Диакон Александр Яхонтов: «Богослужение - как прямой эфир»

Когда-то он вел криминальную программу, а сейчас служит Богу в Православной Церкви

0
308
Время на чтение 6 минут

Всего семь лет назад диакон саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Александр Яхонтов ни за что бы не поверил, что станет священнослужителем Русской Православной Церкви. На тот момент он был просто Сашей для своих коллег-телевизионщиков. Карьеру в журналистике начал с ведущего прямого эфира, затем был корреспондентом в отделе новостей ГТРК «Саратов», работал в губернаторском пуле в областном правительстве, обозревателем в «Саратовских вестях». В 2005 году Сашу, которого теперь называют отцом Александром, пригласили на телеканал «ТНТ-Саратов» в качестве редактора криминальной программы. А немного позже в его жизни началась удивительная история, которая продолжается до сих пор...

«Душа стремилась к Богу...»

- Отец Александр, как же так получилось, что Вы теперь диакон? С чего все началось?

- Пути Господни неисповедимы. Сегодня многие любят повторять эту фразу, она стала почти поговоркой, легко соскакивает с языка. Но именно это выражение действительно точно отражает жизненный путь каждого человека, в том числе и мой.

Когда работал на ТНТ, ко мне обратились с предложением из информационно-издательского отдела Саратовской епархии помочь с выпуском епархиальной телепрограммы. Уже тогда я был знаком с игуменом Нектарием (Морозовым), руководителем отдела, по прежней своей работе. И еще потому быстро согласился, особенно не раздумывая.

Можно сказать, что телегруппа Саратовской епархии с нуля создавалась при мне. Я был своего рода консультантом в профессиональном плане. Хотелось, чтобы церковные передачи были живыми, интересными, «смотрибельными».

Мы искали форму подачи, всего добивались опытным путем. Было очень интересно и радостно творить, делать что-то новое.

Отец Нектарий нас очень поддерживал. В августе 2006 года вышла первая программа.

- Получается, Вас изначально захватила именно новизна, необычность тематики?

- Не только. Сейчас понимаю, что начало моей работы в епархиальной телегруппе было призывом Божиим. Я вернулся к Нему.

Мне хотелось не только нового, но и очень хорошего, для души. Был уверен, что делаю не только что-то очень интересное, но и важное; понимал, насколько новая программа нужна зрителям, которые совсем ничего о Православии не знают, но хотели бы знать. Такой она изначально и задумывалась, с просветительским характером.

Вряд ли только стремление к новой деятельности меня настолько сильно захватило. Я продолжал трудиться на ТНТ, в епархию приходил после основной работы, выкраивал время.

- Вы сказали, что, став епархиальным тележурналистом, вернулись к Богу. Как это понимать?

- Я был крещен в детстве, как многие в советское время, на дому. Дедушка мой был военный, бабушка работала в госорганизации, родители тоже опасались за свою работу. В 70-е годы, если бы власти узнали, что кто-то крестил своего сына, могли последовать серьезные неприятности, так что я долгое время даже не знал, что крещен. Однако, даже толком ничего не зная о Церкви, вере, в храм заходил иногда: свечи перед иконами зажечь, сказать о чем-то Господу.

У нас дома, сколько себя помню, на стене висело эмалевое изображение храма Покрова-на-Нерли. Долгие часы проводил возле этой картинки, всматривался в нее.

Она не оставляла меня равнодушным. Тогда не мог даже понять, почему. Душа стремилась к Богу, поэтому я вернулся.

В поисках воздуха

- Диссонанса внутреннего не возникало: программа о криминале и одновременно передача о жизни Церкви?

- Нет. Дело в том, что, работая над криминальными сводками, выезжая на происшествия, много увидел зла, столкнулся с запредельно негативными проявлениями человеческой природы.

Столько плохого прошло через сердце, что понял: задыхаюсь. Жить так, как жил тогда, стало невозможно.

Казалось, что мой мозг вот-вот взорвется. Тяжело жить, если нет выхода из ада, ничего не может прояснить смысл жизни. Это ужас.

Стал понимать всех, кто работает в правоохранительных органах. Они живут так изо дня в день, а это отпечатывается на душе. И на моей отпечатывалось тоже.

В тот момент Господь послал мне утешение в виде епархиальной программы. Может быть, еще и поэтому с таким воодушевлением взялся за ее съемки. Действительно отдыхал душой, делая ее.

Когда приходили люди и говорили: «Мы посмотрели, нам понравилось», приходило понимание, что реально помогаю нести в мир слово Божие, делаю что-то хорошее. И в какой-то момент понял, что хочу жить той жизнью, о которой рассказываю в епархиальной программе.

