Компас в море фактов
- Сама идея создания единого комплекса учебников для средней школы является в своей основе абсолютно верной, необходимой и актуальной, - уверен доктор исторических наук Андрей Михайлов. - Ведь история как учебная дисциплина выполняет не только образовательную, но и воспитательную функцию. Оценка прошлого во многом формирует взгляд и оценку настоящего и будущего, отношение к жизни, причем не только в политике, но даже в быту.
Абсолютно верным, считает ученый, является также идея, что учебник истории должен отразить «единую логику непрерывной истории России». Разумеется, оценка исторических событий в разные периоды могла быть разной и крайне идеологизированной, но единую логику истории страны это никак не отменяет.
- На голову ученика сегодня обрушивается град исторических и псевдоисторических сведений из Интернета и других источников, - говорит Михайлов. - Добавим сюда всяческие политические течения, разнообразные идейные завихрения, постмодернизм с присущим ему антиисторизмом... Учебник здесь должен сыграть роль компаса, навигатора, как и предполагает стандарт.
- История в школе должна дать определенную сумму абсолютных неопровержимых фактов, - считает доктор исторических наук Владлен Измозик. - Надо учить гордиться славными страницами истории своей страны и испытывать отвращение к ее позорным делам; учить нравственности, показывая людей, которые всегда защищали культуру, спасали ее ценности и людей, гонимых властью, врагами, рискуя своей жизнью; надо учить уважать другое мнение; оценивать исторических деятелей обязательно с учетом нравственной составляющей. Тогда Сталин и Берия не будут героями для восхищения и подражания.
С тем, что единый учебник необходим, согласился и доктор исторических наук Сергей Полторак. Он нужен, потому что школьники еще только учатся мыслить самостоятельно и учебник должен их к этому приучать. В начале 1980-х годов в США в школьном учебнике по истории учащимся задавали вопросы на самостоятельность мышления, среди них был и такой: «Что бы сделал ты, чтобы не допустить Октябрьской революции в России?».
- Увы, сейчас в российском обществе стало признаком хорошего тона не любить Россию, - отметил Полторак. - В том, что это так, виноваты те, кто проводит социальную политику, нацеленную на отупление населения страны. Учебник истории должен учить любить прошлое России.
Торопиться не спеша
Многие, принявшие участие в нашем импровизированном опросе, обращали внимание: дело не только в учебнике истории, сколько в учителе!
- История в школе должна преподаваться талантливо и честно - это главное, - уверен Сергей Полторак. - Другое дело, где взять талантливых и честных? Их явно не хватает, так как профессия учителя в России стала синонимом неудачника или в лучшем случае профессией чудаков.
- Подозреваю, что наши чиновники от образования в школе прогуливали уроки, - говорит историк Кирилл Страхов. - Иначе понимали бы, что сознательное отношение к истории формирует вовсе не учебник - «единый» или «справедливый», - а учитель! Но вырастить новое поколение учителей - многолетний кропотливый труд... Проще написать подобие «рухнамы» - «великую книгу всех времен и народов». Но такой учебник проживет недолго. Поменяются персоналии во власти, и сразу выяснится, что его надо переписывать.
А вот мнение практика - учителя истории и обществознания, директор гимназии № 166 Центрального района Петербурга Игоря Карачевцева. Среди его регалий - «Заслуженный учитель России», лауреат премии президента РФ в области образования, абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель года-2003»:
- Школьное историческое образование находится в кризисе. В чем причины? Объем исторического содержания за последние десятилетия увеличился, а количество часов на преподавание истории в школе сократилось. Тяжелый удар принес переход в 1990-е годы на концентрическую систему преподавания истории в школе. Теперь вся история человечества с древнейших времен до наших дней изучается с 5-го по 9-й классы - это первый «концентр». А в 10 - 11-х классах на более глубоком уровне вновь повторяются и обобщаются исторические знания учащихся. Это второй концентр.
Опыт работы с учащимися показывает, что большинство учеников 5 - 9-х классов не усваивают большой исторический материал. Новые школьные учебники истории перегружены фактами, событиями, именами. А у педагога катастрофически мало учебного времени, чтобы раскрыть образы событий, деятелей прошлого, обсудить исторические процессы. Без прочной опоры на гуманитарные знания и умения учеников трудно организовать работу по формированию исторического мышления в старших классах. А «дамоклов меч» ЕГЭ заставляет учителя истории идти по пути натаскивания на конкретные знания.
По мнению Карачевцева, переход на новые федеральные стандарты образования, к сожалению, не меняет сложившуюся ситуацию. В старших классах история становится предметом по выбору, а введение нового обязательного предмета «Россия в мире» не решит задачу воспитания уважения к отечественной истории, поскольку этот курс является не чисто историческим, а неким национальным аналогом обществознания.
- Разработанный историко-культурный стандарт в своих концептуальных основах, в том числе культурно-антропологический подход, выработка сознательного оценочного отношения к истории, несет позитивный заряд, но в содержательном наполнении во многом повторяет предыдущие учебные программы по истории, - считает Игорь Карачевцев. - Если его укладывать в «прокрустово ложе» концентрической системы преподавания истории в условиях введения новых ФГОС, мы можем вернуться вновь к разбитому корыту. Что делать? Вспоминаются две крылатые фразы - «лучше меньше, да лучше» и «торопиться надо, но не спеша»!
Четыре «линейки»
Впрочем, представление о том, что школам в обязательном порядке будет «навязан» один-единственный учебник истории, не вполне соответствует действительности. Как рассказала старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН доктор исторических наук Варвара Вовина, участвующая в работе над новым учебником, речь идет о четырех равнозначных вариантах, которые будут предложены для преподавания.
- В конкурсе на единый учебник отечественной истории будут принимать участие «линейки» (то есть серии) учебников, начиная с 6-го класса и по 9-й класс включительно, - отметила Варвара Вовина. - Победителями станут четыре «линейки», которые отберут из гораздо большего количества поданных на конкурс. Участвуют в нем и представители петербургской исторической школы. Если мы победим, наш учебник выйдет как один из четырех утвержденных.
Как подчеркнула Варвара Вовина, особенностью петербургской серии будет серьезное внимание к культуре, истории науки и искусства, быту и нравам, повседневности. Предполагается уход от истории политических институтов в сторону очеловечивания прошлого. Экономические сюжеты будут также вводиться ограниченно и только в изложении тех периодов, когда в этой области действительно происходили существенные изменения, которые могут запоминаться детьми. Но акцент будет сделан на людей, а не на цифры.
Главная проблема - помочь школьникам представить прошлое как часть своей жизни, как то необходимое временное пространство, без которого уже нельзя жить. Это можно попытаться сделать через сопереживание, сочувствие, заинтересованность. Предполагается, например, ознакомить школьников с основными источниками по отечественной истории, чтобы они поняли, что нет такого волшебного сундучка, в котором лежат готовые исторические факты.
- Поскольку авторами будут академические ученые - специалисты по тем периодам, которым посвящен каждый из учебников, - в них в сжатой форме будут изложены современные взгляды на основные проблемы отечественной истории, - говорит Варвара Вовина. - В общем, одна из важнейших задач - сделать учебники интересными. Учеба может и должна быть творчеством. Конечно, тут главная роль принадлежит учителю, но и от учебника многое зависит.
РИСУНОК Аркадия ГУРСКОГОhttp://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10300397@SV_Articles