«Одинокая бродит гармонь...»

Поэзия Михаила Исаковского остается востребованной

Новости Москвы 
0
556
Время на чтение 7 минут

В последние годы нам довелось читать много нелестных слов в адрес советской литературы. Но было в ней и то, чего никто не сможет отрицать.

Михаил Васильевич Исаковский родился на Крещение, 19 января 1900 года, в Смоленской губернии, двенадцатым ребенком в бедной крестьянской семье. Родители даже не могли отправить его в школу, потому что для этого не было ни подходящей обуви, ни одежды. А учиться Мише очень хотелось. Пришлось ему самостоятельно осваивать грамоту - и вполне успешно. Узнав это, родители затянули потуже пояса, справили 10-летнему Мише какую-то обнову и отвели в школу. Его приняли сразу во 2-й класс. Но из-за долгих занятий при тусклом свете лучины у него очень рано развилась близорукость. Даже сидя на первой парте, он уже не видел, что учитель пишет на доске. Пришлось Мише снова учиться дома. К этому времени относятся и его первые поэтические опыты. В 1914 г. школьный учитель Михаила послал его стихотворение «Просьба солдата» в московскую газету «Новь», и оно было опубликовано.

В 1913 году Исаковский блестяще сдает экзамены за весь курс начальной школы, а осенью 1915-го поступает в смоленскую гимназию «казённокоштным» учеником - то есть его родители не только не платили за обучение, а ему еще назначили за его способности стипендию. По иронии судьбы, именно революция с вызванной ею дороговизной прервала обучение юного Исаковского в гимназии. Не имея возможности существовать на свою стипендию, он бросает учебу и поступает на работу в Осельский волостной исполком помощником секретаря.

Но революция предоставляла много возможностей таким, как Исаковский, «выйти в люди» и помимо учебы. Так было с Шолоховым, Твардовским, Жаровым...

Имея безукоризненное с точки зрения новой власти происхождение, Михаил в восемнадцатилетнем возрасте вступает в партию большевиков, а через год становится редактором уездной газеты в Ельне.

В 1921 г. он уже работает в Смоленске, в областной газете «Рабочий путь». В этом же году выходят его первые поэтические сборники: «По ступеням времени», «Взлеты», «Четыреста миллионов» и др. Однако Исаковский, чрезвычайно требовательный к себе, началом сознательной творческой деятельности считал 1924 год, когда он, по его словам, впервые почувствовал, «что такое поэзия».

Напряженные поиски собственного пути в литературе вовсе не мешали Исаковскому проявлять отзывчивость к другим юным поэтом. В 1925 г. к нему в редакцию «Рабочего пути» пришел 15-летний Александр Твардовский. «Принял он меня приветливо, - вспоминал Твардовский, - отобрав часть стихотворений, вызвал художника, который зарисовал меня, и вскоре в деревню пришла газета со стихами и портретом «селькора-поэта А. Твардовского».

«Михаилу Исаковскому, - продолжал Твардовский, - земляку, а впоследствии другу, я очень многим обязан в своем развитии. Он, может быть, единственный из советских поэтов, чье непосредственное влияние я всегда признаю и считаю, что оно было благотворным для меня».

В 20 - 30 гг. прошлого века молодые писатели из народа, сами едва выбившись в люди, считали, однако, своим долгом выводить на широкую литературную дорогу еще более юных собратьев по перу. Так поэт Александр Жаров открыл читателям прозу 19-летнего Шолохова, а Исаковский - поэзию 15-летнего «селькора» Твардовского. Так впоследствии сам Шолохов помогал своим землякам Закруткину, Калинину и многим другим, а Твардовский печатал в своем «Новом мире» многих молодых писателей, ставших потом классиками русской советской литературы. (И даже антисоветской - если говорить о Солженицыне и Владимове).

А сейчас, скажем откровенно, думают молодые писатели о своих более молодых собратьях? Куда там - самим бы пробиться... «Теперь - каждый за себя!» - как сказал капитан тонущего «Титаника».

Михаил Исаковский был уже известным поэтом и в Смоленске, и в Москве, когда вышла его первая полноценная поэтическая книга «Провода в соломе» (1927). Как и в случае с Жаровым, рапповская критика встретила ее недружелюбно. Жарова упрекали в «есенинщине» (тогда это было синонимом «кулацкого уклона»), а про стихи Исаковского написали, что это - «соединение Есенина с Жаровым» (Абрам Лежнев).

Правда, Максим Горький прислал из Италии добрую рецензию на «Провода в соломе», где говорил об Исаковском: «Стихи у него простые, хорошие, очень волнуют своей искренностью».

В 30-х годах Исаковский живет уже в Москве, редактирует журнал «Колхозник». Это было время подлинного расцвета его таланта. Городская, столичная жизнь не смогла оборвать духовную связь поэта с его малой родиной. Прогрессирующая болезнь глаз, грозящая поэту слепотой, обострила впечатления, живущие в его памяти. Исаковский никогда не стремился стать тем, кого сейчас называют поэтами-песенниками, но его стихи с их певучим, истинно народным ладом имели необыкновенную притягательность для композиторов. Первая песня на стихи Михаила Исаковского («Вдоль деревни») прозвучала по советскому радио еще в 1925 г., а в 30-е гг. произошел настоящий прорыв, и каждая новая песня была популярней предыдущей: «Дан приказ: ему - на запад...», «Дайте в руки мне гармонь...» («Провожанье»), «И кто его знает», «Шел со службы пограничник» и, конечно, знаменитая «Катюша».

