативших север Италии в 1859 году, организовал подписку в помощь раненым и сиротам погибших за освобождение родины, а также на собственные средства закупил через гарибальдийцев английское оружие для организованной в Буссето национальной гвардии.
Однако главным делом его жизни была, конечно же, музыка. В операх 1840-1850-х годов композитор, несмотря на строгий надзор цензуры, вывел на сцену героев, борющихся против тирании за свободу, за поруганное человеческое достоинство, и с ариями или хорами из этих опер многие шли в бой и жертвовали жизнью ради высокого идеала свободы Италии.
Увы, энтузиазм эпохи Рисорджименто сменился для многих (и для Верди в том числе) величайшим разочарованием, когда к власти в объединенной Италии пришли низкие карьеристы, заботившиеся лишь о личной выгоде. В 1860 году Верди был избран членом совета первого национального парламента. Он желал улучшить состояние музыкальных учреждений. Его мечтой было, чтобы при консерваториях в вечерних музыкальных школах могли воспитываться на государственные средства одаренные музыканты. Однако увидев, что его проект остался на бумаге, композитор отошел от политики.
В самом расцвете своего таланта на долгие годы Верди замолчал, переживая глубокий духовный кризис. Он понимал, что его прежние оперы, звавшие к освобождению от тирании, утратили свою актуальность. Его письма этого периода полны горечи. Не принесло ему радости и завершившееся в 1870 году объединение Италии, поскольку страна переживала тяжелейший экономический кризис.
«Все хотят быть президентами и министрами, а о родине пусть заботится кто хочет», - писал он в 1879 году Ф. Гиллеру, и горько осознавать, что его слова сегодня звучат с новой актуальностью.
Однако период молчания и раздумий не был для композитора бесполезным. Оставив гражданскую тематику, он стал больше задумываться над внутренним миром человека, стремясь выразить музыкальными средствами тончайшие движения души. В 1861 и 1862 годах Верди побывал в России, получив приглашение написать оперу «Сила судьбы» для императорских театров. Прекрасно встреченная публикой, опера тем не менее не избежала суровой критики таких серьезных музыкантов, как А. Серов и П. Чайковский (которые, однако, не отрицали огромного таланта Верди), и многие музыковеды склонны считать, что именно это стало для композитора первым серьезным толчком к пересмотру его творческих методов, что и привело к созданию гениальных поздних произведений, где он поднялся поистине до шекспировских высот в постижении человеческой натуры.
Юбилей Верди совпал с юбилеем другого выдающегося композитора XIX века - Рихарда Вагнера, также родившегося в 1813 году. Было время, когда в самой Италии имя Верди было отодвинуто в тень в угоду прославления его более счастливого соперника, открывавшего новые пути в оперном искусстве. Верди и Вагнер никогда не встречались и не питали особенно теплых чувств друг к другу. Примечательно, что споры между поклонниками двух композиторов не утихают до сих пор.
«Верди жизненнен, он изображает страдания, катастрофы людей, тогда как Вагнер делает шаг вперед. Он метафизический, духовный», - утверждает известный музыковед Франко Серпа.
«Верди человечен, Вагнер нет», - парирует выдающийся дирижер Риккардо Мути, который выбрал программу из произведений Верди для своего концерта перед пострадавшими от недавнего землетрясения в Эмилии-Романье.
Именно человечность музыки Верди позволяет ей врачевать раны, а величие души ее создателя заставляет задуматься о сегодняшнем времени, где катастрофически не хватает солидарности и господствуют материальные ценности.
Добившись известности и славы, Верди не утратил своих душевных качеств. Он часто помогал талантливой бедной молодежи получить образование, недалеко от своего дома в местечке Сант-Агата построил больницу для крестьян, а в конце жизни основал приют для престарелых артистов и музыкантов в Милане, который существует до сих пор.
Верди не был небожителем, никогда не считал себя избранным. Чуждый всякой помпе, он до конца своих дней оставался глубоко демократичным человеком. Выйдя из бедной среды, по своей сути он не перестал быть «крестьянином из Сант-Агаты», как он шутливо себя называл - просто одетым, с «широкими, грубыми и костлявыми руками», которыми он не только написал великие музыкальные партитуры, но и посадил деревья вокруг своего дома, которые и поныне составляют прекрасный сад.