Семья: фрагменты настоящего, прошлого, будущего

0
256
Время на чтение 10 минут
Семья в Шумерах

В наших представлениях о древнем мире и зарождении цивилизации на особом месте стоят знания о государстве Шумер. Это первая письменная, высокоразвитая культура 4-3 тысячелетия до Р.Х., которая оставила миру множество открытий и достижений. Расшифровка шумерских клинописных табличек позволила получить представление об особенностях верования и законах страны, отношению к браку и семье.

Заключение брака у шумеров, также как и у других древних народов, было сугубо мужским делом. Отцы подыскивали подходящую пару для своего чада, и обсуждали все условия брачной сделки. Ни женихи, ни невесты не имели голоса в выборе спутника жизни, все решали кастовые и экономические интересы семьи. Положение отца жениха выгодно отличалось от положения родителя невесты. Ему необходимо было дать хорошее приданое за своей дочерью, и если девочек в семье было много, они автоматически исключались из претенденток на выгодные браки.

Жених по установленной договоренности вносил выкуп за невесту, но он всегда был значительно меньше ее приданого. Семья невесты лишалась не только денег, но и рабочих рук, которые теперь находились в распоряжении семьи жениха. Фактически в доме мужчины появлялся новый работник, лишенный не только привилегий, но и элементарных прав.Более того, женщина в «приданое» получала не только условие беспрекословного подчинения мужу, но и принимала на себя обязательства по его добрачным долгам.

Распространенной практикой была расплата с кредитором путем передачи ему в качестве рабыни собственной жены. Развод мог осуществляться только по инициативе мужа, при этом, если его претензии были в суде признаны обоснованными, то она не получала никаких средств к существованию. Если же на нее был возведен несправедливый навет, муж выплачивал ей большую денежную компенсацию. Самым страшным женским преступлением было оскорбление мужа, а из оскорблений - наиболее сурово каралась измена.

Несмотря на это, в историческом контексте, положение женщин Шумера было не столь отчаянным, как в других странах. Были вопросы, с которыми женщина могла обратиться в суд, рассчитывая на справедливое рассмотрение ее дела. Она могла иметь собственное имущество и совершать сделки, заверяя их личной печатью. Если в семье ее родителей не было мальчиков, после смерти отца она получала законную долю наследства. Если же в молодости она сознательно отказывалась от брака и становилась жрицей, ее семья обязана была достойно содержать ее до конца жизни. Тоже относится и к престарелым матерям - они жили в достатке и довольстве в домах своих сыновей.

Несмотря на такие, достаточно жесткие формы внутрисемейного общения, люди времен Шумера, были порождением более продвинутой культуры, чем жители других стран. В расшифрованных клинописных табличках 3 тысячелетия до Р. Х. сохранились стихи и поэмы, посвященные личным отношениям. В них рассказывается о знакомствах, симпатиях, зарождающихся чувствах и ухаживании. В древнем шумерском эпосе говорится о матери, которая советует сыну жениться на девушке, которую он полюбил. Несмотря, на давление материального фактора, люди начинают прислушиваться к голосу сердца и искать в семье симпатии и единомыслия.

Семейный очаг в Древнем Египте

Семейные традиции этой древней страны, по мнению русского философа В.В. Розанова, настолько крепки и роль женщины столь высока, что «Только у египтян была Мать, а у всех прочих мать». Уважение к семье, родителям, бережное отношение к роду отца и матери - все это было в традициях Древнего Египта. Интересной была ситуация наследования власти - она передавалась по материнской линии. Царица была царицей по происхождению, и, женившись на ней, ее муж становился фараоном. Фараоны восходили на трон после брака с наследницей, а их собственное происхождение не имело никакого значения.

История сохранила не более десятка имен женщин, которые правили страной, но это огромная цифра для своего времени. Однако, помимо исключительных случаев, династические браки заключались в интересах сохранения власти одной семьей. Таким образом, возникла практика браков между близкими родственниками - братьями и сестрами, дядями и отцами с племянницами и даже дочерями. Эти союзы, по мнению одних ученых были формальными, а по представлениям других - носили кровосмесительный характер.

