12 сентября исполняется 100 лет со дня кончины Ивана Владимировича Цветаева, основателя ГМИИ им. А.С. Пушкина. Новый директор ГМИИ Марина Девовна Лошак рассказала РЕЛИГАРЕ о том, как музейные стратегии Цветаева развиваются в Пушкинском сегодня.
- Марина Девовна, насколько актуальны сегодня идеи Ивана Владимировича Цветаева? Например, подход к Музею изящных искусств как к образцу для развития художественного вкуса граждан?
- Было бы нескромно сказать, что мы именно тот музей, о котором и мечтал Цветаев. С другой стороны, может быть, и не надо скромничать. Ведь на самом деле его идея воплотилась. На протяжении столетнего существования Пушкинского музея он именно эту функцию и выполняет. Он остается уникальным учреждением, задача которого - не просто демонстрировать некие достижения в области культуры и искусств, но и формировать человеческую личность в ее гармоничном образе. То, что заложено Иваном Цветаевым как стратегия развития музея, до сих пор и является нашей стратегией. Сейчас музей активно занимается своим развитием.
- В соответствии с его идеями?
- Да. Нам предстоит строительство того музейного городка, о котором Цветаев как раз и мечтал. В новой концепции развития мы опираемся на цветаевскую стратегию, связанную с высшими гуманистическими принципами, которые сейчас некоторым кажутся старомодными. Но система ценностей Цветаева является опорной для нас. Мы не просто проводим выставки - на базе музея существуют образовательные программы для разных возрастных групп: от дошкольников до людей почтенного возраста. С выставками, лекциями, экскурсиями, рассказами о том, как созидается культурная личность. Выставочная программа, которую мы реализуем, также опирается на базовую цветаевскую константу, где первичен постулат формирования эстетического мировоззрения человека.
- В этом и состоит уникальность ГМИИ, в том числе по сравнению с европейскими музеями?
- Совершенно верно, ГМИИ сформирован как система воспитания человека, здесь все подчинено этой задаче. Правда, и в Европе есть аналогичные музеи, например, музей Альбертинум в Германии, который Цветаев использовал в качестве образца. Там тоже образовательная функция первична. Основная задача - влиять на умы и сердца, повышать культурный уровень народа через визуальное искусство. Не случайно Пушкинский вырос из университета. Музей продолжает выполнять образовательную и просветительскую функции, как в дореволюционную цветаевскую эпоху, причем самым активным образом. Я проводила сравнительный анализ - интересовалась, как эта задача решается в других музеях, и вижу, что мы делаем беспрецедентно много, тот максимум, на который способны.
- Здесь, видимо, играет роль и уникальная коллекция музея, его фонды, обеспечивающие неограниченные возможности...
- Конечно, и основа этих фондов была опять-таки заложена Цветаевым. Несмотря на то, что он был директором музея всего два года, он многое успел сделать. Потом фонды развивались, пополнялись, формировались различные блоки. Вот, например, огромный объем копий-слепков скульптуры разных эпох, которые собрал Цветаев, уникален. Он стал частью музея, его неповторимого облика. Это энциклопедический подход к организации экспозиции, живое "иллюстрированное" пособие по истории и теории искусства.
- Сейчас люди могут ездить по миру и видеть подлинники античной и средневековой скульптуры.
- Верно, но эти произведения рассредоточены по разным странам, а у нас можно увидеть преемственность эпох: все копии в одном месте. К тому же эти слепки, сделанные сто лет назад, сами стали ценнейшими экспонатами, достоянием истории. Они создают систему главных мировых ценностей, идеальный образ мира. Ребенок, впервые попавший в наш музей, видит идеальное гармоничное пространство, наполненное лучшим из того, что дало мировое искусство. Уникальные экспонаты музея создают неповторимый образ мира, а выставки его дополняют.
- Как вы считаете, можно ли говорить о том, что ГМИИ сегодня оказывает влияние на формирование культурного контекста в нашей стране?
- Есть музеи крупнее, но Музей изящных искусств именно тем и уникален, что формировал духовный облик поколений. Огромное количество людей на протяжение своей жизни питают к нему особые чувства и считают именно его своей альма матер. Сюда возвращаются снова и снова.
- Успех ваших выставок - показатель особого статуса. Экспозиции ГМИИ горячо обсуждаются в СМИ и в блогосфере... Идет активный процесс взаимодействия с обществом?
Да, ведь ни в одном музее нет такого ажиотажа. Каждая выставка - событие.
- А прерафаэлиты, видимо, побили рекорды последних лет? Многие искусствоведы называют эту выставку главным событием года. Я сама ходила на нее несколько раз, в сентябре очереди не стали меньше. Хотя, казалось бы, живопись прерафаэлитов - вовсе не массовое искусство...
- Это очень приятно и как раз показывает, что эстетическое восприятие нужно воспитывать в музее.
- На Западе музеи не живут на самоокупаемости. Они не прибыльны, хотя и привлекают туристов. А в России подход рыночный: считается, что музей должен сам зарабатывать деньги - вопреки заверениям о следовании европейским образцам в том числе и в музейном деле. Чем объяснить этот двойной стандарт?
- Я знаю, что в дни бесплатного посещения в наших музеях случается огромный наплыв посетителей. Конечно, срабатывает психологический фактор, но немало и таких людей, которым трудно потратить большую сумму на походы в музеи. Да, доступность - огромный бонус для культурного обогащения. Но при этом в каждой стране своя специфика. В Америке, например, прекрасно работает закон о меценатстве. Он настолько эффективен, что там практически всю культуру содержат меценаты. Им это выгодно, потому что они получают за это от государства огромные бонусы. В Европе - Германии, Англии, Франции - все иначе. Там государство практически полностью содержит музеи. В Лондоне Британский и национальный музеи бесплатны, людям остается только позавидовать. Это самый лучший подход. Во Франции огромные, преимущественные дотационные средства вкладываются в культуру, огромная их часть идет именно на развитие музеев.
- А у нас?
- У нас тоже. Наше государство все-таки тратит большие деньги на музеи. Но их затраты все равно выше, и музеи нуждаются в дополнительных средствах, поэтому небольшой элемент коммерции присутствует. Может быть, это стимул делать хорошие выставки: музей заинтересован в хорошей посещаемости, ведь деньги, вырученные за билеты, идут на его развитие. Но в принципе, господдержка ощутима и превалирует.