Art of museum. Музейная стратегия Ивана Цветаева

Интервью с директором ГМИИ им. А.С. Пушкина Мариной Лошак

0
551
Время на чтение 4 минуты

12 сентября исполняется 100 лет со дня кончины Ивана Владимировича Цветаева, основателя ГМИИ им. А.С. Пушкина. Новый директор ГМИИ Марина Девовна Лошак рассказала РЕЛИГАРЕ о том, как музейные стратегии Цветаева развиваются в Пушкинском сегодня.

- Марина Девовна, насколько актуальны сегодня идеи Ивана Владимировича Цветаева? Например, подход к Музею изящных искусств как к образцу для развития художественного вкуса граждан?

- Было бы нескромно сказать, что мы именно тот музей, о котором и мечтал Цветаев. С другой стороны, может быть, и не надо скромничать. Ведь на самом деле его идея воплотилась. На протяжении столетнего существования Пушкинского музея он именно эту функцию и выполняет. Он остается уникальным учреждением, задача которого - не просто демонстрировать некие достижения в области культуры и искусств, но и формировать человеческую личность в ее гармоничном образе. То, что заложено Иваном Цветаевым как стратегия развития музея, до сих пор и является нашей стратегией. Сейчас музей активно занимается своим развитием.

- В соответствии с его идеями?

- Да. Нам предстоит строительство того музейного городка, о котором Цветаев как раз и мечтал. В новой концепции развития мы опираемся на цветаевскую стратегию, связанную с высшими гуманистическими принципами, которые сейчас некоторым кажутся старомодными. Но система ценностей Цветаева является опорной для нас. Мы не просто проводим выставки - на базе музея существуют образовательные программы для разных возрастных групп: от дошкольников до людей почтенного возраста. С выставками, лекциями, экскурсиями, рассказами о том, как созидается культурная личность. Выставочная программа, которую мы реализуем, также опирается на базовую цветаевскую константу, где первичен постулат формирования эстетического мировоззрения человека.

- В этом и состоит уникальность ГМИИ, в том числе по сравнению с европейскими музеями?

- Совершенно верно, ГМИИ сформирован как система воспитания человека, здесь все подчинено этой задаче. Правда, и в Европе есть аналогичные музеи, например, музей Альбертинум в Германии, который Цветаев использовал в качестве образца. Там тоже образовательная функция первична. Основная задача - влиять на умы и сердца, повышать культурный уровень народа через визуальное искусство. Не случайно Пушкинский вырос из университета. Музей продолжает выполнять образовательную и просветительскую функции, как в дореволюционную цветаевскую эпоху, причем самым активным образом. Я проводила сравнительный анализ - интересовалась, как эта задача решается в других музеях, и вижу, что мы делаем беспрецедентно много, тот максимум, на который способны.

- Здесь, видимо, играет роль и уникальная коллекция музея, его фонды, обеспечивающие неограниченные возможности...

- Конечно, и основа этих фондов была опять-таки заложена Цветаевым. Несмотря на то, что он был директором музея всего два года, он многое успел сделать. Потом фонды развивались, пополнялись, формировались различные блоки. Вот, например, огромный объем копий-слепков скульптуры разных эпох, которые собрал Цветаев, уникален. Он стал частью музея, его неповторимого облика. Это энциклопедический подход к организации экспозиции, живое "иллюстрированное" пособие по истории и теории искусства.

- Сейчас люди могут ездить по миру и видеть подлинники античной и средневековой скульптуры.

- Верно, но эти произведения рассредоточены по разным странам, а у нас можно увидеть преемственность эпох: все копии в одном месте. К тому же эти слепки, сделанные сто лет назад, сами стали ценнейшими экспонатами, достоянием истории. Они создают систему главных мировых ценностей, идеальный образ мира. Ребенок, впервые попавший в наш музей, видит идеальное гармоничное пространство, наполненное лучшим из того, что дало мировое искусство. Уникальные экспонаты музея создают неповторимый образ мира, а выставки его дополняют.

- Как вы считаете, можно ли говорить о том, что ГМИИ сегодня оказывает влияние на формирование культурного контекста в нашей стране?

- Есть музеи крупнее, но Музей изящных искусств именно тем и уникален, что формировал духовный облик поколений. Огромное количество людей на протяжение своей жизни питают к нему особые чувства и считают именно его своей альма матер. Сюда возвращаются снова и снова.

- Успех ваших выставок - показатель особого статуса. Экспозиции ГМИИ горячо обсуждаются в СМИ и в блогосфере... Идет активный процесс взаимодействия с обществом?

Да, ведь ни в одном музее нет такого ажиотажа. Каждая выставка - событие.

- А прерафаэлиты, видимо, побили рекорды последних лет? Многие искусствоведы называют эту выставку главным событием года. Я сама ходила на нее несколько раз, в сентябре очереди не стали меньше. Хотя, казалось бы, живопись прерафаэлитов - вовсе не массовое искусство...

- Это очень приятно и как раз показывает, что эстетическое восприятие нужно воспитывать в музее.

- На Западе музеи не живут на самоокупаемости. Они не прибыльны, хотя и привлекают туристов. А в России подход рыночный: считается, что музей должен сам зарабатывать деньги - вопреки заверениям о следовании европейским образцам в том числе и в музейном деле. Чем объяснить этот двойной стандарт?

- Я знаю, что в дни бесплатного посещения в наших музеях случается огромный наплыв посетителей. Конечно, срабатывает психологический фактор, но немало и таких людей, которым трудно потратить большую сумму на походы в музеи. Да, доступность - огромный бонус для культурного обогащения. Но при этом в каждой стране своя специфика. В Америке, например, прекрасно работает закон о меценатстве. Он настолько эффективен, что там практически всю культуру содержат меценаты. Им это выгодно, потому что они получают за это от государства огромные бонусы. В Европе - Германии, Англии, Франции - все иначе. Там государство практически полностью содержит музеи. В Лондоне Британский и национальный музеи бесплатны, людям остается только позавидовать. Это самый лучший подход. Во Франции огромные, преимущественные дотационные средства вкладываются в культуру, огромная их часть идет именно на развитие музеев.

- А у нас?

- У нас тоже. Наше государство все-таки тратит большие деньги на музеи. Но их затраты все равно выше, и музеи нуждаются в дополнительных средствах, поэтому небольшой элемент коммерции присутствует. Может быть, это стимул делать хорошие выставки: музей заинтересован в хорошей посещаемости, ведь деньги, вырученные за билеты, идут на его развитие. Но в принципе, господдержка ощутима и превалирует.

http://www.religare.ru/2_102253.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Галанинская
Театр как братство
Интервью с Михаилом Щепенко
22.03.2014
Уроки Ивана Великого
Интервью со скульптором Виктором Воробьевым
17.03.2014
Память места
Интервью с активистом общины преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле Павлом Митрофановым
13.02.2014
Все статьи Светлана Галанинская
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
22.11.2024 19:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
22.11.2024 19:01
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
22.11.2024 17:53
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54