Завершился Крестный ход по харьковской окружной дороге, посвященный 1025-летию Крещения Руси и прошедший по благословению архиепископа Харьковского и Богодуховского Онуфрия. На праздник Рождества Пресвятой Богородицы (21 сент. по н. ст.) пришелся третий ходовой день - от аэропорта до чугуевской трассы.
Такой ход, по окружной (были и иные), проводится уже четвертый раз. Всякий раз - в четыре дня (две пары выходных). В день проходится четверть окружной (общая ее длина примерно 85 км). Крестоходы идут от Поклонного Креста к Поклонному Кресту.
Первый такой, воистину исторический, четырехдневный Крестный ход вокруг Харькова, инициированный прихожанами Харьковской епархии Украинской Православной Церкви в честь 1020-летия Крещения Руси, прошел в сентябре 2008-го; целью его было создание защитительного молитвенного кольца вокруг города и освящение четырех Поклонных Крестов, установленных на Пасху 2007 г. на основных въездах в город - с запада, юга, севера и востока - в поселках Песочин, Жихарь, Пятихатки и на Чугуевской трассе за поселком Рогань, почти сразу за трагически известным со времен Великой Отечественной войны расстрельным Дробицким яром.
Участники Крестного хода традиционно несут списки двух чудотворных харьковских святынь - иконы Божией Матери «Песчанской» и Богородицы «Озерянской», неизменно присутствует и образ Царственного страстотерпца государя Николая, Собор Слобожанских святых, а также в этот раз - икона св. равноап. вел. кн. Владимира. Пять больших, очень тяжелых икон. Ход движется с весьма высокой скоростью, крестоходы пошучивают, что не все спортсмены выдерживают этот темп. В этот раз в духовный путь отправилось около 250 крестоходов, ведомых пятнадцатью батюшками.
«Мы ходим с иконами, молимся, и нечистая сила вокруг нас умирает. Мы по окружной дороге обойдем Харьков, и вокруг города образуется святое кольцо, которое будет защищать его жителей от всякой нечисти, - говорит организатор харьковских Крестных ходов Александр Сокол. - Цепочка Крестного хода не прерывается».Образ Божией Матери «Песчанской» известен как один из чудотворных списков Казанской иконы Божией Матери. Он был явлен великому русскому святителю Иоасафу, епископу Белгородскому, который родился в 1705 г. в Прилуках в день Рождества Пресвятой Богородицы. «Радуйся, Владычице мира, иконою Твоею Песчанскою сердца наша утешающая!» - не раз повторяется в акафисте.
Образ Святых Слободского края обычно пребывает над ракой с честными мощами священномученика Александра Петровского в кафедральном Благовещенском соборе Харькова. На переднем плане, в центре этой большой иконы, изображен святитель Афанасий Лубенский, держащий в руках Чудотворную икону Богородицы Озерянской. Он стоит в ряду со святителями Иоасафом Белгородским и Мелетием Харьковским, а также священномучениками Онуфрием (Гагалюком), Александром (Петровским) и Константином (Дьяковым). За спинами когорты молитвенных защитников града Харькова разных эпох (у Бога нет времен!), ведущих навстречу нам, сегодняшним харьковчанам, сонм новомучеников, известных и безымянных; на иконе виден и сам город с его живыми и убиенными храмами.
Все четыре Поклонных харьковских креста одинаковы - пятиметровой высоты, с золотистыми кириллическими буквами по крылам «Спаси и сохрани». Смысл этих крестов - охранительный. В старину в наших краях так было заведено: когда путники приближались к населенному пункту, их всегда встречал большой крест на въезде. Следовало поклониться кресту, поблагодарить Господа, что привел тебя в целости и сохранности в православное обиталище. Вот и теперь этот обычай, слава Богу, возрождается; когда подъезжаешь к Харькову, становится понятно, что это православный город, а не скопище безликих «сообществ», не просто «население человейника», и на сердце становится теплей и родственней, даже если ты сам нездешний.Основание крестов укреплено своеобразными усеченными пирамидами, и на каждой из черных гранитных граней выгравированы значимые слова: «Сей крест установлен и освящен Русской Православной Церковью ко Дню Светлаго Христова Воскресения в 2007 г. от Р. Х., от сотворения 7515 г. Не нам, Господи, не нам по имени Твоему дай славу, ради милости Твоея, ради истины Твоей»; «Да оградит сей крест Богохранимый град Харьков от всякого супостата. Да воскреснет Бог, да расточатся врази Его»; «Люби врагов своих, ненавидь врагов Христа, бей врагов Отечества... (Митрополит Московский Филарет (1782-1867)»;«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения... ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву (Рим. 16 (17)».