С начала Великой Отечественной войны Исаковский живет в эвакуации в Чистополе. Не имея возможности попасть на фронт из-за болезни глаз даже военным корреспондентом, он много пишет о войне. И удивительное дело: стихи и песни Исаковского этого периода подчас много лучше тех, что написаны известными поэтами, часто бывавшими в командировках на фронте.

Есть у крестьянских поэтов, рожденных «в миру», в общине, такая черта: об испытаниях, выпавших на долю своей страны, они пишут, как о личных испытаниях - «кровью сердца».

Другое дело - поэты, взращенные городской, интеллигентской средой. Их военные стихи редко бывают лучше «гражданских» (к примеру, можно ли, не напрягая сильно память, вспомнить какое-нибудь стихотворение Бориса Пастернака о Великой Отечественной войне?). Есть, конечно, исключения: на мой взгляд, у Константина Симонова, кроме военных, вовсе нет хороших стихов, но это, по меткому замечанию фронтовиков, «офицерские» стихи, тогда как Исаковский и Твардовский писали - «солдатские».

И еще одна удивительная особенность военных стихов и песен Исаковского: они стали лучше прежних не только по содержанию, но и по форме. Например, начало знаменитого стихотворения и песни «В лесу прифронтовом» (1942) очень напоминает японскую классическую поэзию с ее «кинематографической» композицией:

С берез неслышен, невесом,

Слетает желтый лист.

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист.

Словно в танка или хокку, главные герои - бойцы на привале - появляются не сразу: сначала мы видим березовый лес, кружащийся лист, слышим вальс... В стихотворении «Огонек» (1942) Исаковский неназойливо, не прибегая ни к каким словесным ухищрениям, делает огонек «на окошке на девичьем» символом всей Родины: «И врага ненавистного Крепче бьет паренек За советскую Родину, За родной огонек». Превосходен при всей своей лаконичности деревенский пейзаж в «Одинокой гармони» (1945):

Снова замерло все до рассвета,

Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.

Только слышно: на улице где-то

Одинокая бродит гармонь.

В стихах Исаковского появляются афористичность, крылатость выражений: «Я на свадьбу тебя приглашу, А на большее ты не рассчитывай», «Люби ж, покуда любится, Встречай, пока встречается», «Хороша страна Болгария, А Россия лучше всех».

Но лучшее его стихотворение и лучшая песня о войне - это, безусловно, «Враги сожгли родную хату...» (1945). Здесь, как в прозе Пушкина и Лермонтова, нет ни лишних слов, ни красивостей, но за каждым словом - судьба, и судьба не отдельного человека, а всего народа.

«Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою?». Не прибегая, как всегда, к специальным литературным приемам, Исаковский одной поэтической интонацией придает произведению былинной характер:

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

То же самое можно сказать о мистическом характере этого стихотворения. В нем нет слов «Бог» или «душа», но есть, как в сказках, разговор живого и мертвого человека:

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Все же ответила солдату его Прасковья, подала знак - ласковым теплым ветерком... Этот шедевр Исаковского - безукоризнен с изобразительной точки зрения, абсолютно достоверно каждое движение героя: «Вздохнул солдат, ремень поправил, Раскрыл мешок походный свой, Бутылку горькую поставил На серый камень гробовой». А концовка - беспощадно по тем временам правдива.

Медали за взятие европейских городов - только это утешение и осталось после войны сотням тысяч наших солдат... Зато теперь «благодарные потомки» освобожденных европейцев нам говорят, что мы их тогда «оккупировали».

Михаил Шолохов, по свидетельству его земляка и друга писателя Виталия Закруткина, не мог сдержать слез, когда слушал эту песню: «...поникает его голова, и затуманивается взор, и успевает он вовремя отвернуться, услышав горестную песню:

Враги сожгли родную хату...»

Михаил Васильевич Исаковский умер 40 лет назад, 20 июля 1973 г. в Москве. Это был один из лучших представителей советской литературы. Прежде чем выносить ей приговор, нужно честно признать: нынешняя эпоха, если отсчитывать ее с 1991-го, таких поэтов еще не создала.

http://www.stoletie.ru/kultura/odinokaja_brodit_garmon_975.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Венедиктович Воронцов
Шолохов и Солженицын
О сложных взаимоотношениях двух Нобелевских лауреатов
21.02.2014
Дядя Гиляй
Владимир Гиляровский был одним из первых в России мастеров газетных сенсаций
10.12.2013
Все статьи Андрей Венедиктович Воронцов
Новости Москвы
«Вы вносите неоценимый вклад в укрепление духовных ценностей»
Известные государственные и церковные деятели поздравляют Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства
24.05.2025
«Вы являетесь редким священником, в котором сочетается церковное и общественное служение»
К 40-летию монашеского пострига игумена Кирилла (Сахарова)
24.05.2025
От креста до Креста. Поэма
23 мая 1996 годы был умучен воин Евгений Родионов
22.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Всё равно нужна системная миграционная реформа»
Новый комментарий от Человек
24.05.2025 20:30
Европа скоро поднимет дикий визг о необходимости перемирия на Украине
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.05.2025 20:23
Праздник благодарности и покаяния
Новый комментарий от Григорий Калюжный
24.05.2025 20:07
Хотим ли встречи с папой Римским?
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.05.2025 19:21
Как мы смотрим и что видим
Новый комментарий от prot
24.05.2025 18:32
Старые грабли на новый лад
Новый комментарий от учитель
24.05.2025 15:14