В отличие от других народов, египтянки пользовались в обществе не только уважением, но и гораздо большей свободой. Они свободно общались, вели дела, руководили жизнью своего дома, часто давали ссуды своим мужьям из личных денег. В Древнем Египте женщина не закрывала лицо, могла инициировать развод, и повторно выйти замуж.

Конечно, речь не шла о равенстве в социальной жизни, где в семье царили патриархальные обычаи. Однако, искусство и литература Древнего Египта изображает женщину с уважением и нежностью, а мудрецы давали молодежи удивительно трогательные наставления об отношении к своим избранницам: «Если ты молодой человек и берешь себе жену и вводишь ее в свой дом, помни, что тебя родила и вырастила мать. Не доводи до того, чтобы жена стала тебя проклинать, обратилась бы с жалобой к богам и они бы ее услышали... Не обременяй жену опекой, если ты знаешь, что она в полном здравии... Побольше молчи и наблюдай - только так узнаешь ты ее способности». (Изречения Птахотепа, наставника одной из школ мудрецов).

К браку египтяне, которые как никто другой из современных народов задумывались о будущем, относились как к священным узам. В их изобразительном искусстве часто отражается тема перехода в загробный мир семейных пар, которые уходят вместе, крепко взявшись за руки, не расторгая жизненной земной связи. То, что было создано на земле, они не хотят расторгать в посмертном существовании. Не случайно в Древнем Египте понятия «построить дом» и «взять жену» были тождественны. А дом и семья рассматривались как самый главный источник радости и счастья.

Закон и порядок в ветхозаветной семье

Ветхозаветная семья была абсолютно не похожа на современную семью. В нее входили не только родители и дети, но и бабушки, дедушки, дяди, тети, двоюродные братья и сестры, и даже слуги. Библейская история рассказывает, что когда Авраам отправился освобождать из плена своего племянника Лота, с ним вышли 318 воинов из членов семьи.

Всей жизнью это семейной общины руководил отец, его слово было законом для жены, детей и других родственников, а авторитет - безусловным. Поэтому не удивительно, что когда Аврааму открылся Бог, все члены семьи, не обладающие его верой, приняли ее безоговорочно. С тех пор их жизнь стала неразрывно связана с Единым Богом, и повседневность не отделялась от веры.

Уклад жизни древних евреев в части распределения прав и обязанностей был таким же, как и в других странах современного Востока. Жена и дети полностью зависели от главы семейства. Он мог жаловать и наказывать, мог найти подходящего мужа для дочери, а мог продать ее в рабство. По библейским законам недостойные и непокорные дети могли даже предаваться смерти.

Несмотря на зависимое положение женщины в семье, Закон требовал бережного отношения к жене со стороны мужа, а от детей требовалось почитать и уважать свою мать.

Древние евреи строили свои отношения в семье на принципах патриархата и по Законам, полученным от Бога. В заповедях было сказано: «Не прелюбодействуй», «...не вожделей жены ближнего твоего...» - и общество считало недопустимым разврат во всех его проявлениях. Добрачные связи, так же как и супружеская измена, не просто осуждались, они считались отступлением от нравственного закона и грехом перед Богом. В реальной жизни эти законы нарушались, в разные эпохи существовали и моногамный, и полигамный брак. Однако, из Ветхого Завета известно, что нарушение Закона не только каралось Божьим наказанием, но и общественным осуждением.

В бездетных семьях для продолжения рода допустимо было взять в дом наложницу, однако соблюдалась иерархия жен. Отличительной особенностью древнееврейского брачного законодательства был так называемый «левират», закон, по которому на бездетной вдове должен был жениться брат или другой родственник умершего мужа. Строго говоря, подобное правило существовало и в других странах древнего мира, но в Ветхом Завете оно утверждено законодательно и имеет особую религиозную окраску. Поскольку религиозная мысль древних евреев была сосредоточена на идее сохранения бессмертия через потомство, человек, не родивший детей, умирал навсегда. В левирате шла речь о «сохранении семени». Когда в браке вдовы и родственника мужа появлялся первенец, он получал имя своего умершего отца и считался его родным сыном и продолжением его рода. Этот закон отвечал первой Божьей заповеди об умножения жизни - «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею».