Разве можно не взволноваться, прочитав эти проникновенные строки! Хочется поглядеть в глаза человеку, с сердцем и умом подбиравшему слово к слову, понимавшему, что читать это будут впредь на протяжении многих лет - в солнце и непогоду, пешие и «конные».
Есть нам, грешным, над чем поразмыслить. Увы, не утрачивается, а даже возрастает для нас актуальность этих слов: «...бей врагов Отечества», «...остерегайтесь производящих разделения». И про служение чреву, как сегодня видим по новейшему суетному и украинскому евровыбору, тоже сказано точно, про них же. То есть и про нас. Ибо мы их «выбирали», посаждали во властные кресла.
Где же брать силы на дальний пеший переход? Ведь каждый отрезок от одного харьковского Поклонного креста до другого - более двух десятков километров, а в колонне - на две трети женщины, среди которых немало пожилых. Да и дети тоже ведь идут в общем строю. Но дело в том, что каждый раз, даже после десятиминутного привала, следующего за каждым часом ходьбы, движение начинается с коленопреклонения. Все участники хода становятся друг за другом пред святынями, которые проносятся над каждым. Отсюда - силы.Со стороны Крестный ход выглядит весьма внушительно и прекрасно: впереди - Крест и синие хоругви, иконы, затем разобравшиеся по три в ряд крестоходы со своими иконками, поющие перекликающимися хорами - сначала мужской, идущий впереди, а затем женский. В этом строю поют все. Поют весь поход. Живое сердце откликается прежде умозрения, когда ты становишься сам в такую колонну и твой одиночный голос вливается в огромный хор, раз за разом - сотни раз - песенно повторяющий Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» Ведь Крестный ход - это и совместная молитва многих людей, и возможность совершить свой малый духовный подвиг, и проникающий в самое сердце призыв идти за Христом.
Идя в середине, понимаешь правоту простых слов известной песни иеромонаха Романа: «Русь еще жива, Русь еще поет...»
Здесь ты отчетливо осознаешь: это твой народ, это твои братья и сестры. Собранные ради спасения града и Отечества от супостата, ради торжества Православия. В отличие от тех, что заняты постоянным «дерибаном» общественной собственности, еще недокраденной за 22 года незалежности, или корыстным перераспределением «финансовых потоков». В отличие от тех мазеп, кто готов быстро изменить своим предвыборным обещаниям в угоду сиюминутной политической конъюнктуре, засунуть в темный угол сознания свои духовные ценности, правду и честь пращуров.
Христос внятно, на века сказал: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Ты идешь с этими, а не с теми.
Вспомним и шестой луч Крестного хода «Под звездой Богородицы», который пронизал духовную, культурную, интеллектуальную столицу Восточной Украины 4 мая 2008 г. (по н. ст.), в воскресенье, в последний день Светлой Пасхальной Седмицы, когда через Харьков на Белгород пронесли икону Богородицы «Державная», главную святыню того грандиозного Крестного хода, несомую тогда из Иерусалима в Москву и замироточившую по дороге в Севастополе. Именно пронизывает Крестный ход всю нашу странную, в основном безблагодатную, жизнь, все наше смутное время, наше нелепое, загроможденное изобильными предметами и мусором пространство.
С дорожного склона открывается, насколько величественна эта картина: среди охряно-зелено-красных холмов и оврагов, прорезая просторы, перелески, поля и посадки, небеса и облака, скоро и споро идет поющая колонна, несущая святыни в руках и сердцах - с единственной, спасительной, охранительной целью. Это возвышает и впечатляет как самих идущих, так и людей сторонних.
Почему они плачут? Читая акафист Царственным страстотерпцам, принявшим всей семьей, из семи человек, мученическую кончину. Вставая с колен на асфальтовом шоссе, ощутив над собой дуновение плаща Богородицы. Не все плачут, некоторые улыбаются. Некоторые плачут с улыбками.
Однажды мне довелось идти неподалеку от головы колонны, и могу сказать, что я видел лица практически всех, становившихся под святыни; колонна, не прекращая движения и пения, обтекала их с двух сторон, а они поднимались с колен уже другими. Запомнился крепкий, стриженый, быковатого вида мужик в бирюзовом свитерке, бросивший раскрытыми двери «навороченного» джипа и спешно приведший к иконе за руку моложавую спутницу. Он поднялся с асфальта прямо предо мной, и я увидел: он, что называется, «рыдал рыдмя».
