Затворник Вышенский, писаньями слово Божие изъяснивший

0
519
Время на чтение 7 минут
post thumbnail

23 января 2015 г. православный мир отметит 200-летие со дня рождения святителя Феофана, затворника Вышенского. А 19 января с. г. исполняется 120 лет по кончине святителя, отошедшего в 1894 г. в праздник Крещения Господня.

2015-й объявлен нашей Церковью и в России, и на Украине, и в Беларуси (не исключаем никоим образом Молдову и другие страны православия) «годом Феофана Затворника», поскольку и духовное наследие подвижника является общим для всего русского православия, и его биография соединяет наши территории - от киевских, печерских, днепровских склонов до просторов владимирских, рязанских, орловских.

Акафист называет святого - «стена крепкая, воистину святитель Божий». Богослов, духовный писатель, просветитель Феофан Затворник, оказавший и оказывающий глубокое влияние на духовное воспитание православных, не является чудотворцем, но через свои сочинения приводит к вере. Его книги переведены на многие языки мира.

Считают, что учение свт. Феофана во многом родственно учению старца Паисия Величковского, а особо - суждения о старчестве, умном делании и молитве. Памятны высказывания святителя Феофана: «Совесть нам дана затем, чтобы судить нас самих; если она судит других, надобно сказать, что она не свое дело стала делать». Или: «Не можешь делом делать добро, сделай его словом; не можешь словом, делай его помышлением». Святитель писал: «Ваш навык в молитве Иисусовой то же, что латы или панцирь. Молитва сия одна есть всеоружие духовное, против всякаго нападения пригодное... Облеките сию молитву смирением и крепким упованием на милостиваго Бога, и Господа нашего Иисуса Христа, всем хотящаго спастися, и всех скоро спасающаго».

Самые значительные труды свт. Феофана - «Письма о христианской жизни», перевод «Добротолюбия», «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Свое наименование святитель получил от Успенского Вышенского монастыря, что стоит в Рязанской области на правом берегу реки Выши, которую, сделав петлю, принимает в себя река Цна. Святитель провел в этой обители 28 лет.

Когда появилась Вышенская пустынь, точно не знает никто, но в 1625 г. она уже существовала. Исследователи рассказывают, что расположенный в глухих местах монастырь был форпостом распространения христианской веры среди местной языческой мордвы. В XIX в. Вышенская обитель стала центром духовного просвещения. Главные святыни обители сегодня - чудотворный образ Божией Матери Казанской Вышенской и мощи свт. Феофана.

А в 4 км от Вышенского монастыря располагается село с занятным для русского уха названием Эммануиловка, где возле церкви на берегу пруда есть целебный источник, освященный в честь свт. Феофана.

В безбожное время в Вышенском монастыре располагалась психиатрическая больница. Свидетельствуют: владыка покоился в массивном склепе храма в честь иконы Божией Матери Казанской в Вышенской обители, а в храме находился склад больницы, причем в загаженном голубями помещении были выбиты окна, набросаны дрова, бочки, кровати. Но надгробие оставалось цельным - мраморная плита в метр толщиной стояла прямо над склепом.

Протоиереей Георгий Глазунов, настоятель храма преп. Сергия Радонежского в Эммануиловке, рассказал - в опубликованной беседе - архиепископу Верейскому Евгению, как они с иеромонахом Елевферием (Диденко) в 1973 г. решили изъять мощи святителя из хлама и мусора и обрели разломанный гробик. Голова святителя оказалась разбитой на три части, но удалось собрать «абсолютно всё: голени, ребрышки, позвоночник». В склепе обнаружили и Евангелие святителя Феофана. Всё это привезли к о. Георгию домой, и впоследствии святыня негласно была доставлена в Троице-Сергиеву лавру. Мощи были поставлены во Всесвятском храме в подклете Успенского собора, где и находились до 1988 г. Отец Георгий (Тертышников) собирал и готовил о святителе материалы, которые позже явились одним из оснований прославления.

Свт. Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Поместном Соборе 1988 г., посвященном 1000-летию Крещения Руси. В том же году св. мощи были положены в деревянной Сергиевской церкви в Эммануиловке, в специально устроенном приделе в честь святителя. Во время крестного хода при их перенесении многие видели на ясном небе сверкающую молнию. 14 лет мощи находились здесь и чудотворили.

Еще в 1947 г. в этом храме нашла прибежище Богородичная Казанская Вышенская икона, спасшаяся от латышских стрелков, посланных расстреливать тамбовских повстанцев.

29 июня 2002 г. мощи крестным ходом были перенесены из Эммануиловки в Успенский храм возобновленного Вышенского женского монастыря, где их встречал Патриарх Алексий II. 28 лет потребовалось, чтобы святитель Феофан смог снова вернуться под своды любимой обители, о которой говорил: «Вышу можно променять только на Царство Небесное», «нет ничего на свете краше Вышенской пустыни».

Вспомним, как частица мощей святителя Феофана Затворника в течение двух недель - с 6 по 20 августа 2011 г. - пребывала в Киево-Печерской лавре по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этом «возвращении» и «посещении» был особый смысл, поскольку становление святителя как священнослужителя прошло именно в стенах этой древней обители 170 лет назад по отличном окончании Орловской семинарии. Здесь он принял постриг в 1840 г. в дни празднования Покрова Богородицы с именем Феофан, что значит «Богом явленный», получив небесным покровителем преподобного Феофана, исповедника Сигрианского. Тогда Киевским митрополитом был Филарет (Амфитеатров).