Получив от Бога обещание обильного потомства Аврааму, древние полагали, что это единственный знак Божьего благоволения и смысл человеческого существования.

Бесплодие браков считались позором и проклятием, знаком Божьего гнева за тайные грехи. Бездетные семьи проживали свою жизнь в атмосфере общественного пренебрежения.

Мессианские ожидания древних израильтян полностью согласовывались с задачами приумножения народа. Каждый родившийся ребенок мог быть Спасителем, поэтому чадолюбие было отличительной чертой ветхозаветного человека, а рождение детей - единственным смыслом брака.

Строители Корабля Спасения

Проходили века, и представления Ветхого Завета наполнились новым смыслом. Во все времена, везде, находились люди с более зрелыми душами, которые были наделены чуткостью к жизни. Они знали, что такое вера, любовь, чистота помыслов, верность, самопожертвование и милосердие. Общество также следовало за этими изменениями, неспешно принимая более высокие этические идеалы. Но для кардинального изменения человека этого было недостаточно.

И Человек, наконец, получил из рук самого Господа Иисуса Христа знания о том, что такое свобода души, что такое истинная любовь, гармония и полнота жизни. Благодаря этому люди поняли, что брак - это не коммерческая сделка, не поле плотских утех и интеллектуального времяпровождения, и даже не рождение ребенка. Иисус предложил человеку подняться выше своей природной сути и понять, что целостность его собственной природы в двух составляющих - телесной и духовной. Что Замысел Бога о человеке возвышен и красив, что в семье он видит гармонию в полном слиянии мужского и женского начала, в их устремленности к Богу. Что рост человеческой души идет быстрее, когда двое имеют общий идеал, помогают друг другу, служат поддержкой и опорой во всех делах.

Святые отцы называли семью «Малой Церковью» и «Кораблем Спасения». В христианском понимании семья - это духовное объединение людей, которые в силу своей человеческой природы могут родить детей и воспитать их в христианских началах.

Церковь именно в браке видит черты богоподобия в человеке. Созданный по образу Божьему, человек, построивший семью, повторяет в отцовстве, материнстве и сыновстве троичность Его Образа. В этой связи становится понятным, почему первое евангельское чудо произошло не в Храме, и не в многолюдном собрании, а на скромной свадьбе простых, небогатых людей.

Недалеко от Галилейского озера, в восьми километрах от Назарета, находится небольшая арабская деревушка, Кфар Кана. Это та самая евангельская Кана Галилейская, в которой Иисус Христос совершил свое первое чудо - претворения воды в вино.

Это чудо описано в Евангелии от Иоанна. Историки Церкви полагают, что дом в Кане, в котором проходила свадьба, принадлежал родственникам Богородицы. Женихом был будущий апостол Симон по прозванию Кананит или Зилот, племянник Иосифа и Марии.

Свадьбы у иудеев в те времена были торжественными и длились иной раз целую неделю. Празднование начиналось не раньше сумерек, когда невеста, в праздничных одеждах, покрытая с головы до ног широкой вуалью-покрывалом и украшенная живыми цветами, отправлялась в дом жениха. Ее сопровождали гости, факельщики и музыканты, которые играли на флейтах и били в барабаны.

 

Женщины помогали по хозяйству и вполне вероятно, что Богородица как родственница, тоже хлопотала над угощением. Ей первой и удалось увидеть, что заканчивается вино, о чем она и сказала Сыну.

 

На первый взгляд странно, что удивительное чудо было сотворено казалось бы по поводу незначительного житейского события. Но Христос в своей земной жизни делил земные радости и невзгоды с теми, кто его окружал, жил среди незнатных и бедных людей. Превратив простую воду в замечательное вино, он помог продолжить радость и веселье сердец простых людей, для которых вино было символом праздника и благоденствия. Присутствие Спасителя на свадьбе и сотворенное им чудесное вино впервые освятили брачные узы. С тех пор и до наших дней истинным браком стал утвержденный церковным таинством союз людей, которые вместе идут по пути к Спасению.