Не заплачешь ведь - к примеру, пересчитывая купюры от барыша. Я понимаю, почему они плачут, вставая из-под икон или стоя на обочине, провожая шествующий Крестный ход. Это может быть объяснено одним: получаемой благодатью, на которую откликается еще живая, совестливая душа. И от несравнимого ни с чем чувства сопричастности чему-то, гораздо большему, чем твоя собственная личность - к Отечеству земному, а за ним и Небесному. Кто однажды ощутил, для того не существует большей радости. А кто не ощутил, тому нипочем не объяснишь.
Кто-то осеняет себя крестным знамением, не выходя из машины (автомобиль гаишников идет чуть впереди колонны, и голос из мегафона «приглашает» встречный транспорт прижиматься к правой обочине и двигаться не быстрей 5 км в час), кто-то снимает ход на мобильник, кто-то выскакивает из машин, крестится. Кто-то машет радостно-приветственно, сигналит, кто-то кричит: какую икону несете? куда идете? кто идет? Кто-то звонит близким, быстро рассказывая об увиденном. Кто-то смотрит с недоумением, кто-то со снисхождением, кто-то, наверное, с раздражением, как на препятствие или недоразумение. Молодая новобрачная пара, с невестой в прекрасном белом наряде, так и становится под иконы на колени - вместе, улыбаясь. Удивляет другое: остальные пассажиры всего их новобрачного «поезда» - на нескольких авто и микроавтобусе - не сдвинулись со своих кресел.
Руководители Крестного хода зазывают с обочин не только взрослых, но и девушек, простоволосых, в джинсах, и мальчишек, сначала замирающих, потом живо бросающихся под святыни и выскакивающих из рядов крестоходов с сияющими лицами. Кто знает, тот знает: это не может пройти в жизни ребенка бесследно.
Крестный ход замыкает силовые молитвенные линии меж защитительными Крестами. Таким образом вокруг города поддерживается святое кольцо, обороняющее его жителей, ведь, в частности, идущая впереди хода Песчанская икона, явившаяся в XVIII в. преп. Иоасафу Белгородскому, есть одна из святынь не только Слобожанщины, но и всего и русского православия, и прославлена как защитительница от иноверных нашествий. «Во времена нашествия иноверных наша свободительнице» - так поется в 12-м икосе Акафиста Пресвятой Богородице перед иконой, именуемой «Песчанская». Так мы и поем. А политические руководители Украины тянут страну в сторону, противоположному мнению народа, даром что стоят по праздникам со свечами в православных храмах. Мы поем, но помним слова нашего умного врага Бжезинского, сказанные при оранжевом гауляйтере в Харьковском национальном университете: «Мы успокоимся, когда танки НАТО будут стоять на границе Белгородской области». Сегодня эти времена приблизились?
Есть и такие слова, в другом тропаре: «Спасти и сохранити хотя православное царство Российское цело и нерушимо, святый благоверный царю Николае и, видя ослепление народа твоего, отрекшагося от Царя Небеснаго, такожде и земнаго, в душевных муках, оставил еси престол земный. Темже, уповая на милость Господа и себе в руце Божии предав, непоколебим в вере и благочестии пребыл еси, воспевая: Аллилуиа!»
Казаки несут плакат «400 лет. Дом Романовых. Прости нас, Государь!» со множеством размещенных на нем фотографий Семейства Царственных страстотерпцев. Там же - цитата из преп. Анатолия Оптинского: «Русь без Царя - труп смердящий». Эти люди помнят, что Харьков - русский имперский город, духовная опора огромной страны, временно пребывающей в расчленении, но обозначившей волю к новому срастанию.
И как говорит киевский протоиерей Андрей Ткачёв, известный современный духовный писатель, «будем помнить, что рано или поздно всякой неправде приходит конец. В День Возмездия небеса совьются, как свиток. Великий позор ожидает лживую славу века сего. Не позавидуешь тогда не только большим и маленьким современным пилатам, но и тем мелким душам, которые сегодня готовы шнурки завязывать цивилизованному европейскому барину. Только за одно это мелкое холуйство будут они наказаны в полной мере наравне с теми, чьи шнурки рвались завязывать. А уж День Возмездия будет, поверьте. Бог наш на нас мало похож. Чего-чего, а толерантности у Него нету».
_________
Фото - автор
http://rusedin.ru/2013/09/29/i-vokrug-goroda-obrazuetsya-svyatoe-kolco/