- Другими словами, Вы стали воцерковляться?

- Да. Я узнавал о Православии все больше и больше, мне не надоедало.

Кроме чисто профессионального интереса довольно быстро возникла личная заинтересованность. Со временем понял, что без Церкви уже не смогу.

В один прекрасный момент, который совпал с какими-то жизненными трудностями, попросил игумена Нектария об исповеди. Испытывал тогда просто непреодолимое желание исповедаться и, если стану достоин, причаститься Святых Христовых Таин.

Можно сказать, что это была осознанная необходимость. Говорят, что исповедь - второе крещение, я его получил.

После ощущал не только моральное успокоение, но даже на физическом уровне чувствовал, как мне стало легко. С моих плеч упала какая-то невероятная тяжесть.

Кстати, шел на первую исповедь, еле передвигая ноги, словно в кандалах. А потом, покаявшись во множестве грехов, нажитых за долгие годы, испытал невероятное облегчение, чувство свободы.

- Свободой можно по-разному распорядиться. Как распорядились ею вы?

- Стал ходить в храм, приступать к Таинствам, потихоньку меняя весь строй своей жизни. И однажды попросил об огромном - чтобы позволили прислуживать священнику во время богослужения, чтобы позволили войти в алтарь, в святая святых.

Нет, не было никаких специальных событий, потрясений, терзаний. Просто понял, что пришла пора.

Духовный наставник меня благословил. И вот я уже прислуживаю в алтаре, помогаю. Для светского человека слово «прислуживать», наверное, немного насмешливо звучит, но оно всего лишь означает, что пономарь помогает при службе, во время ее.

Ощущение дома

- Помните свои первые ощущения?

- Конечно. Трепет, восторг от соприкосновения с Высшим, осознание грандиозности происходящего.

В первое время, правда, мало что понимал, но со временем немного разобрался. Все увлекало, особенно ритм церковной службы, достаточно напряженный.

Для меня богослужение в алтаре имеет параллель с прямым эфиром на телевидении. И тут, и там ошибок быть не может.

Богослужение - это действительно прямой эфир. Когда оно начинается, его нельзя остановить, прервать, если кто-то устал. Каждый день по всей планете возгласом священника начинается служба, и это неотменимо, неостановимо.

Я понимал, что причастен к тому, что является единственно важным для каждого человека. И как-то постепенно понял, что хочу остаться в храме, все иное противоречит моему существу даже на клеточном уровне. Понял, что не могу больше заниматься тем, чем занимался в светской журналистике, хотя совсем недавно получал профессиональное удовлетворение от работы.

Через некоторое время уволился, поступил в Саратовскую духовную семинарию и стал пономарем в храме во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, уже официально, не только по субботам и воскресеньям.

- Родные и друзья, наверное, удивились вашему выбору?

- Родные и настоящие друзья не удивились. Они знали, что со мной происходит, как я живу последние несколько лет. Но кто-то исчез из моей жизни, ведь она изменилась.

Совершенно не вспоминаю о прежней работе. Иногда встречаю бывших коллег, спрашивают: «Ты не жалеешь?».

Нет, ни капли, ни секунды не жалею. Забавно, но, даже когда уже стал диаконом, мне продолжали звонить и предлагать разные должности в разных СМИ.

- Диаконом вы стали не так давно, в феврале этого года. Помните, что чувствовали во время хиротонии?

- Конечно, очень нервничал, но ко мне все относились очень благожелательно, с теплом. И я ощутил, что вступил в новую огромную семью, где все очень разные, но идут к одной цели - ко Христу.

Когда окидываю мысленным взором пройденный путь - от светского журналиста, который вроде бы случайно стал сотрудником епархии, до диакона - начинает кружиться голова. Прошло всего семь лет. Для меня все случилось невероятно быстро.

Но сегодня чувствую себя на своем месте и могу твердо сказать: «На все воля Божия». Все, чего я хочу, - быть рядом с Ним, служить Ему. Все, что Господь мне дал, принимаю с огромной благодарностью.

Газета «Саратовская панорама» №38 (915)


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-10-06-23-56-12-diakon-aleksandr
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Волкова
Ксеньины кирпичики
6 февраля Русская Православная Церковь вспоминает одну из самых любимых святых русского народа - блаженную Ксению Петербургскую
06.02.2015
Все статьи Наталья Волкова
Диакон Александр Яхонтов
Все статьи Диакон Александр Яхонтов
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28