 

 

Тенденции семьи в Европе

 

В сознании современных европейцов произошли изменения, и они все больше перестают считать брак таинством. Следует заметить, что это мнение разделяют и некоторые церкви. Люди заключают гражданский, нерелигиозный брак, который отвечает нормам жизни, принятым в обществе. Не следует путать его с сожительством, к которому часто применяют этот термин.

 

Официально зарегистрированный брак подразумевает ответственность и обязанности сторон, в то время как сожительство - форма временного союза, не подкрепленная ничем, кроме сексульных отношений. Партнерство в таком «гражданском браке» не подразумевает духовной близости, понимания и помощи.

 

Статистика свидетельствует, что подобные добрачные союзы только в редких случаях завершаются браком. Официальные браки также стали распадаться в более чем в половине случаев. Как бороться с тем, что институт брака и семьи находится в столь плачевном состоянии - на этот счет существует множество разноречивых и даже глубоко аморальных мнений. Здесь и новые законодательные установления об отношениях сторон в семье, и призывы к противоестественным формам семьи, и суррогатное материнство, и бездумные законы об усыновлении, и ювенальная юстиция.

 

Главным направлением реформирования семьи стали законы об однополых браках.

Эта тема получила поддержку в политических кругах, и СМИ, и стала для первых инструментом для завоевания новых сторонников и рекламы, а для вторых - темой сенсационно привлекательных разоблачений, сплетен и скандалов. В сознании общества под лозунгами демократии и терпимости формировалась идея о правах сексуальных меньшинств на нетрадиционные формы брака, которая вылилась в формулировку - «браки для всех». Так начались сдвиги в процессе официального одобрения однополых браков. «Ящик Пандоры» открыла в 1986 г. Дания, за ней Нидерланды, Норвегия, Швеция... В последнем году прошлого века в этот список вошла Франция, которая сейчас переживает потрясения в связи с надвигающимся принятием закона об усыновлении.

 

Традиционные религиозные конфессии не приемлют однополые браки, по той простой причине, что они разрушают весь строй сознания, уничтожают семьи и обрекают человечество на возврат в Римскую империю, и еще дальше - в Содом и Гоморру.

 

Проповедники идеи трансформации семьи забывают о том, что в основе человеческой веры и культуры лежит представление о появлении человечества от союза мужчины и женщины - Адама и Евы. Именно соединение их в одну плоть порождает новую жизнь.

 

Не только христианство стоит перед решением этой проблемы, перед человечеством в целом возникает вопрос, куда заведет такое отклонение от норм жизни, какими будут поколения людей, воспитанных в однополых семьях.

 

Психологи утверждают, что дети, воспитанные однополыми родителями часто страдают психическими отклонениями, затрудняясь самоидентифицироваться и определить собственную сексуальную принадлежность. В Европе появились детские сады и школы, которые вводят местоимение «оно» из гейского жаргона, вместо «мальчик» и «девочка». К родителям обращаются не «мать» и «отец», а «уважаемый родитель»...Создается отдельная культура, и даже в детских сказках не влюбленный принц ищет Золушку, а два принца страдают от неразделенной любви.

 

Бездуховные и корыстные люди играют в «браки для всех», не задумываясь о том, что завтра на улицу выйдут новые группы с требованием узаконить кровосмешение, полигамию, скотоложство. А почему нет? Модель поведения уже отработана - «браки для всех», осталось только расширить ее понимание. Думающие люди должны сделать все, чтобы не допустить создания поколения программированных на пороки детей, не понимающих, что такое любовь. Нельзя допустить, чтобы землю заселило поколение новых франкенштейнов, обрывки душ которых скреплены проволокой демагогических, бездуховных лозунгов.

http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/46860.php

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Винокурова
Все статьи Ирина Винокурова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06