Монахиня Иулиания (Муравьева), насельница Свято-Успенского Вышенского монастыря, сопровождавшая вышенские святыни по Украине, сотрудница музея в честь известного подвижника и богослова, созданного во флигеле, который некогда служил келией затворнику, рассказала, что ковчежец с частицей мощей свт. Феофана и Вышенская икона Пресвятой Богородицы Казанской посетили города, в которых святитель нес послушание и к которым имел биографическое отношение: сначала Тамбов и Владимир (Россия), а после Киева - Донецк, Запорожье, Тернополь, Почаев и Винницу.

* * *

Будущий святитель родился в семье священника Василия Говорова в с. Чернавское Орловской губернии, при крещении был назван Георгием. Кроме него, у Василия Тимофеевича и его супруги Татианы Ивановны были еще три сына и три дочери. Учился мальчик сначала в Ливнах, затем в Орле, был направлен в Киевскую духовную академию, где сблизился со слушателем-курянином Михаилом Булгаковым, впоследствии также известным русским духовным просветителем. В 1841 г. оба приняли монашеский постриг - с именами Феофан и Макарий.

Инок Феофан был рукоположен во иеродиакона в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. После он напишет: «Киево-Печерская Лавра - неземная обитель». В 1841 г. иеромонах Феофан окончил академию со степенью магистра, его дипломное сочинение было отправлено Священному Синоду как лучшее, а сам он назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища, где стал преподавать латынь. Он говорил: «Полюбите детей, и они вас полюбят».

Инок Феофан нес затем и другие послушания - инспектора Новгородской семинарии, бакалавра и помощника инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. Трудился в Иерусалиме, Константинополе, на Афоне. Был епископом Тамбовским и Шацким, затем Владимирским. На Владимирщине и сейчас стоят храмы, освященные владыкой. В частности, храм Рождества Богородицы в древнем Боголюбском монастыре, заложенный 19 мая 1855 г. и освященный 20 мая 1866 г., возведенный в русско-византийском стиле по проекту К.А. Тона.

А вот на месте храма Рождества Христова в Иваново-Вознесенске, освященного святителем Феофаном в 1864 г. и снесенного в известный период русского помрачения, была разбита пл. Революции.

На 52-м году жизни епископ Феофан подал прошение об увольнении на покой. Священный Синод был в недоумении, поначалу не знал, как отреагировать, но потом все же освободил владыку от управления Владимирской епархией с назначением на должность настоятеля Вышенской пустыни.

Святитель желал уединения, покоя и тишины, чтобы заняться трудами духовного писательства. «Писать - это служба Церкви нужная, - утверждал он. - Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Вместе с иноками еще в течение шести лет свт. Феофан ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни сам совершал литургию.

Однажды святитель провел в строгом уединении Великий пост, затем уединился на более продолжительное время - от Пасхи до Пасхи, после чего был решен вопрос о полном затворе - на втором этаже флигеля, где сейчас расположен музей в честь святителя.

В 1872 г. подвижник своими руками устроил у себя в келии «малую церквицу» во имя Крещения Господня, отделив для нее часть наибольшей из комнат - гостиной, где и стал совершать церковные службы один, без сослужащих. Тут можно усмотреть и прорицание святителем собственного дня кончины. Известно, что свт. Феофан в одном из писем более чем за полстолетья предсказал Октябрьский переворот. И, между прочим, для борьбы с революцией предлагал жесточайшую цензуру прессы.

Наложив на себя великий подвиг строгого затвора, святитель никого уже не принимал, кроме настоятеля пустыни архимандрита Аркадия, своего духовника игумена Тихона и келейника Евлампия. 10 лет затворник служил литургию в своей келейной церкви по воскресным и праздничным дням, а в последние 11 лет ежедневно. На вопрос одного из ближайших почитателей, как он служит литургию один, святитель ответил: «Служу по служебнику, молча, а иногда и запою...»

Кроме молитвы, богомыслия и чтения духовных книг владыка занимался переводами, иконописью, музыкой, рукоделием, продолжал духовное писательство.

Все 22 года, до самой кончины, святитель не спускался вниз. С миром сохранял общение только при помощи писем и книг. Он как-то сказал: «Затвор что есть? То, когда ум, заключившись в сердце, стоит перед Богом в благоговейнстве, и выходить из сердца или чем-нибудь другим заняться не хочет».

Когда святого облачали для положения во гроб, на его лице просияла блаженная улыбка.

Сегодня деятели русского Интернета полагают, что их род занятий в чем-то сходен по характеру с бытностью свт. Феофана, и по этой причине прочат его в небесные покровители Рунета. Что ж, святитель поможет - по молитвам нашим: будь ты оснащен молотком, лопатой, ноутбуком, айфоном или иным «гаджетом».

Глас восьмый тропаря речет: «Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышенский подвижниче, / святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, / моли Христа Бога спастися душам нашим!»

__________

Фото - svtheofan.ru, 2010.orthodoxy.org.ua, peremeny.ru, fotki.yandex.ru

http://rusedin.ru/2014/01/19/zatvornik-vyshenskij-pisanyami-slovo-bozhie-izyasnivshij/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Пожарский
Все статьи Александр Пожарский
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52