Очеловечивая прошлое

Чему научит единый учебник истории России

Сергей Глезеров 
0
09.07.2013 104
Продолжается дискуссия о едином учебнике истории. Между тем совсем недавно на интернет-сайте Российского военно-исторического общества был опубликован проект стандарта, который предполагается положить в основу единого учебника истории. Мы решили поинтересоваться у петербургских ученых, вузовских и школьных преподавателей истории, что они думают по этому поводу.

Компас в море фактов

- Сама идея создания единого комплекса учебников для средней школы является в своей основе абсолютно верной, необходимой и актуальной, - уверен доктор исторических наук Андрей Михайлов. - Ведь история как учебная дисциплина выполняет не только образовательную, но и воспитательную функцию. Оценка прошлого во многом формирует взгляд и оценку настоящего и будущего, отношение к жизни, причем не только в политике, но даже в быту.

Абсолютно верным, считает ученый, является также идея, что учебник истории должен отразить «единую логику непрерывной истории России». Разумеется, оценка исторических событий в разные периоды могла быть разной и крайне идеологизированной, но единую логику истории страны это никак не отменяет.

- На голову ученика сегодня обрушивается град исторических и псевдоисторических сведений из Интернета и других источников, - говорит Михайлов. - Добавим сюда всяческие политические течения, разнообразные идейные завихрения, постмодернизм с присущим ему антиисторизмом... Учебник здесь должен сыграть роль компаса, навигатора, как и предполагает стандарт.

- История в школе должна дать определенную сумму абсолютных неопровержимых фактов, - считает доктор исторических наук Владлен Измозик. - Надо учить гордиться славными страницами истории своей страны и испытывать отвращение к ее позорным делам; учить нравственности, показывая людей, которые всегда защищали культуру, спасали ее ценности и людей, гонимых властью, врагами, рискуя своей жизнью; надо учить уважать другое мнение; оценивать исторических деятелей обязательно с учетом нравственной составляющей. Тогда Сталин и Берия не будут героями для восхищения и подражания.

С тем, что единый учебник необходим, согласился и доктор исторических наук Сергей Полторак. Он нужен, потому что школьники еще только учатся мыслить самостоятельно и учебник должен их к этому приучать. В начале 1980-х годов в США в школьном учебнике по истории учащимся задавали вопросы на самостоятельность мышления, среди них был и такой: «Что бы сделал ты, чтобы не допустить Октябрьской революции в России?».

- Увы, сейчас в российском обществе стало признаком хорошего тона не любить Россию, - отметил Полторак. - В том, что это так, виноваты те, кто проводит социальную политику, нацеленную на отупление населения страны. Учебник истории должен учить любить прошлое России.

Торопиться не спеша

Многие, принявшие участие в нашем импровизированном опросе, обращали внимание: дело не только в учебнике истории, сколько в учителе!

- История в школе должна преподаваться талантливо и честно - это главное, - уверен Сергей Полторак. - Другое дело, где взять талантливых и честных? Их явно не хватает, так как профессия учителя в России стала синонимом неудачника или в лучшем случае профессией чудаков.

- Подозреваю, что наши чиновники от образования в школе прогуливали уроки, - говорит историк Кирилл Страхов. - Иначе понимали бы, что сознательное отношение к истории формирует вовсе не учебник - «единый» или «справедливый», - а учитель! Но вырастить новое поколение учителей - многолетний кропотливый труд... Проще написать подобие «рухнамы» - «великую книгу всех времен и народов». Но такой учебник проживет недолго. Поменяются персоналии во власти, и сразу выяснится, что его надо переписывать.

А вот мнение практика - учителя истории и обществознания, директор гимназии № 166 Центрального района Петербурга Игоря Карачевцева. Среди его регалий - «Заслуженный учитель России», лауреат премии президента РФ в области образования, абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель года-2003»:

- Школьное историческое образование находится в кризисе. В чем причины? Объем исторического содержания за последние десятилетия увеличился, а количество часов на преподавание истории в школе сократилось. Тяжелый удар принес переход в 1990-е годы на концентрическую систему преподавания истории в школе. Теперь вся история человечества с древнейших времен до наших дней изучается с 5-го по 9-й классы - это первый «концентр». А в 10 - 11-х классах на более глубоком уровне вновь повторяются и обобщаются исторические знания учащихся. Это второй концентр.

Опыт работы с учащимися показывает, что большинство учеников 5 - 9-х классов не усваивают большой исторический материал. Новые школьные учебники истории перегружены фактами, событиями, именами. А у педагога катастрофически мало учебного времени, чтобы раскрыть образы событий, деятелей прошлого, обсудить исторические процессы. Без прочной опоры на гуманитарные знания и умения учеников трудно организовать работу по формированию исторического мышления в старших классах. А «дамоклов меч» ЕГЭ заставляет учителя истории идти по пути натаскивания на конкретные знания.

По мнению Карачевцева, переход на новые федеральные стандарты образования, к сожалению, не меняет сложившуюся ситуацию. В старших классах история становится предметом по выбору, а введение нового обязательного предмета «Россия в мире» не решит задачу воспитания уважения к отечественной истории, поскольку этот курс является не чисто историческим, а неким национальным аналогом обществознания.

- Разработанный историко-культурный стандарт в своих концептуальных основах, в том числе культурно-антропологический подход, выработка сознательного оценочного отношения к истории, несет позитивный заряд, но в содержательном наполнении во многом повторяет предыдущие учебные программы по истории, - считает Игорь Карачевцев. - Если его укладывать в «прокрустово ложе» концентрической системы преподавания истории в условиях введения новых ФГОС, мы можем вернуться вновь к разбитому корыту. Что делать? Вспоминаются две крылатые фразы - «лучше меньше, да лучше» и «торопиться надо, но не спеша»!


Четыре «линейки»

Впрочем, представление о том, что школам в обязательном порядке будет «навязан» один-единственный учебник истории, не вполне соответствует действительности. Как рассказала старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН доктор исторических наук Варвара Вовина, участвующая в работе над новым учебником, речь идет о четырех равнозначных вариантах, которые будут предложены для преподавания.

- В конкурсе на единый учебник отечественной истории будут принимать участие «линейки» (то есть серии) учебников, начиная с 6-го класса и по 9-й класс включительно, - отметила Варвара Вовина. - Победителями станут четыре «линейки», которые отберут из гораздо большего количества поданных на конкурс. Участвуют в нем и представители петербургской исторической школы. Если мы победим, наш учебник выйдет как один из четырех утвержденных.

Как подчеркнула Варвара Вовина, особенностью петербургской серии будет серьезное внимание к культуре, истории науки и искусства, быту и нравам, повседневности. Предполагается уход от истории политических институтов в сторону очеловечивания прошлого. Экономические сюжеты будут также вводиться ограниченно и только в изложении тех периодов, когда в этой области действительно происходили существенные изменения, которые могут запоминаться детьми. Но акцент будет сделан на людей, а не на цифры.

Главная проблема - помочь школьникам представить прошлое как часть своей жизни, как то необходимое временное пространство, без которого уже нельзя жить. Это можно попытаться сделать через сопереживание, сочувствие, заинтересованность. Предполагается, например, ознакомить школьников с основными источниками по отечественной истории, чтобы они поняли, что нет такого волшебного сундучка, в котором лежат готовые исторические факты.

- Поскольку авторами будут академические ученые - специалисты по тем периодам, которым посвящен каждый из учебников, - в них в сжатой форме будут изложены современные взгляды на основные проблемы отечественной истории, - говорит Варвара Вовина. - В общем, одна из важнейших задач - сделать учебники интересными. Учеба может и должна быть творчеством. Конечно, тут главная роль принадлежит учителю, но и от учебника многое зависит.

РИСУНОК Аркадия ГУРСКОГО

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10300397@SV_Articles
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Глезеров
«Ударницы» как антитеза развалу
Феномен женского батальона
21.10.2015
Трамвай пойдет до Скорбящей
Документы Российского государственного исторического архива (РГИА) позволили пролить свет на неизвестный ранее эпизод - деятельность полевого лазарета, сформированного в Александро-Невской лавре в самом начале Первой мировой войны
18.09.2015
Неуживчивый правдолюбец и неутомимый строитель
Таким рисуется портрет этого зодчего
20.07.2015
Все статьи Сергей Глезеров
Последние комментарии
«Вакцинация населения - вопрос суверенитета России»
Новый комментарий от Полтораки
10.05.2021 13:20
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от Наблюдатель
10.05.2021 13:06
Народы без вождя войн не выигрывают
Новый комментарий от Русский Сталинист
10.05.2021 13:05
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Русский Сталинист
10.05.2021 12:59
«Победа – это поистине чудо и милость Божия»
Новый комментарий от Сант
10.05.2021 11:13
Для чего готовится война?
Новый комментарий от Алексей
10.05.2021 09:54